Перейти к основному содержанию

812 просмотров

Передача сельских водных сетей «Казводхозу» позволит привлекать инвестиции

По словам Сапархана Омарова, объекты коммунальной собственности необходимо будет поэтапно передать единому оператору

Фото: Аскар Ахметуллин

Министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров рассказал, как подведомственное МСХ РГП «Казводхоз» получит контроль над водоснабжением и водоотведением в сельских населенных пунктах.

«Современный опыт показывает, что инвестиции, вложенные в сектор водоснабжения и водоотведения, должны сопровождаться устойчивостью предоставляемых услуг населению. В свою очередь, для повышения качества предоставляемых услуг недостаточно только реконструировать или строить новые системы водоснабжения и водоотведения, необходимо обеспечить их надлежащую эксплуатацию. Соответственно, потребуется наращивать организационный, управленческий, технический и финансовый потенциал эксплуатирующих организаций», – сказал он на заседании правительства 4 июня.

«По нашему мнению, оптимальным решением этой проблемы является функционирование единого оператора на базе РГП «Казводхоз», который будет осуществлять эксплуатацию всех групповых водопроводов с подвешенными к ним внутрипоселковыми сетями. Для этого данные объекты, находящиеся в коммунальной собственности, необходимо будет поэтапно передать единому оператору», – добавил Омаров.

На первом этапе будут подключены к групповым водопроводам местные сети в 323 селах. На втором этапе – остальные 33 групповых водопровода с подключенными внутрипоселковыми сетями в 131 селе.

По словам министра, это позволит эффективно использовать бюджетные средства, улучшить качество водоснабжения в этих селах и позволит привлекать инвестиции в развитие сектора водоснабжения и водоотведения.

На балансе подведомственного МСХ РГП «Казводхоз» находится 33 групповых водопровода на 12,08 тыс. км. Из 6499 сельских населенных пунктов 546 обеспечены питьевой водой из групповых водопроводов, остальные – из групповых и локальных систем водоснабжения, находящихся в коммунальных и других видах собственности. За 2018 год было построено 1035 км и реконструировано 1441 км сетей, что позволило ввести в эксплуатацию 49 объектов водоснабжения. В результате улучшено водоснабжение 268 сельских населенных пунктов с численностью населения 553 тыс. человек. При этом, отметил министр, за счет израсходованных 85 млрд тенге износ 33 групповых водопроводов сократился с 75% до 56%.

Однако еще требуется реконструкция 2,281 тыс. км групповых водопроводов. В 2019 году для работ по 1,185 тыс. км сетей выделено 14,6 млрд тенге. В результате улучшится водоснабжение в 68 сельских населенных пунктах с общей численностью населения 126,8 тыс. человек.

В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр сообщил, что сегодня функции по развитию отрасли водоснабжения в сельских населенных пунктах осуществляются двумя государственными органами: МСХ обеспечивает строительство и реконструкцию групповых водоводов за пределами населенных пунктов, МИИР отвечает за развитие внутрипоселковых сетей.

«В этой связи для комплексного развития сел полагаем целесообразным передать функции обеспечения питьевой водой и услугами водоотведения сельских населенных пунктов в МСХ. Это позволит единому государственному органу вести работу по обеспечению сельского населения услугами водоснабжения от источника до конечного потребителя», – сказал он.

Такой положительный опыт уже действует в Кызылординской области, когда в 2017 году управление системами водоснабжения сел в пилотном режиме взяла под свою ответственность подведомственная организация МСХ. По его мнению, одобрение данного вопроса позволит более эффективно реализовывать спецпроект «Ауыл – Ел бесігі». 

Скляр предложил передать функции по обеспечения питьевой водой и услугами водоотведения сел в МСХ; производить расчет по доле населения, обеспеченного услугами водоснабжения, соответствующих санитарным нормам; разработать единую программу по модернизации очистных сооружений в городах за счет проектов государственно-частного партнерства.

«Полагаем, что предлагаемые меры позволят повысить эффективность управления в сфере водоснабжения и водоотведения. Указанные предложения будут предусмотрены в новой государственной программе «Нурлы жер» до 2025 года, куда перейдут мероприятия госпрограмм развития регионов и «Нурлы жол», – отметил министр.

Кроме того, малые населенные пункты предлагается обеспечивать локальным водоснабжением путем установки комплексных блок-модулей очистки воды.

1 просмотр

Региональные МФО не переживут нововведений Нацбанка

Меры будут полезны лишь тем, кто сможет пережить основное нововведение – повышение размера уставного капитала

Коллаж: Вадим Квятковский

Микрофинансовые организации, обслуживающие население небольших городов и районов, не видят для себя будущего на рынке кредитования, считая, что грядущие изменения пруденциальных требований поставят крест на их деятельности. Представители МФО полагают, что нововведения отразятся и на их постоянных клиентах, которым сложно получать займы в БВУ.

Слабое звено

МФО, работающие в малых городах и сельских зонах Казахстана, могут покинуть рынок. По мнению представителей организаций, для них именно таким итогом станет очередное ужесточение правил деятельности компаний небанковского сектора. 

Соответствующий указ в июле текущего года подписал президент Казахстана, Национальный банк приступил к разработке постановления. В целом планируемые изменения направлены на стабилизацию сектора микрокредитования. Документ был разработан для недопущения неконтролируемого роста долговой нагрузки населения, а также для повышения уровня ответственности игроков рынка за выполнение договорных обязательств. 

Как сообщал в конце ноября «Курсиву» председатель Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ербол Омарханов, для всех участников сектора устанавливается единый предельный размер годовой эффективной ставки в 56% годовых. Сейчас предельная ставка по розничным займам у БВУ и МФО не должна превышать 56%, но у компаний онлайн-кредитования она пока ограничена 100%.

Будут отменены комиссии и вознаграждения за оформление и выдачу займов. Планируется введение допустимого уровня кредитной долговой нагрузки клиентов, которые к тому же должны будут подтверждать доход выше прожиточного минимума. Объем операций может сократиться, но дополнительно компании смогут зарабатывать в качестве платежных агентов и на рынке ценных бумаг.

В зоне риска

Однако все эти меры будут полезны лишь тем МФО, которые смогут пережить основное нововведение – повышение размера уставного капитала. Предполагается, что с 1 января по 1 июля 2020 года он должен будет составлять 30 млн тенге. С 1 июля 2021 года увеличится до 50 млн, а к 1 июля 2022 года – до 100 млн тенге. В АМФОК подсчитали, что в настоящее время почти половина действующих микрокредитных компаний имеют уставный капитал менее 50 млн тенге. Они – в зоне риска.

«Среди них мы, работающие в небольших населенных пунктах, где живут люди, не обладающие огромными деньгами. Наша МФО, созданная крестьянскими хозяйствами, прошла перерегистрацию в 2016 году. Тогда условие о наличии уставного капитала в 30 млн тенге мы выполнили, необходимые требования для ведения этого бизнеса соблюдаем. Теперь вряд ли сможем продолжать», – делится мнением с «Курсивом» директор ТОО «Микрофинансовая организация СельхозКредит» Елена Бугубаева.

ТОО работает с жителями Зыряновска и Катон-Карагайского района ВКО. По словам Елены Бугубаевой, за микрозаймами обращаются местные небольшие КХ и физические лица. В основном деньги берут на приобретение скота, на потребительские цели. 

«Наши клиенты не обращаются в банки, так как имущество в селе в залог там не принимают. А мы идем навстречу и таким образом выполняем социальную функцию, задолженности не имеем. И так сельский житель живет много хуже, чем городской, теперь ему вообще перекрывают кислород. И нам тоже», – говорит г-жа Бугубаева.

Она также считает, что Нацбанку необходимо разрабатывать и применять новые требования, используя дифференцированный подход, с учетом местоположения МФО, объемов проводимых операций.

С ней солидарна и руководитель МФО «Алтын Пайда» Ирина Мицык из Рудного Костанайской области.

«У нас в клиентах определенный контингент – пенсионеры, физлица. Бизнеса в процентном отношении меньше. Мы не взимаем комиссии за выдачу займа, готовы и дальше следовать указаниям регулятора. Но увеличение порога уставного капитала приведет к закрытию маленьких региональных, но нужных населению компаний», – рассуждает Ирина Мицык.

При этом руководители МФО не считают приемлемым выходом слияние мелких компаний ради наращивания уставного капитала. Не готовы они и переходить в нишу онлайн-кредитования. 

Кому беда, кому – выгода

Однако есть и такие компании, кто не против перемен. Так, по словам руководителя МФО из Караганды FinansInvest Владимира Литвинова, уставный фонд его компании сегодня составляет 100 млн тенге. По его словам, МФО тесно работает с предпринимателями, но при наличии надежной кредитной истории поддержку получают и физические лица. Размер займов может быть разным – от 200 тыс. до 3 млн тенге и выше.

«Для мелких компаний ужесточение мер будет менее выгодно, но для стабильных компаний, которые не первый год на рынке, это хорошо. И даже выгодно, потому что уйдут мелкие конкуренты. Но и это не главное. Мы абсолютно положительно относимся к открывающимся возможностям по работе с ценными бумагами, так как это еще одна возможность для привлечения средств со стороны. Это интересно», – считает Владимир Литвинов.

По его мнению, своевременна и мера по повышению уровня требований к заемщикам.

«Это защитит микрофинансовые организации, так как пока закон зачастую на стороне клиентов, которые должны уже понимать, что по счетам платить необходимо», – уверен Владимир Литвинов.

Каков масштаб потерь?

Если Нацбанк не внесет корректировки, смягчающие условия по формированию уставного капитала, часть микрокредитных компаний покинет рынок. Это признают многие, но никто не берется назвать хотя бы примерное число «потерь». Тем временем по всем регионам страны в настоящее время проходят судебные разбирательства по искам территориальных подразделений регулятора к микрокредитным организациям, не прошедшим государственную перерегистрацию до 1 января 2016 года, как того требовало законодательство. Одним из условий для осуществления процедуры явилось наличие уставного капитала в 30 млн тенге. «Курсив» запросил официальную информацию по числу исков, чтобы понять, сколько МКО этот рубеж не преодолело.

«Территориальные филиалы Национального банка наделены полномочиями по подаче с января 2019 года исков в суды о принудительной ликвидации или реорганизации микрокредитных организаций, не прошедших государственную перерегистрацию в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона о МФО. В связи с чем в 2019 году филиалами Национального Банка проведена активная работа по подаче исков в суды о принудительной ликвидации или реорганизации микрокредитных организаций. Так, по состоянию на 01.08.2019 г. всего подано исков о принудительной ликвидации/реорганизации в суды в отношении 293 микрокредитных организаций, из которых решения о принудительной ликвидации/реорганизации на указанную дату вынесены в отношении 198 микрокредитных организаций», – говорится в официальном ответе Национального банка на запрос «Курсива».

Вместе с тем стоит отметить, что в реестре, опубликованном на сайте регулятора, числится лишь 175 действующих МФО (данные на 18 ноября 2019 года).

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance