Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


739 просмотров

За счет чего намерены пополнить бюджет в Жамбылской области

В некоторых сельских районах недостаточно используются имеющиеся возможности и резервы пополнения местного бюджета

Фото: Shutterstock

В Жамбылской области изыскиваются дополнительные резервы по обеспечению поступлений в бюджет. Эксперты считают, что государственную казну можно пополнить за счет иногородних недропользователей, а также умелого использования внутренних резервов.

Минувший финансовый год в Жамбылской области завершился в целом успешно. Обеспечив исполнение прогноза доходной части бюджета на 107,8%, она вошла в республиканскую тройку лидеров. В целом по региону прирост поступлений в казну составил 113,7%, что на 7 млрд тенге больше прошлогоднего показателя. 

Упрямые недропользователи

Вместе с тем специалисты финансового сектора признают, что в некоторых сельских районах недостаточно используются имеющиеся возможности и резервы пополнения местного бюджета. 

Эксперты финсектора обеспокоены, в частности, тем, что практически не наблюдается прироста поступлений в Мойынкумах. А ведь именно на землях этого района ведут разведку и добычу полезных ископаемых 10 из 23 недропользователей, осуществляющих деятельность на территории области. Но все они зарегистрированы в других регионах республики, и только двое из них имеют филиалы в управлении госдоходов Мойынкумского района. 

«В области действует 23 иногородних недропользователя, всем им неоднократно направлялись письма с рекомендациями о перерегистрации либо открытии филиала на нашей территории. В ходе неоднократных переговоров с руководством местных исполнительных органов лишь три предприятия, наконец, решили перерегистрироваться  по месту нахождения объекта недропользования», – рассказала в комментариях «Курсиву» руководитель управления финансов акимата Жамбылской области Роза Исаева

Так, к примеру, ТОО «Амангельды газ» зарегистрировал свой филиал, а два других предприятия  увеличили численность своих филиалов на 115 человек.

«В целом этот процесс проходит сложно, – отметила Роза Исаева. – Многие недропользователи не желают перерегистрироваться, так как не видят в этом перспективы: для открытия филиалов необходимо затратить значительные средства, что для них неэффективно». 

Кодекс поможет?

Не найдя должного понимания в этом вопросе и со стороны Министерства национальной экономики, местные власти уповают на Налоговый кодекс РК, призванный решить ряд проблемных вопросов, в том числе касательно деятельности недропользователей.

В частности, в соответствии со статьей 559 кодекса, с 1 января 2018 года для недропользователей введен новый платеж, который они обязаны уплачивать за участок недр, предоставленный государством на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых. Ставки платы значительные. Они определяются исходя из размера МРП и составляют в зависимости от количества месяцев действия лицензии на разведку от 15 МРП до 60 МРП. 

Но все это из ряда деклараций. К работе по новому формату недропользователи еще не перешли. Так, по словам главного специалиста управления камерального контроля департамента госдоходов Жамбылской области Гаухар Нареновой, право предоставления лицензии недропользователям закреплено за Министерством инвестиций и развития. Оно же объявляет и проводит конкурсы и тендеры.

Но механизм этот полностью еще не отработан, пояснила эксперт, потому и затягивается процедура их проведения. Впрочем, даже после получения тем или иным недропользователем лицензии наивно рассчитывать на то, что они начнут делать вливания в местный бюджет, ведь многие из них являются дочерними компаниями крупных предприятий, головные офисы которых находятся в Астане или Алматы.

Поэтому предполагается, что в этой ситуации местным органам следует предлагать выгодные условия для недропользователей, к примеру, по созданию инфраструктуры или выдаче льготных кредитов.

Где таятся резервы 

Пока же остается рассчитывать лишь на внутренние резервы и возможности. Для увеличения доходной части бюджета в прошлом году по инициативе главы региона Аскара Мырзахметова был разработан план конкретных действий акимата с департаментом госдоходов области, районными акиматами и другими уполномоченными органами до 2020 года. 

В ходе совместной работы в бюджет дополнительно, по данным налоговых органов,  поступило налогов и платежей в общей сумме 1,4 млрд тенге. Работа эта с некоторыми корректировками плана продолжается и в новом году.

По мнению специалистов, при грамотном и ответственном подходе к делу можно увеличить план по доходам. По итогам 2018 года этот показатель выполнен всеми сельскими округами. 

Вместе с тем поступлений по административным штрафам на селе практически нет, тогда как оснований для привлечения к административной ответственности только по материалам госинспекторов, курирующих вопросы благоустройства и санитарной очистки, более чем достаточно. Обращают внимание специалисты и на то, что планы поступлений по доходам в сельских округах занижаются, причем значительно, а соответственно в заниженном объеме планируются и расходы.

Прирост поступлений в бюджет в целом по области обеспечен в основном за счет девяти видов налогов, в том числе и от реализации квартир. Однако по штрафам, налагаемым  областным департаментом полиции, прогноз не исполнен на 115,4 млн тенге.

При этом, по данным органов ЦПСИ, если в 2017 году по взысканию штрафов, налагаемых по линии полицейского ведомства, при показателе 61% область находилась на 14-м месте по республике, то по результатам 2018 года (62%) спустилась на последнее,16-е место.


1282 просмотра

Казахстанские чиновники потратили более 600 млрд тенге неэффективно

Трата по реализуемым госпрограммам произошла с 2011 по 2018 годы

Фото: Shutterstock

Депутаты сената РК совместно со Счетным комитетом прорабатывают вопрос внесения в КоАП административного штрафа в отношении чиновников за неэффективное использование бюджетных средств. По их мнению, административное наказание должно быть соразмерным нанесенному ущербу, а не носить формальный характер.

В поиске ответственных

Выступивший в сенате РК на заседании совета по совершенствованию бюджетного законодательства 2 октября министр национальной экономики Руслан Даленов затронул вопрос неэффективности расходования бюджетных средств, выделяемых по госпрограммам. По его информации, по десяти госпрограммам, реализуемым в период с 2011 по 2018 годы, было освоено 9 трлн тенге, однако 608 млрд было освоено неэффективно.
 
Презентуя депутатам «Дорожную карту по реформированию бюджетного процесса», глава Минэкономики озвучил предложение о внесении поправок в постановление о системе гос­планирования. В частности, они затрагивают оценку социально-экономического эффекта реализуемых программ, анализ реализации предыдущих программ, а также проведение внеплановой оценки госпрограмм. 

Кроме этого предлагается внедрение встречных обязательств для представителей бизнес-среды, получающих господдержку.
 
Также было предложено возлагать на чиновников ответственность за неэффективную деятельность на предыдущих должностях независимо от смены места работы.

К слову, в июне этого года в ходе пленарного заседания мажилиса парламента РК по отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год председатель Счетного комитета Наталья Годунова отметила: в результате некачественных бюджетных решений неэффективные расходы составили 138 млрд тенге. При этом, по ее информации, к дисциплинарной ответственности привлечены 224 работника, руководителей среди них  всего 9%. 

Г-жа Годунова тогда в своем выступлении отметила необходимость введения обязательной ответственности должностных лиц за финансовые нарушения, неэффективное планирование и использование бюджетных средств. 

Другое замечание главы Счетного комитета касалось оптимизации сметной стоимости строящихся объектов на бюджетные средства. По данным Натальи Годуновой, из разработанных и прошедших экспертизу ПСД реализуется только 32%. Остальная часть ПСД остается невостребованной, а со временем и вовсе признается устаревшей, что впоследствии влечет внесение корректировок и проведение пов­торной экспертизы. А это выделение дополнительных средств.

Предложения Счетного комитета довольно актуальны, если говорить о долгостроях, зависшей на неопределенное время реализации проектов и внесении корректировок в ранее утвержденные проекты, которых, надо признать, немало во всех регионах Казахстана. 

Учебные центры от Минобразования

Так, настоящий коррупционный скандал разразился в Усть-Каменогорске в ходе строительства межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для машиностроительной отрасли на 700 ученических мест. Сдача учебного центра была намечена на декабрь 2013 года. Министерством образования и науки на возведение объекта подрядной организации «ЗАК Сервис» было перечислено 2,9 млрд тенге. Однако еще на этапе строительства стало известно, что возведение центра производится с серьезными нарушениями. 

В результате вице-министр МОН РК Саят Шаяхметов, директор ТОО «Дирекция строящихся объектов образования и науки РК» Александр Пак и генеральный директор подрядной компании «ЗАК Сервис» Алексей Тутубалин оказались на скамье подсудимых. В суде была доказана растрата бюджетных средств в размере 917 млн тенге из выделенных на строительство учебного комплекса 2,9 млрд. Фигуранты этого уголовного дела получили наказание в виде лишения свободы на сроки от 7 до 7,5 лет. 

Между тем недостроенный центр несколько лет находился практически в бесхозном состоянии. В январе 2018 года объект был передан на баланс отдела строительства города Усть-Каменогорска. 

Все эти годы вопрос с завершением строительства учебного центра остается открытым. И только в этом году дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. 

В начале 2019 года усть-каменогорский отдел строительства провел открытый конкурс по определению подрядчика на проведение технического обследования для завершения строительства межрегионального учебного центра. Победителем конкурса госзакупок стало ТОО «MostStroiRemont». Стоимость – проведения техобследования 30,5 млн тенге. Во сколько обойдется бюджету завершение этого долгоиграющего проекта для местной казны, станет ясно по окончании тех­обследования. Каким образом городские власти будут эксплуатировать объект, доставшийся им от Минобразования, в случае завершения его строительства, пока неизвестно.

Не все гладко вышло и со строительством межрегионального учебного центра по подготовке кадров для топливно-энергетической отрасли на 700 ученических мест в Экибастузе Павлодарской области. Проект также реализовывался Министерством образования. Строительство центра стоимостью 4,5 млрд тенге началось в 2009 году. Сдача проекта была запланирована на 2011 год, потом сроки сдвинулись на 2012 год. А уже на конечном этапе строительства вдруг выяснилось, что центр был построен без дренажной системы. Поэтому подвалы отстроенных корпусов начали затопляться грунтовыми водами, некоторые конструкции объекта начали разрушаться. Министерство образования, похоже, потеряло к учебному центру интерес – объект не сдан в эксплуатацию по сей день.

Подвижки в завершении строительства центра начались, когда объект был передан на баланс областного акимата. Была разработана новая ПСД (по информации, распространенной местными СМИ, на завершение строительства учебного центра понадобится 2,8 млрд тенге. – «Курсив») и определен подрядчик в лице павлодарской компании ТОО «Портал-ПВ». В 2018 году строительство центра усилиями местных властей возобновилось. Ожидается, что учебный центр заработает уже в следующем году.

1239418589.jpg

Наследство беглого экс-акима

В Атырауской области немало незавершенных дорогостоящих проектов, которые реализовывались в бытность правления областью акимом Бергеем Рыскалиевым. Среди таких объектов – незавершенный киноконцертный зал на 1200 мест с Музеем искусств и выставочным залом стоимостью 3,7 млрд тенге и банно-оздоровительный комплекс стоимостью 840 млн тенге. Оба объекта располагаются в Атырау, сдача их была запланирована на конец 2012 года. Однако строительные работы на этих объектах были приостановлены осенью 2012 года в свете уголовного дела в отношении бывшего акима Атырауской области Рыскалиева и руководителей ряда подрядных компаний, обвинявшихся в многомиллиардных хищениях бюджетных средств.

В декабре 2013 года на одном из заседаний областного маслихата были озвучены итоги научного института Комитета по делам строительства, который по заказу Атырауского областного акимата провел обследование здания концертного зала. По заключению экспертов, 90% железобетонных конструкций недостроенного концертного зала необходимо демонтировать из-за угрозы обрушения. 

Однако уже летом 2014 года местные власти сообщили, что работы по завершению строительства киноконцертного зала будут возобновлены и объект будет сдан во второй половине 2017 года. Как сообщили «Курсиву», разработкой ПСД по завершении строительства киноконцертного зала с 2015 года занимается Алматинский проектный институт «ПТИ Пищепромпроект». На эти работы из бюджета было выделено 59 млн тенге. Стоимость строительных работ будет определена по завершении проектирования и заключению госэкспертизы. Срок для разработки обновленной ПСД, установленный местными властями, истекает в конце этого года. 

По второму долгострою – банно-оздоровительному комплексу – управление строительства Атырауской области так и не предоставило ответа на редакционный запрос «Курсива». Так что какова дальнейшая судьба недостроенного здания банного комплекса, неизвестно. 

Вместе с тем на охрану недостроенных объектов из местной казны ежегодно выделяются средства. В этом году охранные услуги предоставляет ТОО «DetectiveSecurity». Охрана двух объектов обошлась бюджету только в этом году в 8 млн тенге.

Планировали одно – получили другое

Вместе с тем в нефтяной столице Казахстана немало и менее дорогостоящих проектов, реализация которых зависла на неопределенный срок. О некоторых местные власти, похоже, подзабыли.

Так, к примеру, летом 2012 года на одном из селекторных совещаний местные власти сообщили о выделении из бюджета денежных средств в размере 1,8 млрд тенге на ремонт цокольных этажей двенадцати многоэтажных домов и оборудование их под дошкольные мини-центры. Ремонтные работы произвелись, но ни одного мини-центра так и не открылось. По информации, предоставленной «Курсиву» акиматом города Атырау в ходе подготовки этого материала, в 2012 году городским отделом строительства на ремонт указанных помещений был выделен не 1,8 млрд тенге, как сообщалось ранее, а 453,9 млн тенге. В настоящее время в доверительное управление сроком на 10 лет передано только три помещения – ОО «Спортивный клуб смешанных единоборств «Западный Альянс», ОФ «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат» и ОО «Мугедекалеми». 

Другой неудавшийся атырауским властям проект – «Интеллектуальный транспорт». В рамках его реализации в 2015 году для установки в городских автобусах было закуплено 250 GPS-трекеров, 250 автоинформаторов для и 20 информационных табло, которые были установлены на автобусных остановках. Все это оборудование обошлось городскому бюджету в 39 млн тенге. Однако система «Интеллектуальный транспорт» за все время с момента реализации проекта так и не заработала. Право на обслуживание оборудования передавалось в течение нескольких лет от компании к компании, но никому так и не удалось наладить работу программного обеспечения – внедрение проекта временно приостановлено.

В рамках реализации в настоящее время проекта по строительству городских автодорог в Атырау предусмотрено строительство велосипедной дорожки по пр. Бейбарыса длиной 15 км. Стоимость дорожки – 207 млн тенге. К слову, это вторая велосипедная дорожка в областном центре. Первая, длиной 4,5 км, протянулась вдоль автомобильной дороги по пр. Абылхаир хана в направлении аэропорта. Бюджету она тогда обошлась в 250 млн тенге, но должного внимания у велосипедистов не нашла – дорожка фактически оторвана от города, не имеет безопасных подъездных путей и ведет в никуда.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций