Перейти к основному содержанию

4388 просмотров

Рынок доставки еды в Казахстане достиг 11,6 миллиардов тенге

Казахстан в рейтинге по доставке еды находится между крупнейшими экономиками мира, а также Россией, Турцией, Чехией и другими странами

Фото: Shutterstock

Рынок доставки еды в Казахстане достиг 11,6 миллиардов тенге. В целом казахстанский рынок доставки растет на 20% в год. Директор Chocofood.kz. Николай Щербак поделился данными по мировому рынку доставки еды в рамках церемонии «Премия Chocofood 2019», которая в этом году впервые состоялась в Казахстане.  

Мировой рынок онлайн-доставки еды оценивается в $95,5 млрд. Крупнейшим игроком является Китай, на который приходится фактически треть этого объема или $38,5 млрд. Неудивительно, что основная доля клиентов, которые пользуются или пользовались услугами доставки еды, также приходится на Китай – порядка полумиллиарда человек или практически половина от мировой статистики. 

Казахстан в рейтинге по доставке еды находится между крупнейшими экономиками мира, а также Россией, Турцией, Чехией и другими странами. 
Объем рынка доставки еды в Казахстане составляет $31 млн или 11,6 млрд тенге. При этом рынок растет примерно на 20% в год. 

Доход на пользователя в год в Казахстане составляет 47$, среднемировой - 83$. Но в некоторых странах разница разительная, к примеру в США это $220.  

В среднем казахстанец осуществляет 4 заказа в год. Для сравнения в Европе клиент заказывает еду 3 заказа в месяц. Разница в 9 раз, подчеркнул Щербак.  

По статистике компании, самые популярные рестораны и сервисы по доставке еды в Казахстане - это Chocofood примерно 23% рынка, Samurai Sushi около 21-22%, в Топ-3 вошел KFC - это 11% и небольшие доли занимают Чибо Сано, Manga Sushi примерно по 4%. Отдельная, растущая категория - это заказ еды через Instagram. Щербак добавил, что из Топ -10 фастфуд сетей мира в Казахстане присутствует шесть. 

Отдельно он рассказал об основных трендах рынка. Так, на сегодняшний день сервисы по доставке еды входят в Топ-40 самых скачиваемых приложений мира.  

«76% пользователей придут к вам в ресторан, если они сделают заказ онлайн и этот заказ будет успешен. Это та дополнительная выгода, которую невозможно измерить», - рассказал Щербак. 

Основная аудитория рынка доставки еды – миллениалы, что вполне ожидаемо. «Поколение, на которое стоить смотреть это поколение Y – миллениалы. Для них самый ценный ресурс - это их свободное время. Эта категория клиентов предпочитает заказывать доставку еды, не готовит дома, также заказывают еду из магазина, уборку дома. Предпочитают пользоваться услугами такси, поскольку владение собственным автомобителем также занимает больше времени», - рассказал директор Chocofood.kz.

Он добавил, что следующее поколение Z будет перенимать все привычки поколения Y, поскольку ими же и будет воспитываться.

Один из трендов рынка - так называемые «рестораны-призраки». Это заведения, которые работают только на доставку. В Казахстане они также присутствуют. 

Еще одно популярное направление рынка - fast casual рестораны. «Это что-то среднее между ресторанами быстрого питания и стандартными заведениями», - пояснил спикер. Добавив, что в этой концепции клиентам предлагается ресторанная подача, но приготовление еды занимает меньше времени, чем в обычном ресторане или кафе. Также обороты в бизнесе набирает правильное питание.

1923 просмотра

Региональные МФО не переживут нововведений Нацбанка

Меры будут полезны лишь тем, кто сможет пережить основное нововведение – повышение размера уставного капитала

Коллаж: Вадим Квятковский

Микрофинансовые организации, обслуживающие население небольших городов и районов, не видят для себя будущего на рынке кредитования, считая, что грядущие изменения пруденциальных требований поставят крест на их деятельности. Представители МФО полагают, что нововведения отразятся и на их постоянных клиентах, которым сложно получать займы в БВУ.

Слабое звено

МФО, работающие в малых городах и сельских зонах Казахстана, могут покинуть рынок. По мнению представителей организаций, для них именно таким итогом станет очередное ужесточение правил деятельности компаний небанковского сектора. 

Соответствующий указ в июле текущего года подписал президент Казахстана, Национальный банк приступил к разработке постановления. В целом планируемые изменения направлены на стабилизацию сектора микрокредитования. Документ был разработан для недопущения неконтролируемого роста долговой нагрузки населения, а также для повышения уровня ответственности игроков рынка за выполнение договорных обязательств. 

Как сообщал в конце ноября «Курсиву» председатель Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ербол Омарханов, для всех участников сектора устанавливается единый предельный размер годовой эффективной ставки в 56% годовых. Сейчас предельная ставка по розничным займам у БВУ и МФО не должна превышать 56%, но у компаний онлайн-кредитования она пока ограничена 100%.

Будут отменены комиссии и вознаграждения за оформление и выдачу займов. Планируется введение допустимого уровня кредитной долговой нагрузки клиентов, которые к тому же должны будут подтверждать доход выше прожиточного минимума. Объем операций может сократиться, но дополнительно компании смогут зарабатывать в качестве платежных агентов и на рынке ценных бумаг.

В зоне риска

Однако все эти меры будут полезны лишь тем МФО, которые смогут пережить основное нововведение – повышение размера уставного капитала. Предполагается, что с 1 января по 1 июля 2020 года он должен будет составлять 30 млн тенге. С 1 июля 2021 года увеличится до 50 млн, а к 1 июля 2022 года – до 100 млн тенге. В АМФОК подсчитали, что в настоящее время почти половина действующих микрокредитных компаний имеют уставный капитал менее 50 млн тенге. Они – в зоне риска.

«Среди них мы, работающие в небольших населенных пунктах, где живут люди, не обладающие огромными деньгами. Наша МФО, созданная крестьянскими хозяйствами, прошла перерегистрацию в 2016 году. Тогда условие о наличии уставного капитала в 30 млн тенге мы выполнили, необходимые требования для ведения этого бизнеса соблюдаем. Теперь вряд ли сможем продолжать», – делится мнением с «Курсивом» директор ТОО «Микрофинансовая организация СельхозКредит» Елена Бугубаева.

ТОО работает с жителями Зыряновска и Катон-Карагайского района ВКО. По словам Елены Бугубаевой, за микрозаймами обращаются местные небольшие КХ и физические лица. В основном деньги берут на приобретение скота, на потребительские цели. 

«Наши клиенты не обращаются в банки, так как имущество в селе в залог там не принимают. А мы идем навстречу и таким образом выполняем социальную функцию, задолженности не имеем. И так сельский житель живет много хуже, чем городской, теперь ему вообще перекрывают кислород. И нам тоже», – говорит г-жа Бугубаева.

Она также считает, что Нацбанку необходимо разрабатывать и применять новые требования, используя дифференцированный подход, с учетом местоположения МФО, объемов проводимых операций.

С ней солидарна и руководитель МФО «Алтын Пайда» Ирина Мицык из Рудного Костанайской области.

«У нас в клиентах определенный контингент – пенсионеры, физлица. Бизнеса в процентном отношении меньше. Мы не взимаем комиссии за выдачу займа, готовы и дальше следовать указаниям регулятора. Но увеличение порога уставного капитала приведет к закрытию маленьких региональных, но нужных населению компаний», – рассуждает Ирина Мицык.

При этом руководители МФО не считают приемлемым выходом слияние мелких компаний ради наращивания уставного капитала. Не готовы они и переходить в нишу онлайн-кредитования. 

Кому беда, кому – выгода

Однако есть и такие компании, кто не против перемен. Так, по словам руководителя МФО из Караганды FinansInvest Владимира Литвинова, уставный фонд его компании сегодня составляет 100 млн тенге. По его словам, МФО тесно работает с предпринимателями, но при наличии надежной кредитной истории поддержку получают и физические лица. Размер займов может быть разным – от 200 тыс. до 3 млн тенге и выше.

«Для мелких компаний ужесточение мер будет менее выгодно, но для стабильных компаний, которые не первый год на рынке, это хорошо. И даже выгодно, потому что уйдут мелкие конкуренты. Но и это не главное. Мы абсолютно положительно относимся к открывающимся возможностям по работе с ценными бумагами, так как это еще одна возможность для привлечения средств со стороны. Это интересно», – считает Владимир Литвинов.

По его мнению, своевременна и мера по повышению уровня требований к заемщикам.

«Это защитит микрофинансовые организации, так как пока закон зачастую на стороне клиентов, которые должны уже понимать, что по счетам платить необходимо», – уверен Владимир Литвинов.

Каков масштаб потерь?

Если Нацбанк не внесет корректировки, смягчающие условия по формированию уставного капитала, часть микрокредитных компаний покинет рынок. Это признают многие, но никто не берется назвать хотя бы примерное число «потерь». Тем временем по всем регионам страны в настоящее время проходят судебные разбирательства по искам территориальных подразделений регулятора к микрокредитным организациям, не прошедшим государственную перерегистрацию до 1 января 2016 года, как того требовало законодательство. Одним из условий для осуществления процедуры явилось наличие уставного капитала в 30 млн тенге. «Курсив» запросил официальную информацию по числу исков, чтобы понять, сколько МКО этот рубеж не преодолело.

«Территориальные филиалы Национального банка наделены полномочиями по подаче с января 2019 года исков в суды о принудительной ликвидации или реорганизации микрокредитных организаций, не прошедших государственную перерегистрацию в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона о МФО. В связи с чем в 2019 году филиалами Национального Банка проведена активная работа по подаче исков в суды о принудительной ликвидации или реорганизации микрокредитных организаций. Так, по состоянию на 01.08.2019 г. всего подано исков о принудительной ликвидации/реорганизации в суды в отношении 293 микрокредитных организаций, из которых решения о принудительной ликвидации/реорганизации на указанную дату вынесены в отношении 198 микрокредитных организаций», – говорится в официальном ответе Национального банка на запрос «Курсива».

Вместе с тем стоит отметить, что в реестре, опубликованном на сайте регулятора, числится лишь 175 действующих МФО (данные на 18 ноября 2019 года).

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance