Перейти к основному содержанию

1 просмотр

В Казахстане пожилые заемщики платят лучше молодых

Почему так происходит?

Фото: Shutterstock

В Казахстане растет число займов через микрофинансовые организации (МФО). На начало 2019 года кредитный портфель МФО, по данным Ассоциации микрокредитных организаций Казахстана (АМКОК), составил 219,1 млрд тенге, что на 37% больше в сравнении с началом 2018 года. При этом, как отмечают специалисты альтернативного кредитования, с каждым годом увеличивается количество молодых заемщиков. Однако большее доверие у финансовых организаций вызывают клиенты старшего поколения.

Аналитики цифровой компании Solva, проведя исследования среди заемщиков, пришли к выводу, что чаще ими становятся молодые люди от 22 до 30 лет, которых в первую очередь привлекает возможность получения денег не выходя из дома и используя гаджеты. Согласно полученным данным, в 2018 году почти 60% займов были оформлены с компьютеров и ноутбуков, 30% – со смартфонов и 10% – с планшетов. 

Одной из причин активного роста доли молодых клиентов является отказ в кредитовании в банках. Банки неохотно кредитуют клиентов без кредитной истории или с небольшим доходом, сокращая выдачу молодым заемщикам. Обычно у группы 18–25 лет отсутствует какая-либо кредитная история, а это почти 40% аудитории.

Доля молодых клиентов (20–25 лет), оформивших цифровой кредит при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП), по сравнению с 2018 годом выросла на 25%. Семь из десяти заемщиков – моложе 35 лет. Около 55% – люди от 31 до 40 лет. Экономически активнее женщины – их примерно на 10% больше среди заемщиков. По количеству займов лидируют Нур-Султан и Алматы, далее идут Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Туркестанская области. 

Чаще всего кредиты оформляют на обучение, отпуск, медицинские услуги, развитие своего бизнеса. Большая часть указала в назначении займа неотложные семейные нужды – ремонт, подарки близким на большие праздники. Средний чек по розничным займам в 2019 году составил 480 тыс. тенге. К слову, годом раньше он равнялся 433 тыс. тенге.  

Традиционно категория молодых заемщиков от 18 до 23 лет считается самой рискованной. Из-за отсутствия стабильного дохода клиенты младше 25 лет не готовы выполнять свои обязательства без нарушений. Консервативные организации, оценивая заемщика, используют ограниченный набор параметров, недостаточно анализируя своих клиентов. 

Повысить доверие к молодым клиентам МФО могут, используя помимо классических инструментов другие параметры для анализа заемщика: fraud-скоринг, поведенческую биометрию, «цифровой след» в интернете, присутствие в соцсетях, где можно узнать круг общения, семью, понять, где работает, и решить, ответственный ли клиент. В связи с этим доля молодых заемщиков у небанковского сектора выше на 40%.

Гораздо больше доверия у МФО к людям старше 50 лет: их доля в числе займов постоянно увеличивается. За первые пять месяцев 2019 года на категорию 50–55 лет приходилось около 35% от всех займов возрастных заемщиков. Еще 10% – это заемщики до 60 лет и 5% – до 65 лет. 

Доля самой большой возрастной группы выросла почти в три раза. Уровень одобрения для новых заемщиков один из самых высоких по сектору – он достигает 40–50%. Старшее поколение использует небанковский сектор чаще из-за отказа в банке. Консервативные финансовые структуры не хотят выдавать также возрастным клиентам длинные кредиты, особенно без страховки, опасаясь не успеть получить средства назад, пенсионерам труднее найти поручителя. Кроме этого, как правило, клиентам этих возрастных категорий нужны небольшие суммы, банкам невыгодно с ними работать, потому что стоимость привлечения и обслуживания клиентов часто выше дохода, который они приносят кредитной организации.

«Безусловно, пожилые люди более ответственные. Оформление кредита для них – это, как правило, решение обдуманное. Они четко понимают, какую сумму они берут, на что потратят и в какой срок смогут выплатить. Умеют планировать и правильно оценивают свои возможности обслуживания долга. И, как следствие, аккуратно погашают задолженность, не допускают просрочек, – отмечает Марат Бекжанов, генеральный директор Solva. Молодежь более импульсивна в своих планах –  она больше ценит скорость. Фактор стоимости услуги для нее зачастую уступает оперативности и комфорту ее получения. Собирать бумаги, стоять в очереди и ждать решения в течение суток и более для нее уже вчерашний день».
 

309 просмотров

Mastercard Cards Can Now Be Used Countrywide in Uzbekistan

Local payment system Humo is expanding its network of bank terminals

Photo credit: Shutterstock

Holders of Mastercard cards will be able to pay via the payment system Humo’s terminals in Uzbekistan. The service is available countrywide, Humo’s press office said.

Together with the National Interbank Processing Center (NIPC), Humo is launching a countrywide network of more than 170,000 terminals for contactless acceptance of Mastercard cards. The service fee will be 1% for the sellers and 1.5% of the total payment sum for the cardholders.

“I am convinced that a network of Humo terminals capable of accepting Mastercard cards will contribute to the development and stimulation of tourism in Uzbekistan. I hope, as well, that this launch will find support of businesspeople and merchants all over Uzbekistan,” Igor Stepanov, Mastercard’s regional director in Georgia and Central Asia said.

The payment system Humo was established in 2019. NIPC functions as the service operator as well as does processing for all its operations. Central Bank of the Republic of Uzbekistan’s clearing house functions as the bank for the system. Humo cards were first launched in May 2019. Currently, more than 2 million plastic cards have been emitted in the system.

According to the Central Bank, last year cash flow through plastic cards was 63.7 billion Uzbekistani som ($6.69 billion at the current exchange rate). On January 1, 2019, the amount of plastic cards in circulation was more than 17.6 million.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций