Меры по защите получателей онлайн-займов представил Нацбанк

Как показал анализ статистики, в настоящий момент времени в любом случае заемщикам тяжело защищать свои интересы в судах

Фото: Shutterstock

Заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков представил комплекс мер по защите интересов казахстанских получателей онлайн-займов.

«Вопрос, который долгое время обсуждался, это вопрос микрокредитов – так называемых займов до зарплаты. Мы в прошлом году обсуждали этот вопрос по онлайн-кредиторам. Как показал анализ статистики, в настоящий момент времени в любом случае заемщикам тяжело защищать свои интересы в судах, потому что это для него расходы, время и, соответственно, даже ограниченная статистика, которую мы видим. Большинство, прежде всего мелких компаний, продолжает практику выдачи кредитов по повышенным ставкам, либо находятся какие-то способы и механизмы обхода этих ограничений», - сказал он 14 мая в мажилисе парламента на презентации проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, и микрофинансовой деятельности».

«Поэтому мы предлагаем систему, которая в данном случае, во-первых, будет отсекать в заемщиков, которые уже имеют просрочку, то есть это не будет увеличивать долговую нагрузку… Мы также предлагаем ввести максимальную переплату, то есть кредит плюс дополнительное тело займа. Кроме того, это максимально короткие сроки и максимально низкая сумма без возможности увеличения этой суммы займа», - добавил Смоляков.

Кредитные товарищества кредитуют только своих участников, ломбарды кредитуют население до 8 000 месячных расчетных показателей (20 млн тенге) под залог движимого имущества.

Смоляков напомнил, что в свое время были вопросы со стороны министерства внутренних дел к защите и в целом помещениям, где располагаются ломбарды, поэтому данные требования устанавливаются соответствующими органами совместно с МВД.

«Микрофинансовые организации в отличие от банков не могут осуществлять операции по приему депозитов и переводным операциям. Этот функционал сохраняется за депозитными институтами», - сказал он.

Срок микрокредита не превышает 45 дней, сумма – 50 месячных расчетных показателей (127 тыс. тенге). Законопроектом ставится запрет на увеличение суммы микрокредита. Размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательств не превышает 0,5% от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки. Предельная сумма вознаграждения будет определяться на уровне подзаконного акта. Максимальная переплата составит сумма кредита плюс одно тело займа, включая штрафы и пени. Предусматривается  запрет на выдачу займов лицам, имеющим просрочку по потребительским кредитам свыше 60 дней.

Максимальная ставка по микрокредитам кроме займов до 50 МРП и до 45 дней будет в предельном размере ГЭСВ (годовая эффективная ставка вознаграждения). Информация по микрокредитам в обязательном порядке предоставляется в кредитное бюро.  

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg