«Сбербанк» готов экономить время и деньги бизнеса

ДБ АО «Сбербанк России» готов предоставить казахстанскому бизнесу совершенно новые продукты, которые позволят предпринимателям минимизировать свои временные и материальные затраты

Казахстанский дочерний банк АО «Сбербанк России» готов предоставить казахстанскому бизнесу совершенно новые продукты, которые позволят предпринимателям минимизировать свои временные и материальные затраты, сообщил 28 февраля в ходе встречи с представителями российского бизнеса, работающего в Казахстане председатель правления этой структуры Александр Камалов.

Обновленный головной офис казахстанской дочки «Сбербанка» в Астане в четверг стал площадкой для встречи чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации Алексея Бородавкина с российскими компаниями, работающими в нашей стране, а также с представителями казахстанско-российских совместных предприятий. Как подчеркнул российский дипломат, такие встречи проводятся регулярно – менее чем за год его пребывания в этой должности он проводит уже третью такую встречу. Этот формат общения позволяет компаниям обмениваться опытом работы в Казахстане, а также находить пути разрешения различных проблем.

«С каждым разом интерес к участию в этих мероприятиях растет, появляются все новые представители российского и казахстанско-российского бизнеса, рассказывают о своих планах, а они, как правило, находятся в позитивной зоне, - сказал г-н Бородавкин. - Повестка дня расширяется, уделяется внимание все большему количеству отраслей, говорим и о различных проблемах, которые возникают в ходе развития наших торгово-экономических отношений, в т.ч. в финансовом и банковском секторах, не без этого, потому что любой растущий организм естественно сталкивается с какими-то трудностями. Это естественно, важно вовремя все это определить и решить все эти вопросы», - добавил он.

Сейчас в Казахстане каждое третье совместное предприятие открыто с российским участием, всего таких предприятий насчитывается около 10 тыс., в стране успешно работают более 20 крупных российских компаний и представлены пять банковских структур. Достаточно много крупных объектов с большим объемом российских инвестиций осуществляются на территории Казахстана в промышленном, телекоммуникационном, аграрном, фармацевтическом, аэрокосмическом, нефтегазовом секторах, есть и менее масштабные, но очень значимые проекты. И российские банки могут сыграть в их реализации значительную роль, уверен посол России.

«Я хочу подчеркнуть, что масштабы экономического сотрудничества между нашими странами предполагают и подталкивают банки к тому, чтобы работать на этой площадке в сфере кредитного обслуживания, как с юридическими, так и с физическими лицами, - сказал Бородавкин. - Торговля у нас серьезно подросла, по российской статистике у нас она достигла в прошлом году $18,2 млрд, это солидные цифры, и банковскому сектору грех не воспользоваться этим, и не поучаствовать и в финансировании этих проектов, и торговых сделок, и не войти на рынок услуг для физических лиц», - заметил он.

Собственно, казахстанский дочерний банк «Сбербанка России», по словам председателя его правления Александра Камалова, эти возможности уже использует: по итогам прошлого года он поднялся с четвертого на второе место в Казахстане по совокупным активам среди участников казахстанского банковского сектора, на чем акцентировал внимание и Алексей Бородавкин. При этом казахстанская дочка Сбербанка не ограничивается сотрудничеством только с крупным бизнесом и не акцентируется на обслуживании только российского бизнеса или казахстанско-российских СП, а также активно расширяет свой розничный бизнес. В результате по итогам прошлого года активы банка увеличились на 8,5%, также существенно увеличились объемы кредитования в розничном бизнесе – там отмечается рост на 33%.

Но самое главное, что «Сбербанк» нарастил в прошлом году объемы кредитования в корпоративном сегменте.

IMG_9917-01-03-19-09-38.JPG

«Порядка 700 млрд тенге выданных кредитов – это более 3,5 тыс. проектов, это те деньги, которые работают для клиентов банка, - заявил г-н Камалов. - Для нас второе место по итогам прошлого года – это еще и дополнительная ответственность перед нашими клиентами, как перед корпоративными, так и частными. И чтобы отвечать их требованиям, банк должен наращивать инвестиции в инфраструктуру и в собственное развитие. Если говорить о планах 2019 года, то в этом году мы планируем на 25% увеличить объемы инвестиций в собственную инфраструктуру, это порядка 10 млрд тенге. Основные направления наших инвестиций – это развитие технологических платформ, с введением новой корпоративной платформы мы существенно развиваем линейку возможностей нашей розничной платформы, и мы приняли решение по дальнейшему увеличению нашей филиальной сети», - добавил он.

Филиальная сеть банка вырастет в этом году на 10%, новые филиалы откроются в Астане, Шымкенте, Тараз, Темиртау, Семей и Усть-Каменогорске. Но гораздо важнее, что «Сбербанк» разрабатывает для своих клиентов новые технологические решения, которые позволят бизнесменам экономить время и деньги: к примеру, они смогут открывать счета в онлайн-режиме, не тратя время на поход в банк. Более того, для представителей малого и среднего бизнеса, которым зачастую неудобно и невыгодно содержать бухгалтерию и отдел кадров, «Сбербанк» готов предоставить новую услугу.

«Мы видим задачу минимизировать временные затраты предпринимателей по открытию счетов, и дать дополнительный сервис, начиная от регистрации компании, ведения бухгалтерского учета, ведения учета зарплаты сотрудникам, приема и подбора персонала – все, что может облегчить жизнь предпринимателям. Это текущий тренд, и наши усилия сводятся к тому, чтобы дать дополнительный сервис помимо классических банковских продуктов», - пояснил глава правления банка.

По его мнению, именно такой подход, когда клиент вместе с банковской услугой получает дополнительный сервис, позволит финансовой организации расширить круг своей клиентуры и способствовать решению проблемы кредитования экономики. По мнению г-на Камалова, потенциал казахстанской экономики в части кредитования достаточно большой, но сейчас круг компаний, пользующихся кредитными ресурсами, ограничивается в основном представителями крупного бизнеса.

«Мы видим, что в основном только достаточно крупные компании пользуются кредитами, потому что у них наработан соответствующий потенциал – наличие кредитной истории, квалифицированных кадров, опыта взаимоотношений с банками, - говорит председатель правления. - Но это только одна часть экономики, а между тем, малый и средний бизнес начинает играть все большую и большую роль в экономике страны – 5 лет назад доля МСБ в ВВП страны составляла 15%, по итогам прошлого года официальная статистика – это уже 26%, есть задача выйти на 29-30%, и она вполне реализуема. А это означает, что доступ к кредитным ресурсам должен расширяться для большего количества участников, в первую очередь – из числа МСБ. Мы существенно расширяем продуктовую линейку в том числе и для того, чтобы дать предпринимателям дополнительный сервис, чтобы облегчить им взаимоотношения с банком и удешевить само ведение бизнеса», - подчеркивает он.

Помимо этого, руководство казахстанской дочки крупнейшего российского банка внимательно следит за эргономикой, удобством своих офисов продаж для клиентов. И сейчас в головном офисе в Астане буквально заново открывается первый этаж, где обслуживаются частные клиенты. Помещение стало более просторным, в нем увеличено количество рабочих мест, применен новый дизайн-концепт, внедрен электронный сервис. Это новшество было отмечено и участниками встречи.

«Я рад видеть нововведения в центральном офисе «Сбербанка» в Астане после его реинновации, такого прекрасного и современного здания действительно достоин крупнейший государственный банк России. Забота об удобстве и комфорте клиентов подчеркивает серьезное отношение банка к деятельности на казахстанском направлении», - заметил по этому поводу посол России в Казахстане.

IMG_9918-01-03-19-09-38.JPG

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg