Акимат Костаная пытается вернуть 150 млн тенге, выделенные на дороги и коммуникации

Финансовые нарушения выявила ревизионная комиссия

Фото: Shutterstock

В Костанае городской акимат судится с участниками компаний по ремонту дорог и инженерных сетей. Он намерен отсудить более 150 миллионов тенге, ранее направленные подрядчикам. 

Финансов много не бывает

В 2018 году расходная часть бюджета Костаная составила 53 млрд тенге. Большая часть этих денег направлена на реализацию проектов в области строительства, образования и ЖКХ. Однако часть придется в казну возвращать ввиду выявленных ревизионной комиссией недочетов. В областном центре сегодня в разгаре судебные разбирательства.

«Например, по среднему ремонту дорог методом ресайклирования излишне перечислены бюджетные средства ТОО «Кокшетауавтодор» – 50,6 млн тенге. Но по решению суда отделу ЖКХ акимата города отказано в полном объеме. И прокуратурой направлены материалы в финансовую полицию. По расходам на очистку и отведение сточных вод подан иск в адрес ГКП «Костанай-СУ» на 89,5 млн тенге. И снова по решению суда отказано в полном объеме отделу ЖКХ, подана апелляционная жалоба», – рассказала «Курсиву» руководитель отдела финансов акимата Костаная Раиса Айткужинова.

В целом к возмещению в бюджет ревизорами определена сумма 189,7 млн тенге. 154 млн тенге из них должны были пойти на приведение в порядок городского жилищно-коммунального хозяйства. Представители ревизионной комиссии Костанайской области отметили, что немало недостатков допущено при реализации дорожных проектов. Например, выявлено нецелевое использование трансфертов на улицы, по которым власти изначально не планировали проводить средний ремонт. Так поступали не один год. 

«Простыми словами, выделялись деньги на ремонт дорог одних улиц, а акимат осуществлял замену, перенаправляя средства на другие. По дорогам, фигурировавшим в документах, выполнялись дефектные акты, а ремонтировались иные объекты. Общая сумма бюджетных затрат составила около 1 млрд тенге», – уточнил изданию член ревизионной комиссии по Костанайской области Арман Испудинов.

Смотря как написать

Также, по словам собеседника, наблюдается тенденция, когда администраторы программ утверждают проекты по строительству, ремонту и иным капиталоемким мероприятиям, но без учета их бюджетной обеспеченности в перспективе. 

В результате истекают сроки действия проектно-сметной документации, затягивается сдача объектов и происходит их многократное удорожание. Зачастую чиновники точно не могут назвать суммы, которые будут у них в распоряжении для реализации намеченных планов. Кроме того, до сих пор во многом приходится рассчитывать на поступления сверху.

«Основная проблема городского бюджета – финансовая зависимость от вышестоящего. В 2018 году основным источником доходов местного бюджета стали трансферты из области, сумма которых остается по прежнему значительной, – 13,7 млрд тенге», – говорит представитель ревкомиссии.

По словам собеседника, пока попытки местных исполнительных органов увеличить налогооблагаемую базу не дают должного эффекта и не оказывают влияния на рост доходов местного бюджета. И такая ситуация не может не оказывать негативного воздействия на исполнение программ, поскольку не в полном объеме решаются важные для города и населения вопросы.

При этом сегодня, с учетом введенного в действие закона «О государственном аудите», в стране не гонятся за цифрами, выявляя финансовые нарушения при исполнении планов. По словам Армана Испудинова, внедряются новые подходы оценки, исключены параметры, из-за которых в отчеты по формальным причинам вписывали миллиардные суммы отклонений.

«Сейчас процедурные нарушения фиксируются только количественно, по живым деньгам, которые действительно должны быть возвращены в бюджет», – резюмировал г-н Испудинов. 

Пока же в последнем отчете региональной ревизионной комиссии в разделе «Нарушения» в целом по области фигурируют 3,9 млрд тенге. 2,8 млрд тенге из них оказались неэффективно использованными и 1,1 млрд тенге – неэффективно распланированными. Наказанию подверглись пять чиновников, заплативших штраф в размере 414,1 тыс. тенге.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg