Стали известны этапы кредитной амнистии в Казахстане

Власти разработали процедуру списания с конкретными датами

Фото: Shutterstock

Правительством и Нацбанком в рамках выполнения указа президента разработан план мероприятий по снижению долговой нагрузки населения (копия документа есть в распоряжении «Курсива»). По данным нашего источника, документ еще не утвержден и находится в стадии обсуждения.

В части погашения общей задолженности (основной долг плюс проценты в размере до 300 тыс. тенге по беззалоговым займам по состоянию на 1 июня текущего года) предлагается следующий механизм.

До 4 июля Минтруда и соцзащиты определяет перечень лиц, соответствующих критериям указа. До 5 июля перечень направляется в Государственное кредитное бюро (ГКБ) для определения списка заемщиков, подпадающих под действие указа. До 8 июля ГКБ направляет список в банки и микрофинансовые организации (МФО) для сверки сумм остатков задолженности. До 12 июля банки и МФО возвращают проверенный и подтвержденный список в ГКБ.

Далее ГКБ определяет приоритет списания для лиц, имеющих несколько займов. Погашаться будет заем с наибольшим остатком задолженности, а при равенстве сумм – заем, который старше по времени. До 15 июля ГКБ направляет сформированный список оператору программы (еще не определен) с указанием сумм погашаемого долга по каждому заемщику. 

До 20 июля оператор заключает с каждым банком и МФО соглашение, чтобы деньги от оператора шли напрямую на погашение долга заемщиков из утвержденного списка. До 26 июля оператор перечисляет деньги кредиторам. До 31 июля банки и МФО уведомляют заемщиков о частичном или полном списании долга. До 10 августа банки и МФО направляют в кредитные бюро информацию о погашении задолженности.

В части прощения штрафов и пени предлагаемый алгоритм действий таков:

До 5 июля ГКБ направляет список заемщиков, имеющих неустойку, в банки и МФО для сверки сумм остатков неустойки по состоянию на 1 июля текущего года. До 10 июля банки и МФО возвращают проверенный и подтвержденный список в ГКБ. До 12 июля ГКБ доводит информацию до оператора. 

До 17 июля оператор заключает с каждым банком и МФО соглашение, чтобы деньги от оператора шли на погашение части неустойки – не более 30%. Оставшуюся часть неустойки (70%) банки обязуются простить в соответствии с гражданским законодательством. До 24 июля банки и МФО уведомляют заемщиков о погашении неустойки. До 9 августа банки и МФО направляют в кредитные бюро информацию о прекращении неустойки.  

Финансирование сделки

Для погашения общей задолженности оператор программы получит около 88,5 млрд тенге из госбюджета.

Для прощения штрафов и пени предлагается следующая схема. До 4 июля Нацбанк осуществляет докапитализацию Казахстанского фонда устойчивости (КФУ) на сумму около 17,5 млрд тенге (это 30% от общей суммы неустойки по беззалоговым потребкредитам, равной 58,4 млрд тенге). До 5 июля КФУ покупает облигации оператора. Срок этих бумаг – 10 лет, ставка – на уровне базовой, льготный период по выплате купона – 3 года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg