Нацбанк не собирается изучать цели амнистируемых кредитов

Теоретически под нынешнее списание пени могут попасть смартфоны

Фото: Shutterstock.com

Национальный банк не собирается детально изучать цели кредитов, которые подпадают под списание по поручению главы государства, сообщил 27 июня заместитель председателя НБ Олег Смоляков.

«Был вопрос, связанный с тем, будет ли изучаться предметно каждое досье кредитное, но задача – не отфильтровывать те или иные цели покупки, а задача – точечно оказать поддержку определенным группам населения», – сказал Смоляков на пресс-конференции в правительстве.

Он отметил, что акцент нынешней кредитной амнистии сделан на суммах задолженности граждан перед финорганизациями до 3 млн тенге, под эти суммы, в частности, по его замечанию, не подпадают покупки автомобилей и жилья.

«Это совсем другие цифры, здесь задачи касаются мелких и средних кредитов. Не идентичные задачам по кредитам, направленным на покупку жилья и автотранспорта», – резюмировал Смоляков.

В свою очередь вице-премьер Казахстана Гульшара Абдыкаликова косвенно признала, что под списание могут попасть и кредиты, взятые для приобретения дорогостоящей бытовой техники. Но их количество, по заверениям заместителя премьер-министра, будет незначительно.

«В последние два-три месяца мы активно встречались с населением, когда мы этот вопрос изучали, мы видели, что как раз эти категории населения не приобретают какие-то дорогие вещи – айфоны, супертелевизоры, у них в основном не хватает на питание, на лекарства. Покупателей, которые приобретали бы новую технику, мало среди них», – утверждает Абдыкаликова.

Накануне президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял решение о снижении кредитной нагрузки для некоторых казахстанцев – членов многодетных семей, семей, получающих выплаты по случаю потери кормильца, семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет. Также в это число вошли получатели государственной адресной социальной помощи: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.

Президент подчеркнул, что кредитная амнистия коснется только займов не выше 3 млн тенге по состоянию на 1 июня 2019 года. Также размер погашаемой задолженности, состоящей из основного долга и начисленного по нему вознаграждения, по состоянию на 1 июня 2019 года не должен превышать 300 000 (триста тысяч) тенге на одного заемщика.

Президент также рассказал, что проблема касается 500 тыс. граждан Казахстана. 255 тыс. гражданам погасят общий размер задолженности. Одновременно введен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума.

В четверг министр финансов Алихан Смаилов заявил, что государство направит на погашение этой задолженности путем выкупа у финорганизаций прав требования у нее с 70-процентным дисконтом 105 млрд тенге, 88,5 млрд из которых будет привлечено из бюджета путем перераспределения. Еще 17 млрд тенге будет привлечено путем выпуска специальных облигаций фонда проблемных кредитов, работу по этой кредитной амнистии предполагается завершить в течение двух ближайших месяцев.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg