Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Пауэлл готовится к понижению ставки

Председатель ФРС США ссылается на неопределенность в мировой экономике и торговле, индекс S&P 500 вырос до 3 000 пунктов

Фото: Shutterstock

Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл выступил с предупреждением: в конце июля центробанк может пойти на снижение процентных ставок, чтобы защитить экономику США от рисков, связанных с замедлением темпов глобального роста и неопределенностью вокруг торговой политики.

Выступая 10 июля в Конгрессе, Пауэлл сообщил, что за последние недели улучшений по экономическому прогнозу не произошло и указал на целый ряд рисков. По его мнению, события, которые могли бы поддержать позитивные ожидания, такие как июньский отчет по рынку труда и недавнее торговое перемирие между США и Китаем, не сыграют в этом плане большой роли.

«Для меня важнее всего то, что неопределенность по поводу глобального роста и проблемы в торговле продолжают оказывать негативное влияние на перспективы развития экономики», – заявил Пауэлл. При этом есть риск, добавил он, что слабая инфляция может оказаться более устойчивой, чем предполагалось ранее, и это может «усилить доводы в пользу введения более адаптивной политики», что в свою очередь подразумевает более низкие ставки. Отвечая на заданный ему вопрос, Пауэлл заявил, что не намерен покидать свой пост в случае, если президент Трамп попытается заменить его.

На фоне растущих ожиданий по поводу снижения ставки выросли фондовые индексы. Nasdaq Composite поднялся на 0,75%, приблизившись к рекордной отметке 8202,53 пункта. Индекс S&P 500 на короткое время впервые достиг уровня в 3 000, завершив день с ростом 0,5% и показателем 2 993,07. Индекс Dow Jones Industrial Average увеличился на 0,3% и достиг 26 860,20 пунктов. С 2,058 до 2,062% выросла в прошлый вторник и доходность 10-летних казначейских облигаций США. При этом доходность и цены двигаются в противоположных направлениях.

Инвесторы на фьючерсных рынках процентных ставок ожидают, что на заседании ФРС, которое пройдет 30–31 июля, базовая ставка будет понижена на четверть процентного пункта с текущего диапазона, равного 2,25–2,5%.

Опубликованные в прошлую среду протоколы заседания ФРС от 18–19 июня показывают, что в центробанке были готовы понизить ставки в случае, если не решатся проблемы в торговой сфере и не прекратится замедление экономического роста в Европе и Азии. Тогда члены центробанка оставили ставки на прежнем уровне, не ожидая быстрого спада. Однако в протоколе говорилось о том, что многие из них «делали серьезное допущение в пользу сценариев с менее благоприятным исходом».

В частности, обсуждались признаки охлаждения экономики, включая снижение объемов поставок и сокращение заказов основных средств, более низкие прогнозы роста прибыли от аналитиков частного сектора, снижение производственной активности, более слабый рост мировой экономики, спад экспорта американских товаров и возросшую неопределенность в политической сфере.

ФРС «надеется сократить ставки до того, как статданные по США подтвердят, что эти риски негативно повлияли на экономический рост», – говорит Мишель Мейер, глава отдела экономики США в Bank of America Merrill Lynch. По ее словам, протоколы заседания говорят о том, что ФРС «склоняется в сторону сокращения ставки намного сильнее, чем мы думали раньше».

Согласно данным протокола последнего заседания ФРС, официальные лица центробанка знали о том, что финансовые рынки не демонстрировали серьезных признаков стресса главным образом из-за ожиданий инвесторов от ФРС понижения базовой ставки в ближайшее время.

Вряд ли бы Пауэлл стал подробно отвечать на вопрос о том, что способно заставить управляющих ФРС снизить ставки на половину пункта, а не на четверть, поскольку этот шаг поддержал лишь президент Федерального резервного банка Миннеаполиса Нил Кашкари. В 1995 и 1998 годах ФРС уже предпринимала серию сокращений ставки на четверть пункта с целью подстраховаться и защитить экономику от растущих рисков рецессии при явных признаках ее замедления. И сегодня эта модель для представителей ФРС может послужить примером. В 2001 и 2007 годах ФРС инициировала ряд циклов понижения ставок на полпункта, когда столкнулась с явными признаками спада в экономике. Однако в обоих случаях рецессия наступала в течение нескольких месяцев после первого понижения ставки.

Сегодня представители ФРС сталкиваются с непростой экономической ситуацией. Рынок труда США остается здоровым, а потребительские расходы стабильными. Согласно опубликованному на прошлой неделе отчету по заработной плате, в июне было создано 224 тыс. новых рабочих мест. Это натолкнуло рынки на мысль, что на очередном заседании, которое состоится в конце июля, центробанк, возможно, не пойдет на снижение ставки на полпункта. Однако когда Пауэлла спросили, является ли отчет по рынку труда признаком возможного улучшения экономической ситуации, он ответил: «Прямой ответ на ваш вопрос – нет».

По словам Пауэлла, данные по росту экономики стран Европы и Китая по-прежнему неудовлетворительные относительно ожиданий с момента последнего заседания ФРС в июне. Хотя достигнутое в июне соглашение о возобновлении торговых переговоров между президентом США Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином является «конструктивным шагом», «это не устраняет неопределенность, которая, на наш взгляд, влияет на прогноз в целом», сказал Пауэлл. 

Его комментарии по поводу рынка труда и инфляции также свидетельствуют о готовности ФРС к снижению процентных ставок. В прошлом году представители ФРС повышали ставки четыре раза, полагая, что высокий спрос на рабочую силу и более сильный рост экономики будут стимулировать инфляцию. Однако, несмотря на целевой показатель ФРС в 2%, в текущем году инфляция снизилась. При этом базовая инфляция, исключающая нестабильные цены на продукты питания и энергоносители, в мае составила 1,6% в годовом выражении. Для сравнения: в декабре 2018-го уровень инфляции равнялся 2%, то есть был в пределах целевого показателя ФРС.

«Есть риск, что слабая инфляция окажется еще более устойчивой, чем мы ожидаем», – говорит Пауэлл. Эта его нынешняя позиция довольно существенно отличается от того, что он говорил два месяца назад, когда высказывал предположение о временном характере ситуации. Латентное инфляционное давление упрощает центробанку задачу по обоснованию более низких ставок, поскольку в том, чтобы обеспечить больше экономических стимулов, представители ФРС видят меньше рисков.

Также Пауэлл выразил несогласие с мнением, что рынок труда перегрет, что на нем существует дефицит рабочих мест и что это может вызвать чрезмерную инфляцию. «У нас нет никаких доказательств перегретости рынка труда», – сказал он, указывая на невысокий, но стабильный рост заработной платы. – Чтобы назвать что-то горячим, нужно, чтобы было хотя бы немного тепла», – заявил Пауэлл.

Ряд центробанков в других странах мира, многие из которых имеют еще меньше возможностей для понижения процентных ставок, чем ФРС, тоже перешли к политике понижения. Другие, впрочем, не придают слишком большого значения тревоге по поводу рисков, которые торговая напряженность несет для экономического роста.

Угрозы Трампа повысить тарифы на китайские товары и навязать новые тарифы Мексике и Европе «повышают вероятность того, что торговая напряженность может быть гораздо более масштабной, продолжительной и разрушительной, чем это ожидалось ранее», заявил на прошлой неделе Марк Карни, глава Банка Англии. «Темпы роста мировой экономики значительно снизились», – отметил он.

Как ФРС, так и лично Пауэлл за последние недели подверглись серьезной критике со стороны президента США. Трамп хочет, чтобы ФРС понизила ставки, отчасти из-за опасений, что укрепление доллара подорвет его усилия по стимулированию экономического роста. Пока Трамп вынужден мириться с Пауэллом, чей четырехлетний срок полномочий начал отсчет с февраля 2018 года, но не исключает его замены. Впрочем, в законе нет четкого определения, входит ли это в юрисдикцию президента или нет.

Когда Максин Уотерс, председатель Комитета по финансовым услугам Палаты представителей (представитель Демократической партии от штата Калифорния), спросила у Пауэлла, что он будет делать, если ему позвонит президент и скажет: «Я увольняю вас, собирайте вещи, пора уходить», глава ФРС тихо ответил: «Конечно, я бы этого не сделал». «Я вас не слышу», – произнесла Уотерс, что вызвало смех в зале заседаний комитета. И тогда Пауэлл повторил: «Мой ответ будет – нет».

До сих пор Пауэлл успешно избегал любой прямой конфронтации с президентом. Когда в прошлую среду его попросили прокомментировать заявление Трампа о том, что центробанк не знает, что делает, Пауэлл ответил: «Давайте посмотрим на экономику, и пусть это будет нашим табелем успеваемости».

В целом представители Конгресса со стороны как республиканцев, так и демократов выказывают главе ФРС свою поддержку. Республиканцы не поддержали критику центробанка со стороны Трампа, а демократы открыто призвали Пауэлла игнорировать комментарии президента. «Не бойтесь, мы здесь, в Конгрессе, демократы и республиканцы, на вашей стороне», – заявил член Палаты представителей Дэвид Скотт (Демократическая партия, штат Джорджия).

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1411 просмотров

МВФ предлагает Казахстану строго дозировать возможную помощь банкам

В фонде рассказали про AQR

Фото: Shutterstock

Международный валютный фонд предлагает Казахстану строго дозировать возможную помощь банкам второго уровня после завершения AQR. 

К оценке качества активов банковского сектора (Asset Quality Review – AQR) в Казахстане приступили в августе, проверка идет в 14 банках, на которые приходится около 87% активов банковского сектора страны. Основные цели AQR – обеспечение прозрачности банковской системы за счет качества информации о финансовом состоянии ключевых банков, укрепление финансовой стабильности за счет выявления и внедрения корректирующих мер для улучшения финансового состояния банков, повышение доверия со стороны инвесторов и вкладчиков.

«При необходимости по итогам работы будет составлен план мероприятий по принятию корректирующих мер в среднесрочной перспективе и даны необходимые рекомендации для банков второго уровня по дальнейшему совершенствованию действующих бизнес-процессов», – говорилось в пресс-релизе НБ РК о старте AQR в казахстанских банках.

Председатель Нацбанка Ерболат Досаев сообщал, что по итогам AQR регулятор совместно с правительством составит специальный план мероприятий на ближайшие два-три года по корректировке деятельности банков с недостаточным капиталом и проведению превентивных мероприятий в них на раннем этапе. Эксперты предполагают, что по итогам независимой оценки некоторым банкам потребуется докапитализация, в которой может принять участие государство.

Глава миссии МВФ в Казахстане Марк Хортон считает, что участие государства в такой докапитализации должно быть минимальным, и вливать средства в БВУ государству стоит только в тех случаях, когда внутренние возможности фин­учреждений будут полностью исчерпаны.

«Размер возможной помощи должен зависеть от портфелей банков и от способности действующих и новых акционеров предоставить такую поддержку, – говорит Хортон. – Наша рекомендация Нацбанку и правительству состоит в том, чтобы существующие акционеры банков были первым источником предоставления такой помощи, затем другое финансирование может поступать от новых инвесторов».

Хортон добавил, что государству следует поддерживать далеко не всех игроков рынка. По его мнению, монетарные власти должны вмешиваться только в тех случаях, когда речь идет о наиболее крупных и системообразующих банках, способных пошатнуть всю систему. Только в этом случае, уверен эксперт, появляются основания для предоставления дополнительной поддержки. 

«Но такая поддержка должна быть обусловлена четкими положениями и требованиями в отношении планов реструктуризации таких банков и составлением бизнес-планов для обеспечения их финансового благополучия, – подчеркнул представитель МВФ. – В целом мы рады, что официальные органы проводят оценку качества активов, потому что она позволяет получить четкую и независимую оценку. Мы надеемся, что в результате этой работы у банков в Казахстане будет более надежный уровень капитала, у них будут благополучные в финансовом отношении балансы и, таким образом, Казахстан избежит вопроса о банковском кризисе в ближайшие годы».

Сейчас, по информации Нацбанка, комплексная независимая оценка качества активов казахстанских банков продолжается, в настоящий момент завершены 3 из 9 предполагаемых блоков работ, которые позволили получить первые результаты анализа процессов и политик банков. В октябре Национальный банк приступил к анализу кредитных досье, оценке обеспечения и анализу резервирования банков, завершение AQR по-прежнему планируется в декабре 2019 года.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций