Пересмотреть подходы по уплате КПН и НДС предлагает Счетный комитет

Опубликовано
Предприниматель должен платить по факту получения дохода, а не за возможность его получения в будущем

Необходимо смещать акценты фискальной политики на ужесточение требований в отношении лжепредприятий и нелегального бизнеса, а не решать вопрос исполнения бюджета в конце года за счет авансовых платежей добросовестных предпринимателей, которые наоборот должны чувствовать поддержку со стороны государства.

Об этом сообщила сегодня в мажилисе в ходе рассмотрения отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год председатель Счетного Комитета Наталья Годунова. 

Она указала на целесообразность повышения эффективности мер принудительного взыскания недоимки, ее уменьшения не за счет списания долгов обанкротившихся предприятий, а за счет поступления денежных средств в фонд должников. Наряду с этим необходимо дальше совершенствовать систему управления рисками с ее интеграцией с информационными системами в сфере недропользования, управления земельными ресурсами, госимуществом, а также реестром проектов ГЧП.

Снижать же нагрузку на добросовестных бизнесменов, по мнению главы Счетного Комитета, целесообразно осуществлять через кардинальный пересмотр подходов к уплате двух системообразующих налогов – КПН и НДС, с исключением практики авансирования платежей по ним без должных на то оснований.

«Предприниматель должен платить по факту получения дохода, а не за возможность его получения в будущем. В связи с чем Счетный комитет в очередной раз рекомендует использовать в законодательстве понятия «налоговый потенциал» и «налоговый разрыв». А показатель налогового разрыва, по нашему мнению, должен стать одним из главных критериев оценки деятельности органов госдоходов, поскольку именно он является отражением уровня собираемости налогов  и недопоступлений в бюджет, в том числе теневых потоков и успешно используется в мировой практике, в том числе странами ОЭСР», — сказала Годунова. 

Указала она и на необходимость оптимизации сметной стоимости строящихся за счет бюджета объектов, прежде всего социальных. Потому что они в большинстве своем типовые. 

«Почему одинаковые по мощности социальные объекты зачастую имеют разную стоимость, порой доходящую до фантастических пределов. Например, при корректировке проектно-сметной документации на строительство первой очереди линейного парка в городе Нур-Султан завышение сметной стоимости составила 413 миллионов тенге. Это только по одному объекту и только по первой очереди. На сегодня в Казахстане зарегистрированы 144 частные экспертные компании. Наверное, необходимо ужесточить квалификационные требования к ним, пересмотреть строительные нормы для устранения имеющихся противоречий и упущений, расширить практику применения типовых проектов», — пояснила она.

Для оптимизации стоимости ПСД отмечена необходимость регламентировать качественные характеристики основных стройматериалов по проектам, которые реализуются на бюджетные деньги. 

«Насколько я знаю, правительством начата работа в этом направлении. Мы вместе с заинтересованными госорганами и госэкспертизой тоже завершаем исследование этой проблемы и до конца первого полугодия будем готовы поделится нашими наработками», — резюмировала Годунова.
 

Читайте также