Перейти к основному содержанию
4111 просмотров

Минфин: Всеобщее декларирование придет одновременно со «всеобщим» интернетом

По данным и.о. заместителя председателя КГД министерства финансов Талгата Мамаева, около 80% казахстанцев хотят сдавать декларацию в электронном виде

Основной причиной инициативы по переносу сроков всеобщего декларирования в Казахстане является недостаточный охват территории страны широкополосным интернетом, сообщил исполняющий обязанности заместителя председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана Талгат Мамаев.

В Казахстане предполагалось ввести всеобщее декларирование доходов с 1 января 2020 года. Однако в начале апреля этого года министерством финансов внесено предложение в правительство по поэтапному внедрению всеобщего декларирования с переносом сроков собственно всеобщего декларирования на 1 января 2025 года.

«Если говорить конкретно уже о тех проблемах, с которыми мы столкнулись в ходе пилота по декларированию, то мы опросили наших респондентов по нескольким вопросам, в какой форме они хотели бы сдавать, и 78% населения изъявили желание сдавать в электронном виде подотчетность, чтобы не ходить в ЦОНы и Управление государственных доходов. И мы увидели, что есть проблема с покрытием интернета», - сказал Мамаев в ходе онлайн-конференции.

Соответственно, пояснил он, у многих из этих 78% казахстанцев возникнут проблемы по реализации их желания сдавать декларации в электронном виде. Ранее озвучивались планы властей по охвату широкополосным интернетом до 83% населенных пунктов Казахстана к 2022 году, к 2025 году правительство планирует обеспечить полный охват населенных пунктов страны.

При этом, желая сдавать декларации в электронном виде, то есть заполняя их самостоятельно, многие участники пилотного проекта испытывали затруднения с пониманием предоставленного проекта декларации, продолжил представитель КГД.

«При сдаче отчетности мы столкнулись с тем, что большинство населения не смогли самостоятельно заполнить эту декларацию, то есть, есть вопрос по повышению финансовой грамотности сельского населения», - сказал он.

Ранее министр финансов Казахстана Алихан Смаилов признал, что 80% участников пилотного проекта (он проводился в Оскаровском районе Карагандинской области) отнеслись к процедуре декларирования своих доходов негативно, прежде всего, из-за проблем с пониманием, как нужно заполнять эти документы. В результате были внесены изменения в Налоговый кодекс в части упрощения налоговой декларации, которая сократилась с 15-ти до 2 листов.

«И третий вопрос - при сверке баз данных, мы увидели, что есть расхождения по фактическим имуществам и сведениям с базы данных, есть устаревшие сведения. Мы проводили эту работу по актуализации, но все же остались сведения, когда необходимо участие самых физических лиц. И все эти проблемы требуют дополнительного времени, чтобы их исправить и действительно сделать процесс всеобщего декларирования эффективным для населения», - добавил Мамаев.

В настоящий момент минфином предложен следующий порядок введения декларирования: на первом этапе с 1 января 2021 года сведения начнут предоставлять государственные служащие и их супруги, а также лица, приравненные к ним и их супруги.

На втором этапе с 1 января 2023 года – работники государственных предприятий (включая сферу образования, здравоохранения, культуры, спорта) и их супруги. На третьем этапе с 1 января 2024 года – руководители и учредители юридических лиц и их супруги, индивидуальные предприниматели и их супруги. На четвертом этапе с 1 января 2025 года – оставшиеся категории населения.

banner_wsj.gif

856 просмотров

В России хотят запретить криптовалюты

Что ждет этот рынок в Казахстане

Фото: Pixabay

Власти РФ представили новый законопроект, регулирующий оборот криптовалют. Предлагается запретить как оборот основных мировых цифровых валют, так и майнинговый бизнес. Эксперты отмечают жесткость принятой позиции и, как следствие, вероятный отток капитала с рынка. Вместе с тем казахстанский законопроект, затрагивающий цифровые активы, уже находится в сенате РК.

В Госдуме РФ был представлен обновленный вариант законопроекта «О цифровых финансовых активах», существенно меняющий ранее обсуждавшийся подход. Нововведения напрямую запрещают оборот в России криптовалют, выпущенных не под внутренним регулированием, а также их добычу (майнинг) и рекламу. Как сообщают российские СМИ, участники рынка и эксперты находят такой подход чрезмерно жестким и пагубным для рынка. Исключение одного майнинга чревато потерей для российской экономики более $2 млрд в год, считают эксперты. 

Россияне обсуждают подходы к регулированию криптовалют с 2018 года. В том же году началась и работа над проектом закона РК по вопросам регулирования цифровых технологий, в том числе затрагивающего цифровые активы, – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» (законопроект «О регулировании цифровых технологий»). В Беларуси криптобиржи уже легализованы в специальном правовом режиме Парка высоких технологий. Были попытки ЕЭК рекомендовать регулирование криптоэкономики с целью евразийской гармонизации. Однако страны обошлись независимыми подходами; практика, вероятно, покажет наиболее удачный путь.

Несколько лет назад Нацбанк РК в лице экс-председателя Данияра Акишева аналогично ЦБ РФ занимал консервативную позицию. Между тем МФЦА, пользуясь особым конституционным статусом, в 2018 году принял нормативные акты, легализующие и регулирующие криптобизнес в рамках своей юрисдикции.

В прошлом году цифровые активы затронул в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев, призвав оказывать содействие МФЦА и создавать бренд открытой юрисдикции.

Казахстан не против

Законопроектом «О регулировании цифровых технологий» определяется правовой статус цифровых активов – это имущество, созданное в электронно-цифровой форме, с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся деньгами, ценными бумагами. Цифровой актив не является средством платежа, а является товаром, переход прав на который осуществляется в цифровой среде. 

Определяются два подвида цифрового актива: обеспеченные (цифровые токены) и необеспеченные (криптовалюта). Цифровые токены являются средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав, то есть обеспечены базовым активом в виде товаров, услуг. В международной практике это так называемые utility tokens, используемые для токенизации сделок, товаров, услуг. 

Необеспеченные цифровые активы – это криптовалюта. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает отсылку к Конституционному закону о МФЦА и его нормативным актам, регулирующим криптобиржи. 

Таким образом, Казахстан обозначил правовой статус криптоимущества, встроив в действующее гражданское законодательство; отделил токенизацию от ценных бумаг, средств платежа и криптовалюты; ограничил оборот криптовалют до юрисдикции МФЦА, в которой предусмотрены процедуры лицензирования, финансового мониторинга и иные регуляторные механизмы.

Майнинг и предпринимательство

Казахстанский законопроект «О регулировании цифровых технологий» закрепил понятие цифрового майнинга, а также возникающие права собственности на цифровые активы. Запрета на майнинговую деятельность в РК закон не содержит; фактически майнинг легализуется и выводится из «серой» зоны. 

При этом разработчики закона закладывали следующее правоприменение: майнинг – сам по себе лишь процесс, не предпринимательская деятельность. Доход и, соответственно, налоговые обязательства возникают в двух случаях: реализации (продажи) добытой криптовалюты или возмездных услуг предоставления вычислительного оборудования для целей майнинга. В последнем случае такая деятельность ничем не отличается от других услуг дата-центров и стандартно регулируется действующим законодательством. 

В целом стоит отметить лояльный настрой правительства РК, видящего экономическую ценность направления. Майнинг-фирмы, зарегистрированные как дата-центры, продолжают развиваться в Казахстане и становятся частью цифровой экономики, утилизируя энергопрофицит, экспортируя вычислительные ресурсы, привлекая инвестиции. При этом Казахстан в силу недорогой электроэнергии и профицитных регионов обладает серьезным конкурентным потенциалом на глобальном рынке.

Дискуссия подходов

Во всем мире вопрос регулирования оборота криптовалют является неоднозначным. Кто-то за прогрессивное регулирование, другие – за нейтральность, третьи – за консервативную осторожность. Тем не менее прослеживается глобальный тренд на деанонимизацию и институционализацию крипторынка, его вывод из теневой экономики.
 
Если взглянуть на ряд развитых стран и рекомендации международных организаций, таких как FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), то подобный тренд является логичным ответом на давно обсуждаемые риски, связанные с мошенничеством, анонимностью, отмыванием доходов и незаконным оборотом. Ключевым моментом является разделение черного (теневого) и белого (разрешенного) рынка, при котором можно осуществлять надзор, лицензирование, мониторинг и развитие. Целями такого регулирования будут прослеживаемость оборота, внедрение процедур финансового мониторинга и идентификации; в то время как запрет создает риски теневого оборота, где виртуальные валюты продолжают функционировать без надлежащего надзора.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png