Перейти к основному содержанию


7117 просмотров

ЕНПФ: поиск решений

Работа Единого накопительного пенсионного фонда находится под пристальным вниманием общества

Фото: Олег Спивак

Показатели ЕНПФ изучаются журналистами, депутатами, различными организациями и активистами. О том, как работает структура, каковы показатели фонда, «Курсиву» рассказал член совета директоров АО «ЕНПФ», независимый директор Кадыржан Дамитов.

– Кадыржан Кабдошевич, многие путают функции ЕНПФ и Национального банка в пенсионной системе. Не могли бы Вы разделить обязанности двух организаций? 

– Функционал ЕНПФ и Национального банка определен Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Там четко расписаны обязанности и полномочия каждой организации. Действующее законодательство о пенсионном обеспечении (статья 34 Закона) говорит о том, что у нас может быть только один государственный пенсионный фонд. В ЕНПФ генерируются все денежные и информационные потоки накопительной пенсионной системы республики. Сегодня ЕНПФ принимает три вида взносов: обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы. Деньгами же управляет Национальный банк. Подчеркну, Нацбанк принимает решения на основании рекомендаций совета по управлению пенсионными активами, который является консультативно-совещательным органом, и совета по управлению Национальным фондом при президенте Респуб­лики Казахстан, который осуществляет функции по выработке предложений по повышению эффективности управления, по направлениям инвестирования и по определению перечня финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов Единого накопительного пенсионного фонда. Перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов ЕНПФ, утверждается постановлением правительства нашей страны. 

Такое разделение полномочий на сегодняшний день, с одной стороны, обеспечивает всесторонний учет пенсионных взносов, начисляемого на них инвестиционного дохода, регулярность пенсионных выплат, а с другой – позволяет эффективно управлять постоянно растущими пенсионными активами. Чтобы оценить качество управления, достаточно посмотреть отчеты ЕНПФ. 

– И что они говорят?

– Ежегодно показатели увеличиваются как в целом по системе, так и на конкретных индивидуальных пенсионных счетах при условии их регулярного пополнения. К примеру, в прошлом году сумма взносов в ЕНПФ увеличилась на 12% по сравнению с предыдущим периодом, а сумма чистого инвестиционного дохода превысила на 67% сумму дохода, полученного в 2017 году. Это колоссальный доход. Впервые за историю Казахстана данный показатель инвестиционного дохода превысил сумму поступлений в виде взносов. То есть на каждый тенге взносов заработано свыше 1 тенге инвестдохода. Стоимость условной пенсионной единицы, которая характеризует доходность наших накоплений, выросла на 11,3% при инфляции 5,3%. Отвечу тем, кто говорит, что в том или ином месяце вкладчики теряют доход, поскольку он не перекрывает инф­ляцию. Показатели доходности следует рассматривать в более долгосрочном периоде, ведь мы являемся участниками системы не одно десятилетие. Накопленная доходность с 1998 года составляет 456,61%, а накопленная инфляция за этот период – 416,77%.

Но даже если вкладчик будет выходить на пенсию в период, когда накопленная доходность будет ниже инфляции (финансовые рынки от этого не застрахованы), полученная разница будет компенсирована, поскольку в Казахстане законодательно предусмотрена государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений не ниже уровня инфляции. 

Все это говорит о том, что в целом полномочия и функции участников накопительной пенсионной системы на период принятия решения о консолидации активов в одном фонде под конт­ролем государства были распределены адекватно: ЕНПФ ведет учет накоплений, расчет выплат, обеспечивает обслуживание и консультирование вкладчиков, ведет информационно-разъяснительную работу; Национальный банк управляет пенсионным портфелем, обеспечивая доход и минимизируя риски.

– Как Вы оцениваете работу ЕНПФ? 

– Могу сказать, что за последние годы деятельность ЕНПФ вышла на совершенно новый качественный уровень. Сегодня это высокотехнологичный современный финансовый институт, в котором аккумулированы активы, которые составляют почти 16% от ВВП государства. Кроме того, это еще и социальный институт, который оказывает содействие в формировании пенсионного капитала работающему населению страны, разъясняет его необходимость, предотвращая социальную нестабильность в будущем. Качество услуг организации, которые постоянно совершенствуются (на 1 мая 2019 года порядка 80% операций осуществляется онлайн, в электронном формате), высоко оценивает как совет директоров, так и независимые международные компании, а самое главное – вкладчики и получатели. Согласно данным отчета фонда за 2018 год, доля жалоб на этот период составила всего 0,003% от общего объема операций, а их было совершено более 20 миллионов. В то же время постоянно проводится работа по улучшению деятельности, развитию услуг и оптимизации затрат. Это говорит о том, что бизнес-процессы в организации выстроены и отвечают интересам всех сторон.
 
В круг обязанностей ЕНПФ входит и много работы над ошибками действовавших ранее накопительных фондов: возврат долгов несостоятельных заемщиков системы, приведение в порядок принятой от разных фондов базы счетов вкладчиков и получателей – расчистка технических, двойных счетов. Если на период объединения пенсионных активов сумма задолженности 32 эмитентов составляла по номинальной стоимости 161,5 млрд тенге (или 4,4% пенсионных активов), то сейчас, на 1 мая 2019 года, спустя пять лет, фонд осуществляет работу по возврату задолженности в отношении 22 эмитентов, общая сумма задолженности по которым составляет 51,8 млрд тенге по номинальной стоимости (это порядка 0,6% портфеля). Возврат долгов – это очень непростой и небыстрый процесс, зависящий от многих факторов: состояния эмитентов, законодательства, работы судебных исполнителей и так далее. Но постепенно долги возвращаются. Общая сумма погашенной перед фондом задолженности в 2018 году составила порядка 14,8 млрд тенге, а всего с 2014 года по настоящее время общая сумма погашенной задолженности превысила 18,5 млрд тенге. Мы видим, что в прошлом году эффективность этой работы значительно повысилась. Думаю, она продолжится, пока должники полностью не рассчитаются. 

Другая проблема, которую решает ЕНПФ, – это работа с неидентифицированными счетами, то есть открытыми по умолчанию, содержащими ошибки в реквизитах вкладчиков, допущенные работодателями при перечислении ОПВ. После консолидации НПФ количество счетов с ошибочными реквизитами вкладчиков в ЕНПФ составляло около 820 тыс. ЕНПФ на постоянной основе ведет работу по определению владельцев таких счетов посредством сверки реквизитов вкладчиков с данными информационных систем государственных органов. Ежемесячно идентифицируется порядка трех-пяти тысяч ошибочных счетов. В результате сейчас в базе данных ЕНПФ осталось чуть более 200 тыс. таких счетов. Работа в этом направлении продолжается, и одной из задач ЕНПФ является полная идентификация таких счетов. 

– Какие задачи сейчас стоят перед фондом? 

– Текущий момент ставит перед ЕНПФ как оператором новые задачи, от решения которых зависит состоятельность накопительной пенсионной системы. Одна из них – вовлечение в систему экономически активного населения. С прошлого года фонд начал большую работу с владельцами так называемых спящих (на которые в течение нескольких лет не поступают взносы), или нулевых (открытых, но не пополняемых), счетов. Ведется планомерный обзвон вкладчиков, которые перестали участвовать в системе, выясняется, по какой причине это происходит, определяется их статус. В большинстве случаев это безработные либо люди, имеющие нерегулярный заработок, или женщины, находящиеся в декретном отпуске больше года, военнослужащие, которые перестали быть участниками НПС и перешли на полное государственное пенсионное обеспечение. Есть и такие вкладчики, которые оказались в неведении, что их работодатель не платит ОПВ. С каждым вкладчиком ведется разъяснительная работа о его личной заинтересованности и ответственности в формировании накоплений. Первые результаты уже есть. За весь период работы с неактивными счетами (с февраля 2018 года по 1 мая 2019 года) ЕНПФ установил контакты с 810,8 тыс. вкладчиками, счета которых не пополнялись несколько лет. В результате неактивные ранее индивидуальные пенсионные счета пополнились более чем на 2,4 млрд тенге.

– На Ваш взгляд, этих мер достаточно для полного охвата населения и формирования накоплений, чтобы обеспечить достойную пенсию? 

– ЕНПФ делает то, что от него зависит в этих условиях. Ведет учет, информирует вкладчиков, предлагает новые современные способы мониторинга пенсионного счета, ведет массовую разъяснительную работу и персональное консультирование по построению пенсионных планов, вносит в Национальный банк и правительство концептуальные предложения по развитию системы на основании актуарных расчетов.

Однако успешность накопительной пенсионной системы зависит от очень многих факторов, как, например, экономическая и демографическая ситуация в стране, уровень формализованных (нетеневых) доходов, структура и занятость трудоспособного населения, развитие рынка инвестиций. И здесь нужны решения на общегосударственном уровне. Первые шаги в этом направлении сделаны: это введение обязательного порядка уплаты пенсионных взносов гражданами, работающими по договорам гражданско-правового характера, уплата единого совокупного платежа самозанятыми или неформально занятыми гражданами для включения их в системы пенсионного, социального, медицинского обеспечения. Но нужны дальнейшие меры по трудоустройству, обеспечению адекватного уровня доходов населения, которые зависят от нескольких министерств и ведомств, поскольку достаточное пенсионное обеспечение на уровне не менее требуемых Международной организацией труда 40% от утраченного заработка возможно только в результате регулярных и в полном объеме взносов на индивидуальные пенсионные счета всех экономически активных казахстанцев. 

– Какие задачи поставил совет директоров перед организацией в этом году? 

– Прежде всего это качественное оказание услуг в соответствии со стандартами лучших практик, обеспечивающее равный доступ к пенсионным услугам, соблюдение установленных стандартов пенсионных услуг, что в свою очередь возможно в случае соответствия бизнес-процессов фонда стандартам системы менеджмента качества. Эта задача планомерно выполняется – фонд обеспечивает прямое и дистанционное обслуживание своих вкладчиков и получателей путем развития выездного обслуживания и развития интернет-услуг.Специалисты фонда работают над расширением функционала сайта и мобильного приложения. К примеру, сейчас продумывается реализация технических возможностей уплаты добровольных пенсионных взносов через сайт enpf.kz, что минимизирует временные и материальные затраты вкладчиков по уплате этого вида взносов. Функционирование системы и запуск новых проектов требует уделять особое внимание вопросам информационной безопасности. Поэтому, естественно, ставя самым главным приоритетом сохранность пенсионных накоплений, защищенность личных данных вкладчиков, фонду постоянно необходимо проводить работу по совершенствованию информационной инфраструктуры и электронных ресурсов АО «ЕНПФ» и их защите. 

Другая важная задача, которая стоит перед ЕНПФ, – это развитие культуры планирования пенсионных накоплений населением Республики Казахстан. Во всем мире азы финансовой грамотности постигаются со школьной скамьи, и в экономически активном возрасте каждый гражданин самостоятельно или с помощью финансовых консультантов планирует свои доходы и расходы, составляет инвестиционные планы, формирует долгосрочные капиталы. Мы к этому только подходим, и роль ЕНПФ в повышении уровня финансово-правовой грамотности населения в целом и в сфере пенсионного обеспечения в частности очень высока. Специалисты фонда начали консультировать клиентов в построении индивидуальных пенсионных планов, люди за много лет до пенсии начали прогнозировать, сколько они смогут получать после окончания трудовой деятельности. Важно делать это заблаговременно, используя различные инструменты, к примеру, добровольные пенсионные взносы. 

Поскольку пенсионная система, являясь частью общества, постоянно развивается, перед ЕНПФ ставится задача в реализации законодательства Республики Казахстан по направлениям дальнейшего развития накопительной пенсионной системы Казахстана. Прежде всего это совершенствование параметров и механизмов осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ, внедрение условно-накопительного компонента накопительной пенсионной системы – обязательных пенсионных взносов работодателя с 2020 года, осуществление функций ЕНПФ в качестве компетентного органа в рамках договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС, поскольку Казахстан интегрирован в мировую экономику и в трудовую миграцию населения. 

В части реализации законодательства по направлениям дальнейшего развития накопительной пенсионной системы, на мой взгляд, одно из важных направлений – это передача пенсионных активов частным управляющим компаниям с закреплением права выбора за вкладчиками. От фонда это потребует технической подготовки: настройки по мультипортфельному учету пенсионных активов, адаптации бизнес-процессов и информационных учетных систем под условия конкурентного инвестиционного управления. Кроме технических и организационных вопросов предстоит большая информационно-разъяснительная работа с вкладчиками, которые будут вовлечены в процесс управления через выбор управляющей компании. Выбор должен делаться осознанно, опираясь не на маркетинговые предложения, а на серьезные расчеты. Таким образом, мы снова пришли к теме повышения финансовой грамотности населения. 

Если говорить о ближайшей перспективе, в рамках текущего года, то в части качества оказания услуг, повышения их доступности фондом будут и далее совершенствоваться все три направления обслуживания: прямое, дистанционное и самостоятельное обслуживание. По каналам прямого обслуживания фонд продолжит мониторить уровень нагрузки на операционные подразделения и при необходимости будут приняты решения по оптимизации количества стационарных подразделений и штатной численности региональной сети. Будет развиваться выездное обслуживание посредством мобильных офисов и мобильных агентов. Уже реализован запланированный на этот год совместный проект по внедрению трансфер-агентского обслуживания по договору ЕНПФ с АО «Казпочта». Услуги ЕНПФ по внесению изменений в реквизиты вкладчиков и по выбору способа информирования теперь можно получить в 94 подразделениях «Казпочты» в тех удаленных населенных пунктах, где нет офисов ЕНПФ. Это сотрудничество также будет развиваться. 

– Сейчас тема выхода на рынок КУПА (компаний по управлению пенсионными активами) обсуждается на разных уровнях. И один из аргументов критиков нашей пенсионной системы – зачем нужно было объединять фонды, если потом снова приходим к конкурентной среде. Какую оценку Вы дадите этим процессам?

– Нужно четко разделять процессы, понятия и объекты пенсионной системы. Результатом объединения пенсионных активов в одном фонде стала единая база вкладчиков и получателей, которая позволила представить реальную картину вовлеченности экономически активного населения в систему. Были приведены к единой оценке инструменты в консолидированном инвестиционном портфеле. Как уже говорилось, большая работа проделана ЕНПФ по возврату средств проблемных эмитентов. Управленческие инвестиционные решения, принимаемые Нацио­нальным банком, нивелируют негативные последствия, которые возникают на финансовых рынках. Приведу самый обсуждаемый пример – покупку облигаций Международного банка Азербайджана, которые своевременно были обменены на государственные облигации Республики Азербайджан. ГЦБ Республики Азербайджан в свою очередь были постепенно реализованы с учетом рыночной конъюнктуры. В целом с момента приобретения облигаций МБА в 2014 году и до даты реализации ЦБ по чистой цене не ниже 87,26% от номинала чистая внутренняя ставка доходности (IRR) с учетом всех полученных вознаграждений составляет 4,0%, что довольно неплохо для инвестиций в иностранной валюте. Также можно отметить валютную диверсификацию портфеля ЕНПФ в условиях свободного курса тенге, за счет которой вкладчики получают доход и в период ослабления стоимости национальной валюты, и в период ее роста. Увеличение долларовой части портфеля (она сейчас составляет порядка 32%) способствует получению дохода на длительных инвестиционных промежутках, тогда как тенговая часть повышает его в периоды укреплении национальной валюты.

Тем не менее система развивается, и фондовый рынок будет более динамичным, если на нем будет действовать больше институциональных инвесторов, которыми выступят компании, управляющие пенсионными активами. Подчеркну, что эти компании будут лишь на определенных условиях управлять активами тех вкладчиков, которые отдадут им свои предпочтения. Учет накоплений – и взносов, и инвестиционного дохода – будет вести ЕНПФ. То есть государственный контроль над пенсионными накоплениями сохраняется, поскольку именно государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений не ниже уровня инфляции. Но конфликт интересов, когда Национальный банк является единственным управляющим и он же – надзорным органом, будет нивелирован. С другой стороны, выход управляющих компаний даст вкладчикам возможность выбора инвестиционной стратегии, уровня доходности, уровня риска, что позволит повысить заинтересованность населения в увеличении своих пенсионных накоплений, а также закрепить ответственность по обеспечению достойной пенсии за всеми субъектами пенсионной системы.


5142 просмотра

Более 210 тысяч вкладчиков Банка Астаны не обратились за выплатами

КФГД продлил срок выплат на полгода

Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) продлил на полгода срок выплат вкладчикам АО «Банк Астаны». Выплаты осуществляются через банк-агент - АО «Евразийский банк». Об этом сообщает пресс-служба фонда.

«В банк-агент за возмещением обратились 52 тысячи вкладчиков АО «Банк Астаны». Выплачено возмещение на общую сумму 36,9 миллиардов тенге. Таким образом, обязательства КФГД перед вкладчиками АО «Банк Астаны» погашены на 98,4%. Оставшиеся 1,6% — это, в основном, небольшие остатки на счетах, за получением которых люди, как правило, не торопятся. В частности, 64% вкладчиков АО «Банк Астаны» имели депозиты менее одной тысячи тенге, 79% вкладчиков – менее пяти тысяч тенге. Количество пока не обратившихся за выплатой вкладчиков АО «Банк Астаны» составляет 216 тысяч человек», - говорится в сообщении.

В фонде рассказали, что единственный необходимый документ для вкладчика – это удостоверение личности и заявление, бланк которого можно получить и заполнить в отделении банка-агента. Допускается и подача заявления доверенным лицом – в этом случае понадобится нотариально удостоверенная доверенность на получение возмещения.

«Деньги по выбору вкладчика могут быть выплачены наличными или переводом на действующий счет вкладчика в любом банке, также можно открыть депозит в банке-агенте на сумму возмещения. Порядка 90% вкладчиков получают выплату день-в-день; обработка заявлений, поданных по доверенности, может занять больше времени, но, в любом случае, в пределах 5 рабочих дней», - говорится в сообщении.

КФГД выплачивает возмещение по вкладам, текущим счетам и платежным карточкам, открытым в АО «Банк Астаны»: 

  • по депозитам в тенге – на сумму депозита с учетом капитализированного вознаграждения, но не более 10 млн тенге,
  • по депозитам в иностранной валюте – на сумму депозита с учетом капитализированного вознаграждения, но не более 5 млн тенге. Возмещение по депозитам в иностранной валюте выплачивается в тенге (для расчета применяется рыночный курс обмена валют на 9 января 2019 года).

По депозитам одного вкладчика, размещенным в АО «Банк Астаны» одновременно в тенге и в иностранной валюте, выплачивается совокупное возмещение до 15 млн тенге, при этом по депозиту в иностранной валюте – не более эквивалента 5 млн тенге.

Депозиты 267,420 тыс. вкладчиков АО «Банк Астаны» (99,6%) защищены гарантией в полном объеме. Эти вкладчики уже получили или вправе получить возмещение на полную сумму депозита с учетом накопленного (капитализированного) вознаграждения в банке-агенте.

Напомним, 18 сентября 2018 года АО «Банк Астаны» был лишен лицензии на проведение всех банковских операций на основании решения Правления Национального Банка Республики Казахстан. 26 ноября 2018 года Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы принял решение о принудительной ликвидации АО «Банк Астаны». После того, как Алматинский городской суд рассмотрел и оставил без удовлетворения девять апелляционных жалоб, 9 января 2019 года решение СМЭС города Алматы от 26 ноября 2018 года вступило в законную силу. 

26 января 2019 года АО «Евразийский банк» начал выплату возмещения вкладчикам – физическим лицам и индивидуальным предпринимателям от имени и за счет средств Казахстанского фонда гарантирования депозитов. За первые два дня, 26 и 27 января, АО «Евразийский банк» выплатил вкладчикам Банка Астаны 23,1 млрд тенге – 62% от общей суммы обязательств. На эти два дня отделения банка-агента были закрыты для его клиентов.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций