Как Минфин Казахстана собирается экономить бюджетные деньги

Глава ведомства Алихан Смаилов выступил на заседании правительства

Фото: Shutterstock

Минфин готовится внести изменения в бюджетное законодательство в части повышения значимости стратегических планов. При их рассмотрении администраторы бюджетных программ будут доказывать необходимость в выделении средств с точки зрения достижения целевых индикаторов, влияющих на дальнейшее развитие отрасли и страны в целом.
 
«В целях повышения качественного использования бюджетных средств министерством при рассмотрении бюджетных заявок, прежде всего, учитывается социально-экономический эффект. Также проводится анализ расходов на проведение выставок, конференций и круглых столов. По результатам мониторинга проведенных государственных закупок за текущий год, наибольшая сумма закупок на имиджевые мероприятия приходилась на местные бюджеты. В ближайшее время будет завершена разработка дорожной карты и определен алгоритм необходимых действий по оптимизации данных расходов в составе республиканского и местных бюджетов», – сказал сегодня на заседании правительства министр финансов Алихан Смаилов

Также, по его словам, проводится ревизия по сокращению расхода и экономии средств подведомственных организаций государственных органов. По итогам анализа из 173 государственных заданий на 402,3 млрд тенге предлагается исключить из перечня работ и услуг 68 заданий на общую сумму 37,6 млрд тенге путем перевода на госзакупки. 

В рамках эффективности реализации при утверждении новых государственных программ главой минфина предлагается поддерживать только эффективные меры господдержки в рамках выделяемых лимитов. 

Кроме того, для рационального использования бюджетных расходов, выделяемых на инвестиционные проекты, предлагается создать Единый банк проектов при строительстве с обязательным использованием типовых проектов. Данная мера, по оценке Смаилова, позволит сократить расходы на разработку ПСД и ТЭО до 30%, или на 12,6 млрд тенге, а сроки строительства – от 6 до 9 месяцев.

В части совершенствования системы госзакупок планируется акцент сделать на повышении квалификации поставщиков, поддержку отечественных товаропроизводителей, а также обеспечение прозрачности процедур. Также прорабатывается внедрение модели централизации госзакупок, введение способов закупок через интернет – магазины и применение рамочных соглашений. 

«Введение инструмента «ценового комплекса» с учетом медианной цены из Единого окна закупок НПП «Атамекен» при планировании и проведении госзакупок также позволит сэкономить до 10%, или до 320 млрд тенге в год. Результаты оптимизации и рационализации расходов на первом этапе будут учтены при формировании бюджета на 2020–2022 годы. Совместно со Счетным комитетом будут приняты меры по усилению ответственности за неэффективное использование и планирование бюджетных средств в государственном и квазигосударственном секторах. В целом вышеуказанные меры позволят улучшить качество бюджетного планирования, усилить контроль расходования средств и обеспечить сбалансированность государственных финансов и стабильность социально-экономического развития страны», – уверен Алихан Смаилов.

Напомним, что на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству совместно со Счетным комитетом усилить меры ответственности за неэффективное использование и планирование бюджетных средств как в государственном, так и квазигосударственном секторе.

«Несмотря на мое поручение, государственный бюджет еще не стал средством достижения общенациональных целей, не в полной мере учитывает реальные потребности населения. Кроме того, масса вопросов возникает по его эффективному использованию. Тотальное переформатирование бюджетных программ, переориентация бюджета именно на цели развития, отказ от имиджевых проектов – это пока дело будущего. Вы только приступили к этой работе, но результатов пока я не вижу. В целом примеров некачественного, непрофессионального планирования немало. При этом за неэффективное использование средств госорганы отделываются замечаниями рядовым исполнителям, дисциплинарные взыскания налагаются несоразмерно объемам выявленных нарушений», – сказал глава государства.  

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg