Перейти к основному содержанию
1359 просмотров

Ерболат Досаев: «Нацбанк ставит задачу повышения предсказуемости курса нацвалюты»

Нацбанк предлагает сохранить инфляционный коридор в 4-6% до 2021 года, а с 2022 года снизить его до 3-5% и поддерживать на этом уровне в долгосрочной перспективе

Фото: shutterstock.com

Национальный банк Казахстана ставит задачу повышения предсказуемости курса тенге, заявил 26 марта председатель НБ Ерболат Досаев.

Во вторник на заседании правительства был представлен и одобрен проект Соглашения между правительством и Национальным банком о координации мер макроэкономической политики на 2019 год, которое предусматривает 10 направлений.

«Национальный банк ставит перед собой задачу по повышению предсказуемости динамики курса тенге, при сохранении политики невмешательства в валютные торги Нацбанк оставляет за собой право проведения сглаживающих интервенций», - сказал Досаев.

Он считает, что регулярность и прозрачность информации о планируемых операциях по покупке или продаже иностранной валюты крупными игроками, например, Национальным фондом и субъектами квазигосударственного сектора, придадут стабильность валютному рынку.

«Будут приняты меры по развитию рынка производных финансовых инструментов как важного инструмента хеджирования валютных рисков», - продолжил глава казахстанского центробанка.

Помимо этого, он пообещал обеспечить доступность фондирования экономики: по его словам, особое внимание в работе по этому направлению будет уделено развитию рынка институциональных инвесторов, срочных и сберегательных депозитов.

«Для повышения эффективности ценообразования будет обеспечено формирование рыночных индексов и индикаторов на межбанковском рынке и рынке ценных бумаг», - сказал спикер.

В части обеспечения эффективной денежно-кредитной политики и контроля за инфляцией, Национальный банк намерен сохранить режим инфляционного таргетирования с акцентом на поддержание низкой инфляции, а также устойчивости экономического развития страны и роста уровня жизни населения.

«При этом уточняется целевой ориентир по инфляции: предлагается сохранить коридор 4-6% до 2021 года, а с 2022 года снизить его до 3-5% и поддерживать в долгосрочной перспективе», - заявил Досаев.

По его утверждению, Национальный банк будет стремиться поддерживать уровень базовой ставки, положительной в реальном выражении в пределах 3-3,5%.

«При усилении рисков выхода инфляции за пределы установленного целевого коридора денежно-кредитная политика может быть ужесточена», - не исключил глава Нацбанка.

banner_wsj.gif

902 просмотра

В России хотят запретить криптовалюты

Что ждет этот рынок в Казахстане

Фото: Pixabay

Власти РФ представили новый законопроект, регулирующий оборот криптовалют. Предлагается запретить как оборот основных мировых цифровых валют, так и майнинговый бизнес. Эксперты отмечают жесткость принятой позиции и, как следствие, вероятный отток капитала с рынка. Вместе с тем казахстанский законопроект, затрагивающий цифровые активы, уже находится в сенате РК.

В Госдуме РФ был представлен обновленный вариант законопроекта «О цифровых финансовых активах», существенно меняющий ранее обсуждавшийся подход. Нововведения напрямую запрещают оборот в России криптовалют, выпущенных не под внутренним регулированием, а также их добычу (майнинг) и рекламу. Как сообщают российские СМИ, участники рынка и эксперты находят такой подход чрезмерно жестким и пагубным для рынка. Исключение одного майнинга чревато потерей для российской экономики более $2 млрд в год, считают эксперты. 

Россияне обсуждают подходы к регулированию криптовалют с 2018 года. В том же году началась и работа над проектом закона РК по вопросам регулирования цифровых технологий, в том числе затрагивающего цифровые активы, – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» (законопроект «О регулировании цифровых технологий»). В Беларуси криптобиржи уже легализованы в специальном правовом режиме Парка высоких технологий. Были попытки ЕЭК рекомендовать регулирование криптоэкономики с целью евразийской гармонизации. Однако страны обошлись независимыми подходами; практика, вероятно, покажет наиболее удачный путь.

Несколько лет назад Нацбанк РК в лице экс-председателя Данияра Акишева аналогично ЦБ РФ занимал консервативную позицию. Между тем МФЦА, пользуясь особым конституционным статусом, в 2018 году принял нормативные акты, легализующие и регулирующие криптобизнес в рамках своей юрисдикции.

В прошлом году цифровые активы затронул в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев, призвав оказывать содействие МФЦА и создавать бренд открытой юрисдикции.

Казахстан не против

Законопроектом «О регулировании цифровых технологий» определяется правовой статус цифровых активов – это имущество, созданное в электронно-цифровой форме, с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся деньгами, ценными бумагами. Цифровой актив не является средством платежа, а является товаром, переход прав на который осуществляется в цифровой среде. 

Определяются два подвида цифрового актива: обеспеченные (цифровые токены) и необеспеченные (криптовалюта). Цифровые токены являются средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав, то есть обеспечены базовым активом в виде товаров, услуг. В международной практике это так называемые utility tokens, используемые для токенизации сделок, товаров, услуг. 

Необеспеченные цифровые активы – это криптовалюта. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает отсылку к Конституционному закону о МФЦА и его нормативным актам, регулирующим криптобиржи. 

Таким образом, Казахстан обозначил правовой статус криптоимущества, встроив в действующее гражданское законодательство; отделил токенизацию от ценных бумаг, средств платежа и криптовалюты; ограничил оборот криптовалют до юрисдикции МФЦА, в которой предусмотрены процедуры лицензирования, финансового мониторинга и иные регуляторные механизмы.

Майнинг и предпринимательство

Казахстанский законопроект «О регулировании цифровых технологий» закрепил понятие цифрового майнинга, а также возникающие права собственности на цифровые активы. Запрета на майнинговую деятельность в РК закон не содержит; фактически майнинг легализуется и выводится из «серой» зоны. 

При этом разработчики закона закладывали следующее правоприменение: майнинг – сам по себе лишь процесс, не предпринимательская деятельность. Доход и, соответственно, налоговые обязательства возникают в двух случаях: реализации (продажи) добытой криптовалюты или возмездных услуг предоставления вычислительного оборудования для целей майнинга. В последнем случае такая деятельность ничем не отличается от других услуг дата-центров и стандартно регулируется действующим законодательством. 

В целом стоит отметить лояльный настрой правительства РК, видящего экономическую ценность направления. Майнинг-фирмы, зарегистрированные как дата-центры, продолжают развиваться в Казахстане и становятся частью цифровой экономики, утилизируя энергопрофицит, экспортируя вычислительные ресурсы, привлекая инвестиции. При этом Казахстан в силу недорогой электроэнергии и профицитных регионов обладает серьезным конкурентным потенциалом на глобальном рынке.

Дискуссия подходов

Во всем мире вопрос регулирования оборота криптовалют является неоднозначным. Кто-то за прогрессивное регулирование, другие – за нейтральность, третьи – за консервативную осторожность. Тем не менее прослеживается глобальный тренд на деанонимизацию и институционализацию крипторынка, его вывод из теневой экономики.
 
Если взглянуть на ряд развитых стран и рекомендации международных организаций, таких как FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), то подобный тренд является логичным ответом на давно обсуждаемые риски, связанные с мошенничеством, анонимностью, отмыванием доходов и незаконным оборотом. Ключевым моментом является разделение черного (теневого) и белого (разрешенного) рынка, при котором можно осуществлять надзор, лицензирование, мониторинг и развитие. Целями такого регулирования будут прослеживаемость оборота, внедрение процедур финансового мониторинга и идентификации; в то время как запрет создает риски теневого оборота, где виртуальные валюты продолжают функционировать без надлежащего надзора.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png