Почему казахстанцы не привыкли пользоваться кредитками

Из 5,2 млн кредитных карт почти половина «простаивает»: операции проводятся только с 2,8 млн

Фото: Shutterstock

Ужесточение регулирования в сфере потребительского кредитования снижает возможности банков расти на этом рынке. Выпадающие продажи банки могли бы частично компенсировать активным продвижением кредитных карт. Ниша привлекательна еще и потому, что ведущий розничный банк заполнять ее не хочет. 

В отличие от развитых экономик, где кредитки имеют тотальное хождение, в Казахстане этот продукт не столь популярен. По данным Нацбанка, на 1 июня доля кредитных карт в стране составила 21% против 75%, приходящихся на дебетные карты (еще по 2% занимают дебетные карты с кредитным лимитом и пред­оплаченные карты). При этом из находящихся в обращении 5,2 млн кредиток почти половина «простаивает»: операции проводятся только с 2,8 млн. 

Чем богаты…

Дело в том, что казахстанские банки часто предлагают кредитки как продукт, сопутствующий депозиту, зарплатной карте или потребительской ссуде. Например, Bank RBK готов открыть кредитную карту без обеспечения и под залог сберегательного счета. Во втором случае на кредитке будут деньги в валюте депозита, что позволяет расплачиваться кредиткой за рубежом, не боясь потерять на конвертации. 

В пресс-службе ForteBank утверждают, что их кредитка уникальна тем, что позволяет совершать покупки без переплаты: «C кредитной картой Forte покупки становятся доступнее, так как можно покупать по специальным предложениям без переплаты процентов до 12 месяцев». 

Евразийский банк предлагает клиентам не классическую кредитку, а карту рассрочки: «Наша карта рассрочки имеет предельно простую арифметику: совершил покупку на определенную сумму в магазинах-партнерах, поделил выплаты на три месяца. Если магазин не партнер, при сумме рассрочки не более 200 тыс. тенге одноразовая комиссия составит 2 тыс. тенге».

Спрос есть

В Банке ВТБ делятся позитивной динамикой спроса на кредитки. «На 1 июля нами выдано кредитных карт на сумму 600 млн тенге. Динамика с начала года составила плюс 3%, притом что данный продукт не являлся приоритетным для нас. Тем не менее мы видим огромный потенциал роста», – сообщил начальник отдела банковских карт Банка ВТБ (Казахстан) Фархат Айсаров.

Финансисты часто сравнивают рынок Казахстана и Турции, где кредитные карты давно стали драйвером продаж. 

Единственное отличие – у нас этот продукт только начал развиваться. Возможно, зная о перспективах рынка, Altyn Bank предлагает сразу три вида кредиток – для покупок, с возможностью обналичивания и для путешествий. «С каждым днем все больше растет потребность населения в быстрых способах получения ссуды на небольшие суммы для обеспечения своих каждодневных расходов», – констатировала начальник управления розничных продуктов Altyn Bank Татьяна Попова.

По данным Нацбанка, доля безналичных платежей в общем объеме операций с карточками казахстанских эмитентов выросла за год (май 2018/май 2019) с 29,2 до 42,6%. «Популярность кредитныx карт, как правило, определяется уровнем развития в стране безналичныx расчетов. Клиентам выгодно покупать товары и услуги сейчас, а платить за них через один-два месяца (типичный срок беспроцентного льготного периода по кредитной карте). Популярность безналичных покупок в последние годы существенно выросла, и, как следствие, можно ожидать существенного роста спроса на кредитки», – считает управляющий директор по розничному бизнесу Альфа-Банка (Казахстан) Иван Истомин.

По его словам, сейчас Альфа-­Банк пилотирует несколько видов кредитных карт, запуск продуктов планируется в следующем году. Похожими планами поделились в пресс-службе Банка ЦентрКредит: «В настоящее время на фоне роста привлекательности кредитных карт БЦК пересматривает продуктовую линейку и работает над созданием новой, прогрессивной карты».

условия обслуживания кредитных карт в казахстанских банках.jpg

Kaspi против

Директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак считает, что главной целевой аудиторией кредиток должны быть клиенты, уверенные в завтрашнем дне. «Однажды выдав кредитную карту, банк может оказывать кредитные услуги клиенту на протяжении длительного времени без необходимости посещения банка и оформления дополнительных документов. Поэтому в сегменте постоянных клиентов с высокой платежеспособностью их применять выгоднее, чем обычный розничный кредит», – отметил он.

По данным Первого кредитного бюро, задолженность казахстанцев по кредитным картам на 1 мая составляла 1,1% от совокупной ссудной задолженности физлиц, или около 68 млрд тенге. Статистика проблемных займов по кредиткам отсутствует. Зато присутствует риск, что карточный кредит является сложным продуктом для массового сегмента клиентов. Ведь человеку необходимо ежемесячно погашать процент от использованного основного долга плюс начисленное вознаграждение, а когда нужно подсчитать, из чего сложился минимальный платеж, люди зачастую теряются, не знают, как правильно высчитать сумму займа. Поэтому лидирующий на рынке розничного кредитования Kaspi в свое время отказался от выпуска кредитных карт. 

«Основной минус этого продукта – долг никогда не заканчивается. Люди гасят, потом снова берут и никак не могут погасить задолженность. В результате клиенты постоянно должны банкам и переплачивают за кредит огромные суммы. Именно по причине негативных последствий для финансового благополучия наших любимых клиентов мы прекратили предоставлять этот продукт и не планируем его возобновлять в обозримом будущем. Мы также советуем казахстанцам с большой осторожностью относиться к кредитным картам», – сообщили в пресс-службе Kaspi.kz.

Впрочем, финансово подкованные граждане активно и с удовольствием пользуются кредитками, применяя два простых правила. Первое: погашай задолженность в льготный период и не плати проценты. Второе: не обналичивай в банкомате деньги с кредитной карты, а оплачивай ими покупки в предприятиях торговли и сервиса.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg