Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

В Казахстане пожилые заемщики платят лучше молодых

Почему так происходит?

Фото: Shutterstock

В Казахстане растет число займов через микрофинансовые организации (МФО). На начало 2019 года кредитный портфель МФО, по данным Ассоциации микрокредитных организаций Казахстана (АМКОК), составил 219,1 млрд тенге, что на 37% больше в сравнении с началом 2018 года. При этом, как отмечают специалисты альтернативного кредитования, с каждым годом увеличивается количество молодых заемщиков. Однако большее доверие у финансовых организаций вызывают клиенты старшего поколения.

Аналитики цифровой компании Solva, проведя исследования среди заемщиков, пришли к выводу, что чаще ими становятся молодые люди от 22 до 30 лет, которых в первую очередь привлекает возможность получения денег не выходя из дома и используя гаджеты. Согласно полученным данным, в 2018 году почти 60% займов были оформлены с компьютеров и ноутбуков, 30% – со смартфонов и 10% – с планшетов. 

Одной из причин активного роста доли молодых клиентов является отказ в кредитовании в банках. Банки неохотно кредитуют клиентов без кредитной истории или с небольшим доходом, сокращая выдачу молодым заемщикам. Обычно у группы 18–25 лет отсутствует какая-либо кредитная история, а это почти 40% аудитории.

Доля молодых клиентов (20–25 лет), оформивших цифровой кредит при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП), по сравнению с 2018 годом выросла на 25%. Семь из десяти заемщиков – моложе 35 лет. Около 55% – люди от 31 до 40 лет. Экономически активнее женщины – их примерно на 10% больше среди заемщиков. По количеству займов лидируют Нур-Султан и Алматы, далее идут Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Туркестанская области. 

Чаще всего кредиты оформляют на обучение, отпуск, медицинские услуги, развитие своего бизнеса. Большая часть указала в назначении займа неотложные семейные нужды – ремонт, подарки близким на большие праздники. Средний чек по розничным займам в 2019 году составил 480 тыс. тенге. К слову, годом раньше он равнялся 433 тыс. тенге.  

Традиционно категория молодых заемщиков от 18 до 23 лет считается самой рискованной. Из-за отсутствия стабильного дохода клиенты младше 25 лет не готовы выполнять свои обязательства без нарушений. Консервативные организации, оценивая заемщика, используют ограниченный набор параметров, недостаточно анализируя своих клиентов. 

Повысить доверие к молодым клиентам МФО могут, используя помимо классических инструментов другие параметры для анализа заемщика: fraud-скоринг, поведенческую биометрию, «цифровой след» в интернете, присутствие в соцсетях, где можно узнать круг общения, семью, понять, где работает, и решить, ответственный ли клиент. В связи с этим доля молодых заемщиков у небанковского сектора выше на 40%.

Гораздо больше доверия у МФО к людям старше 50 лет: их доля в числе займов постоянно увеличивается. За первые пять месяцев 2019 года на категорию 50–55 лет приходилось около 35% от всех займов возрастных заемщиков. Еще 10% – это заемщики до 60 лет и 5% – до 65 лет. 

Доля самой большой возрастной группы выросла почти в три раза. Уровень одобрения для новых заемщиков один из самых высоких по сектору – он достигает 40–50%. Старшее поколение использует небанковский сектор чаще из-за отказа в банке. Консервативные финансовые структуры не хотят выдавать также возрастным клиентам длинные кредиты, особенно без страховки, опасаясь не успеть получить средства назад, пенсионерам труднее найти поручителя. Кроме этого, как правило, клиентам этих возрастных категорий нужны небольшие суммы, банкам невыгодно с ними работать, потому что стоимость привлечения и обслуживания клиентов часто выше дохода, который они приносят кредитной организации.

«Безусловно, пожилые люди более ответственные. Оформление кредита для них – это, как правило, решение обдуманное. Они четко понимают, какую сумму они берут, на что потратят и в какой срок смогут выплатить. Умеют планировать и правильно оценивают свои возможности обслуживания долга. И, как следствие, аккуратно погашают задолженность, не допускают просрочек, – отмечает Марат Бекжанов, генеральный директор Solva. Молодежь более импульсивна в своих планах –  она больше ценит скорость. Фактор стоимости услуги для нее зачастую уступает оперативности и комфорту ее получения. Собирать бумаги, стоять в очереди и ждать решения в течение суток и более для нее уже вчерашний день».
 


514 просмотров

Как привлечь исламские инвестиции

И избежать «детских ошибок»

Фото: Shutterstock.com

Мусульманские инвесторы все активнее заявляют о себе на глобальных рынках. Представители стран Азии и Ближнего Востока выходят на международную арену в поисках перспективных объектов для вложений. Советами по их привлечению делится исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов
по исламским финансам Мадина Калимуллина.

Учтите отраслевые ограничения

Под термином «исламские инвестиции» чаще всего понимают деньги родом преимущественно из стран – членов Организации исламского сотрудничества. До 1970-х годов рынок этих стран концептуально ничем не отличался от западного, и только с возникновением и развитием исламских банков и иных финансовых организаций появилось новое направление, стремительно набирающее популярность.

В отличие от банковского кредитования прямое и венчурное инвестирование с точки зрения разделения прибылей и рисков не противоречит принципам исламского права. Однако инвесторы соблюдают строгие отраслевые ограничения. Исламский венчурный инвестор не будет финансировать проекты, имеющие негативный эффект для человека или общества (сюда относятся не только алкогольная и табачная промышленность, но и сфера развлечений, музыкальная индустрия, большая часть киноиндустрии и индустрии рекламы). Шариатские стандарты ограничивают даже малый доход, получаемый от запрещенного вида деятельности. В порядке исключения в отдельных случаях допускается доля не более 5% от общего дохода инвестора.

Будьте готовы пройти шариатский контроль

Венчурные и инвестиционные фонды в исламских странах имеют свои организационные особенности. В каждом из них работает специальный шариатский совет либо внешние привлеченные эксперты, которые осуществляют предварительную проверку любого проекта до принятия решения об инвестировании. Такой контроль осуществляется и на всем протяжении сотрудничества с исламским инвестором. Задача шариатского комитета – оперативно принимать решения в случае возникновения дохода от деятельности, запрещенной религией.

Ищите профессиональных инвесторов

Инвестор-мусульманин, как и любой другой, может выбирать разную стратегию вложений исходя из своего отношения к рискам и предпочтения тех или иных отраслей. Как правило, высокорисковые инвестиции – это приоритет профессиональных игроков. Большая часть инвесторов на исламском рынке предпочитает стабильный прогнозируемый доход. Если, например, посмотреть на рынок сукук, то преимущественно привлечение финансирования через данные инструменты (помимо суверенных сукук) осуществляется в крупный бизнес в сфере строительства, авиаперевозок, логистики. Однако в последние годы появляются проекты в сфере финансирования МСБ. В целом ряде стран Европы учреждены исламские инвестиционные фонды. Они активно вкладываются в локальные проекты и даже в стартапы. Хотя доля высокорисковых инвестиций пока невысока.

Изучите культурные особенности или наймите профессионала

Разница в культуре и менталитете западных и восточных людей – это тема, достойная отдельной монографии. Однако без домашней работы никак не обойтись. В числе базовых вещей время и место для деловых встреч. Так, пятница во всех мусульманских странах – нерабочий, праздничный день. Если назначаете встречу в ресторане, как минимум обеспечьте халяльность мяса и отсутствие алкоголя. Обязательно соблюдайте строгий деловой дресс-код (особенно это касается женщин), не приукрашивайте свой проект или информацию о себе: любое заявление должно основываться на фактах.

Если боитесь допустить элементарные ошибки, привлеките профессионального «проводника», который знает как особенности менталитета, так и конкретный рынок изнутри. К сожалению, в России немало примеров совершенно «детских» ошибок, допускаемых при выходе на исламский рынок, в том числе и со стороны крупных компаний. Например, нерационально презентовать проект в сфере производства халяльного продукта под единым брендом компании, который распространяется и на продукцию, безоговорочно запрещенную в исламском мире. Как минимум такие продукты нужно разносить по отдельным сайтам.

Выберите способ решения конфликтов на берегу

Как в странах СНГ, так и в странах арабского мира есть недобросовестные участники рынка. Прежде чем заключать крупный контракт, подпишите какой-нибудь базовый, на незначительную сумму, проверьте потенциального партнера на предмет исполнения обязательств (и одновременно создайте позитивное представление о себе). В контракте изначально очень важно прописать, каким образом будут решаться споры – применимое право, место арбитража, третейский судья либо медиатор. 

Ищите инвесторов на специализированных площадках

Легче всего привлечь внимание исламских инвесторов на различных площадках по крауд­инвестменту и краудфандингу. Если ваш проект не подходит под специфику этих сервисов, тщательно изучите те инвестфонды, что уже представлены в вашем регионе. Гораздо легче установить сотрудничество с фондом или инвесткомпанией, которые уже работают в регионе, нежели привлекать инвестора, для которого ваш рынок абсолютно непонятен. Имеет смысл презентовать проект на крупных инвестиционных площадках в исламском мире. Для реализации проектов из стран СНГ в этом году удобнее всего встретиться с исламскими парт­нерами на Volga Investment Summit & World Halal Day, которые состоятся в Самаре с 3 по 5 октября. Кстати, World Halal Day впервые пройдет в России и соберет сотни экспертов и компаний из десятков стран мира.

Топ-3 стартапов родом с Ближнего Востока

  • Souq.com. Крупнейшая платформа электронной коммерции в странах арабского мира. Проект стартовал в 2005 году, а в 2017-м был куплен за $580 млн. С 1 мая этого года Souq.com начал работать под новым названием – Amazon.ae.
  • Careem. Самый популярный райдшеринговый проект на Ближнем Востоке. Стартап основали Мудассир Шейха, Магнус Олссон и Абдулла Элиас в 2012 году. За семь лет сервис масштабировался на 98 городов Ближнего Востока, Северной Африки, Пакистана и Турции. В марте этого года был куплен компанией Uber за $3,1 млрд.
  • Fetchr. Сервис доставки товаров в развивающиеся страны. С помощью GPS приложение доставки отправляет посылки не по фиксированному адресу, а по координатам. В последнем раунде в мае 2019 года проект привлек $41 млн инвестиций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций