Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2453 просмотра

Галим Хусаинов: «Сервисный бизнес – это основа экономики развитого государства»

Интервью с председателем правления Банка ЦентрКредит

Фото: БЦК

Председатель правления Банка ЦентрКредит (БЦК) Галим Хусаинов рассказал «Курсив» о показателях, с которыми банк закончил 2018 год.

– Каким был 2018 год для банковского сектора Казахстана и для АО «Банк ЦентрКредит»?

– Это был первый год, когда банковская система жила в условиях первой волны очистки финансового сектора. Вспомните, в 2017 году пять казахстанских банков получили помощь от государства. Вторая волна – это повторная поддержка Цеснабанка. Благодаря очистке портфелей и смене требований к кредитам весь сектор показал небольшой рост.

Для нашего банка 2018 год завершился позитивными цифрами. Например, кредитный портфель Банка ЦентрКредит увеличился на 17%. Причем этот рост соответствует нашей стратегии от 2015 года, когда мы планировали диверсифицировать ссудный портфель в сторону прироста в нем доли розничного бизнеса. Если посмотреть нынешнюю структуру, то мы увидим, что на конец прошлого года корпоративный сектор в банке сократился почти на 2%, при этом розница выросла на 5,6%.

Серьезный рост качественных показателей Банка ЦентрКредит произошел в ипотеке. В прошлом году объем жилищных ссуд составил 184 млрд тенге. Мы стали самым активным участником государственных ипотечных программ: 80% всех кредитов проекта «7-20-25» было выдано именно через наш банк.

Помимо этого в октябре прош­лого года БЦК начал выдавать беззалоговые кредиты. Всего за три месяца мы выросли по этому показателю на 8,4 млрд тенге, тем самым мы диверсифицировали свой судный портфель. Таких результатов удалось добиться за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов. Сегодня такие кредиты мы выдаем за 15 минут – это один из самых быстрых показателей на рынке. 

– Почему было решено сделать акцент на потребительское кредитование?

– Повторюсь, это вопрос диверсификации: ЦентрКредит всегда был силен в залоговом кредитовании, и у нас до недавнего времени в портфеле не было необеспеченных займов, которые по риску, конечно, выше, но и с более высокой доходностью.

Также рост на 14 млрд тенге показал сектор кредитования малого бизнеса. Здесь БЦК также является одним из лидеров по программам фонда «Даму» – в этом направлении банк активно сотрудничает с ЕБРР и АБР. В итоге розничный сегмент, включая МСБ, занимает в нашем портфеле больше 50%.

– МСБ не совсем розница… 

– Это так, но в Казахстане много розничных займов берется на развитие малого бизнеса. Беззалоговый кредит физическому лицу получить легче, чем юридическому. В итоге банк видит потребительский заем, но целевое назначение этой ссуды – развитие МСБ или мик­робизнеса. Мы верим в МСБ, так как экономический рост во многих западных странах базируется на таких компаниях. Город – это тысячи мелких предпринимателей, так как эффект от концентрации людей в одном месте колоссальный: то ли везти продукт за тысячу километров в село, то ли заниматься дистрибуцией в радиусе 100 км. К примеру, содержание больницы в районном центре и содержание больницы в городе будет примерно одинаковым, но если пересчитывать затраты на одного пациента, то городская клиника окажется существенно дешевле сельской, потому что поток людей гораздо выше, чем в селе. Отсюда следует вывод, что концентрация и рост предпринимательской деятельности неизбежны.
 
– За счет каких направлений растет портфель МСБ? 

– Могу отметить мелкие производства, торговлю и услуги: магазины у дома, парикмахерс­кие, пекарни и т. п. Смотрите, булочка, выпущенная хлебозаводом, будет стоить 20 тенге. Выпечка, например, в городском сетевом кафе – 500 тенге. 

Себестоимость продуктов примерно одинаковая – мука, сахар, вода, электричество. Добавленная стоимость в кафе обеспечивается креативом. Это наш сегмент, так как добавленная стоимость включает сервис, правильную подачу, маркетинг, вкусовые добавки. Удачные авторские добавки существенно увеличивают цену продукта. Когда город растет, таких предпринимателей становится больше – все они потенциальные клиенты банка.

– Во всем мире, в Казахстане в том числе, сегодня популярны различные агрегаторы и маркетплейсы. Вы в этом тренде?

– Сайт, который продает все – типа Alibaba или Amazon, – в казахстанских реалиях сделать сложно, но можно – успешные примеры есть. Мы пошли по другому пути, взяв за основу то, что банки зарабатывают не на продаже товара, а на кредитовании. Если смотреть малый и средний бизнес, то на Западе набирает силу тренд «финансирование цепочки продаж». Это возможность делать проекты с большими компаниями, когда их поставщики или покупатели получают фондирование от банка под имеющийся контракт. 

Например, частник поставляет квазигосударственной компании дизельное топливо с отсрочкой платежа на 30 дней. Когда у малого бизнеса появляются кассовые разрывы, предприниматель может продать требование к большой компании банку, который отдает деньги прямо сейчас с дисконтом, но потом самостоятельно собирает средства с больших компаний. Это пример классического факторинга с низким риском для банка и с оперативным решением вопроса «оборотки» у частного предпринимателя. Если в этот процесс добавить технологий, то получается короткий процесс: подал электронную заявку – через пять минут получил деньги. На Западе это развито, в Казахстане есть законодательные ограничения, требуется адаптация.

– Глобализация ведет к тому, что все сильнее становятся торговые сети. Где место для роста МСБ? Какие направления с высоким потенциалом вы видите в Казахстане? 

– Чем больше локальный рынок, тем выше конкуренция, которая в свою очередь ведет к общему росту качества сервиса, и как следствие – общий рост выручки на рынке. В качестве примера приведу общепит: сравните процент людей, питающихся дома и в общепите в странах с развитой и неразвитой экономиками. У нас большинство людей питается дома, а в Европе предпочитают кафе, рестораны, доставку готовой еды. Когда у людей хорошие заработки, они пытаются высвободить время не для того, чтобы стоять у плиты, а для того, чтобы это время качественно тратить на себя. Чем выше благосостояние граждан, тем больше у них потребность в сервисе: салоны красоты, уборка дома, няни, репетиторы и многое другое. Вы знаете, что зарплата няни в Алматы может быть 150 тыс. тенге в месяц, как у сотрудника банка. Сервисный бизнес – это основа экономики развитого государства.

– Какие шаги предпринимает БЦК, чтобы соответствовать уровню технологичного финансового института?

– Мы уделяем серьезное внимание внедрению новых технологий. Так, была обновлена практически вся линейка карточного бизнеса. Мы внедрили 3D Secure, бесконтактные платежи, запустили интернет-эквайринг, карты платежной системы China Union Pay. Кроме этого мы развиваем банкоматную сеть, модернизировали свое мобильное приложение StarBanking, доработали дизайн платежного терминала.

Я думаю, через пять лет сервис платежных карт уйдет в прошлое, технологии развиваются в сторону идентификации по номеру телефона. Есть направления, которые разрабатывают мировые лидеры – Apple Pay, Google Pay. И здесь мы тоже в тренде. Например, Банк ЦентрКредит – один из немногих казахстанских банков, которые запустили Apple Pay. Кроме того, мы одни из первых дали возможность клиентам – физическим лицам переводить деньги по номеру телефона. Это была наша совместная инициатива с Национальным банком. Переводная система называется «Сункар». У себя внутри банка мы давно практикуем перевод средств по номеру телефона, сейчас этот сервис распространился на внешние платежи. Кроме того, мы одни из первых перешли на формат процессинга 24/7. Любое физическое лицо может совершить любую операцию 24 часа в сутки 7 дней в неделю в нашем интернет-банкинге.

– Куда движется банковская техническая мысль, как Вы считаете? 

– Серьезный тренд последнего времени – это технология Open Api. Есть несколько моделей развития банков: кто-то делает закрытые системы, кто-то – открытые. Мы решили строить открытую, и уже создана соответствующая инфраструктура, есть ряд проектов, где мы интегрируемся с внешними сервисами, в основном транзакционными. 

Технология позволяет использовать банковскую платформу для финтех-компаний – они активно пользуются нашими услугами. Поэтому сейчас развиваем это направление.

Много процессов планируем изменить внутри банка. Эти вещи незаметны для клиентов, но очень важны для финансовых организаций, потому что сокращение операционных расходов внутри структуры – это ключевой вопрос для бизнеса. В прошлом году мы создали проект управления наличными остатками в системе банка Cash managment. Дело в том, что любой банк хранит наличность в отделениях, рассчетно-кассовых отделениях, банкоматах, кассах, хранилищах.

Наличность – это деньги, которые не работают. Если уровень наличности в банке высокий, то это большие расходы, в том числе на инкассацию, пересчет, содержание хранилищ. Нам сов­местно с английской компанией Fiserv удалось минимизировать эти затраты. Сейчас у нас умное управление наличностью, когда система на основе больших данных делает прогноз, сколько необходимо наличности в той или иной точке; если мы видим, что там заканчиваются наличные, ответственная служба пополняет их уровень до необходимого объема. Использование Big Data для управления наличностью дает нам колоссальный эффект.

И вообще мы стараемся не только следовать сложившимся тенденциям на банковском рынке, но и в какой-то мере формировать тренды и быть законодателем банковской моды. В этом плане мне очень нравится цитата Льюиса Кэрролла, в которой сказано, что нужно бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.

96854189.jpg


720 просмотров

"Казахтелеком" привлек БРК к строительству интернета на селе

Соответствующее соглашение об открытии кредитной линии было подписано 18 октября в Нур-Султане

Дочерняя компания АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» -  "Банк развития Казахстана", будет участвовать в финансировании проекта телекоммуникационного оператора АО «Казахтелеком» по строительству линий оптоволоконных линий связи в сельской местности. Соглашение об открытии соответствующей кредитной линии было подписано в пятницу, 18 октября, в Нур-Султане.

Проект строительства волоконно-оптических линий связи реализуется компанией «Казахтелеком» с конца прошлого года: предполагается, что по его завершении в следующем году доступ к высокоскоростному интернету получат почти 2,5 млн жителей отдаленных сел страны.  Для этого до конца 2021 года АО «Казахтелеком» построит порядка 15 тыс. километров волоконно-оптических линий связи для обеспечения интернетом 2 тыс. 496 государственных органов и бюджетных организаций в 828 селах страны – с учетом уже подключенных к оптоволоконным линиям сельских населенных пунктов, их общее количество перевалит за 2 тыс. 

В настоящее время компания уже подключила к волоконно-оптическим линиям связи государственные учреждения в селах Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Туркестанской областей. Согласно программе «Цифровой Казахстан» до конца 2021 года планируется подвести волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) к более чем 2 тыс. сельским населенным пунктам: сотрудничество «Казахтелекома» и «Байтерека» по данному проекту началось до подписания соглашения – внешним техническим экспертом и финансово-техническим консультантом строительства линий выступает дочерняя организация холдинга «Байтерек», компания АО «QazTechVentures».

Безымянный1.png

Теперь же «Банк Развития Казахстана» и холдинг «Байтерек» заходят в проект деньгами: согласно подписанному соглашению, БРК предоставит «Казахтелекому» в рамках открытой кредитной линии для финансирования проекта ВОЛС заём в сумме 26,7 млрд тенге сроком до 13 лет, со своей стороны «Казахтелеком» в качестве инициатора проекта, задействует собственные средства в размере 31,1 млрд тенге.

При этом в ходе церемонии подписания, в которой приняли участие Председатель Правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Айдар Арифханов, Председатель Правления АО «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов и Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, было подчеркнуто, что средства БРК привлекаются для эффективной реализации проекта. Который является одной из инфраструктурных основ государственной программы «Цифровой Казахстан».

Безымянный2.png

«Мы рады, что участвуем в таком важном проекте, как обеспечение высокоскоростным Интернетом сел и аулов с населением более 500 человек: там действуют школы, медучреждения, госорганы, работает бизнес, которым скоростной Интернет мог бы значительно облегчить жизнь, ведь с помощью него можно получать разные справки, консультации врачей, доступ к онлайн-образованию, учебным материалам, заказывать необходимые товары», - прокомментировал подписанный документ Председатель Правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов.

Отметим, что проект «Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Республики Казахстан по технологии волоконно-оптических линий связи» считается одним из самых успешных проектов, реализуемых в Казахстане по схеме государственно-частного партнерства. Таковым его считают в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, которое курирует данный проект в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан»: государство и телекоммуникационный оператор рассчитывают, что выстроенная линия оптоволокна позволит со временем обеспечить покрытие широкополосным интернетом всех сельских территорий.

Подведение волоконно-оптических линий до крупных сельских населенных пунктов позволит в дальнейшем развернуть передачу данных с помощью других технологий в близлежащие небольшие аулы. Всего в Казахстане насчитывается порядка 6 тысяч сельских населенных пунктов, проект ВОЛС охватит треть из них, еще 3,5 тыс. сел окажутся в зоне охвата радиосигналом от базовых станций, к которым будет подведено оптоволокно. Таким образом, строительство ВОЛС станет главным шагом для обеспечения покрытия всей страны доступом к широкополосному интернету.

Безымянный3.png

Для самого «Казахтелекома» такой охват интересен не только с точки зрения извлечения коммерческой выгоды (компания на протяжении 14 лет будет обслуживать созданные ею сети ВОЛС под гарантированный государственный заказ), но и для масштабирования новых видов услуг на всем рынке республики. Кредитные средства, выделенные БРК, будут освоены на протяжении ближайших двух лет и позволят ускорить технологическую модернизацию экономики Казахстана. Это далеко не первый совместный проект Банка развития и «Казахтелекома», направленный на появление в республике качественной телекоммуникационной инфраструктуры, напоминает Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

«Ранее мы уже сотрудничали с Банком развития Казахстана, тогда нам удалось успешно реализовать проект по развертыванию сети 4G вместе с нашей дочерней компанией ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», - говорит он. - Сегодня перед нами стоит еще более масштабная задача – обеспечение отдаленных сел высокоскоростным интернетом, реализация проекта станет важным этапом в повышении уровня цифровой грамотности жителей в сельской местности», - подчеркивает глава правления крупнейшего телекоммуникационного оператора страны.

По его словам, проект долго отрабатывался с холдингом «Байтерек», одна из граней миссии которого – развивать цифровые технологии в стране, под которые «Казахтелеком» выстраивает инфраструктуру, в том числе – и на селе, для устранения цифрового неравенства.

«Нам с вами трудно оценить, что такое подключение к широкополосному доступу, потому что мы с вами находимся в городе, где есть 4G, и нам сложно представить, что 2,5 млн человек только-только получат доступ к цифровым сервисам, которыми мы пользуемся ежедневно, к возможности высокоскоростной передачи данных, что изменит инфраструктуру образования страны, здравоохранения, государственного управления, - говорит Есекеев. – Объем абонентов смартфонов увеличится в тех населенных пунктах, которые мы подключаем – у нас сейчас порядка 30% сельских населенных пунктов широкополосным доступом охвачено, приход новых технологий изменит и деловую инфраструктуру в этих регионах, структуру внутренней коммерции», - добавил он.

Безымянный4.png

Открытие кредитной линии со стороны БРК для реализации проекта строительства ВОЛС отражает не только понимание государством социальной важности проекта для населения страны, но и высокий уровень финансовой устойчивости телеком-оператора, подтвержденный международными кредитными рейтингами. Так, текущий уровень кредитного рейтинга АО «Казахтелеком», согласно оценкам FitchRatings и Standard & Poor's, зафиксирован на отметке «ВВ+», что является одним из самых высоких показателей среди компаний-аналогов на телекоммуникационном рынке. Позволяющий привлекать средства под проекты, которые способны кардинально изменить жизнь в стране.

«Стратегические цели данного проекта - повышение качества жизни сельского населения за счет использования цифровых технологий и создание инфраструктуры для реализации проектов по государственной Программе «Цифровой Казахстан». Наличие качественной интернет-связи на селе позволит улучшить скорость и качество работ в государственных учреждениях, а также увеличить долю государственных услуг, полученных в электронном виде, до 80% от общего объема госуслуг к 2022 году. В целом, ожидается увеличение доли пользователей сети интернет к 2022 году до 82%», - отметил Председатель Правления «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций