Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3596 просмотров

Банкротство как инструмент защиты кредиторов

По словам финансистов, недобросовестные должники используют упущения в законодательстве для уклонения от договорных обязательств перед кредиторами

Фото: shutterstock.com

На расширенном заседании правительства 30 января президент Казахстана заявил, что без очистки экономики от банкротов она не сможет нормально развиваться. По его сведениям, задолженность несостоятельных компаний превышает 4 триллиона тенге, а 93% займов в стране приходится на уже закредитованные компании. «Курсиву» рассказали в Национальном банке о будущих изменениях.

Как показывает практика, в нормах Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» есть некоторые пробелы, касающиеся процедур ускоренной реабилитации и банкротства. По словам финансистов, недобросовестные должники используют упущения в законодательстве для уклонения от договорных обязательств перед кредиторами.

«В соответствии с законом продолжительность осуществления ускоренной реабилитационной процедуры не должна превышать 2 года. В то же время в случае применения к должнику мер государственной поддержки суд устанавливает срок процедуры в соответствии с утвержденным планом реабилитации, который, как правило, превышает установленный законом срок», – привел пример начальник управления по работе с проблемными кредитами юридических лиц Банка ВТБ (Казахстан) Андрей Галяпин.

Кроме того, процедура ускоренной реабилитации не предусматривает отмены у должника права управления имуществом, в итоге он продолжает распоряжаться им, в первую очередь преследуя собственные интересы. При этом у кредиторов нет права на изъятие залога. Подобные моменты ущемляют права и законные интересы кредиторов, считают сотрудники Национального банка. При таких обстоятельствах теряется вся суть ускоренной реабилитации, предполагающей кратковременный период восстановления платежеспособности, позволяет должникам злоупотреблять предоставленными им правами, ограничивает контроль кредиторов за осуществлением процедуры ускоренной реабилитации.

В Национальном банке уверены, что действующее законодательство о банкротстве не вызывает интереса у БВУ также в связи с дороговизной и длительностью таких процедур. Так, в Казахстане порой процедура банкротства компаний затягивается до пяти лет, все это время залоговое имущество простаивает и изнашивается, теряет рыночную стоимость, в связи с чем теряется интерес банков в реализации такого имущества. «Более того, текущий механизм банкротства позволяет недобросовестным заемщикам и кредиторам выводить залоги из процедур банкротства путем увеличения объема своих требований. Таким образом, банки остаются без обеспечения по своим требованиям и им приходится списывать такие займы на расходы», – поделились информацией в пресс-службе регулятора.

Согласно статистике Ассоциации финансистов Казахстана, банки инициируют процедуры разорения менее чем в 4% случаев от всех банкротств в стране. Не под запись финансисты рассказывают о случаях, когда недобросовестные должники, пользуясь государственной поддержкой, самостоятельно устанавливают срок процедуры банкротства. В этой ситуации компании продолжают работать и приносить прибыль владельцам, не выплачивая проценты за использование кредита. «Это связано прежде всего с тем, что действующая процедура банкротства является непредсказуемой и дорогостоящей, имеет большую зависимость от администраторов и судов. В связи с этим на текущий момент кредиторы отдают предпочтение взысканию долгов через исковое производство с оплатой государственной пошлины от суммы взысканного долга и проведением последующих процедур со стороны судебных исполнителей», – объяснили в пресс-службе АФК.

Основным проблемным моментом при проведении процедуры банкротства выступает несовершенный порядок реализации залогового имущества. Так, например, вопрос передачи залогового имущества залоговым кредиторам в счет удовлетворения их требований решается исключительно после получения согласия собрания кредиторов. Таким образом, залоговый кредитор, не обладающий решающим количеством голосов при голосовании, полностью зависит от мнения и решения кредиторов, обладающих необходимым количеством для принятия решения. «Данная норма, на наш взгляд, не только ущемляет права залогового кредитора, имеющего намерение приобрести имущество и получившего отказ собрания кредиторов, но и затягивает сроки проведения банкротства и, соответственно, погашения требований первой очереди по оплате труда работников, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, социальные выплаты, требования по погашению которых лежат на кредиторе, получающем имущество в счет удовлетворения залоговых требований», – объяснил Андрей Галяпин.

Так, по состоянию на 1 января объем ссудного портфеля БВУ составлял 13,7 трлн тенге, из которых на долю корпоративного сектора приходится 8,5 трлн тенге. Займы с просрочкой более 180 дней являются безнадежными, и предприятия с такими ссудами практически находятся в предбанкротном состоянии. Объем таких займов на начало 2019 года составил 544 млрд тенге. «Потенциально данная сумма может вырасти еще на 772 млрд тенге – за счет кредитов, уже имеющих просроченную задолженность. Итого объем займов с просроченной задолженностью, потенциально подлежащих невозврату, составляет 1,3 трлн тенге», – привели статистику в Национальном банке.

Все это привело к ужесточению банками требований к оценке кредитных рисков и увеличению ставок вознаграждения по кредитам. Отсутствие возможности быстрой реализации залогового имущества в процедуре банкротства также является одной из причин накопившегося большого объема проблемных кредитов в банковской системе.

«Национальный банк, изучив наилучший международный опыт в области процедур банкротства, предлагает внедрить механизм абсолютного приоритета залоговых кредиторов в казахстанскую систему банкротства. Предлагаемые изменения заключаются в принятии залога на баланс или в самостоятельной реализации залоговым кредитором путем вывода залога из имущественной массы банкрота», – поделились подробностями в пресс-службе надзорного органа.

«Благодаря этим изменениям приоритет в случае банкротства будет у залоговых кредиторов по выплате долгов. Никто из других кредиторов не сможет претендовать на это залоговое имущество. Кроме того, эти залоги теперь будут приниматься на баланс сразу при объявлении начала процедуры банкротства, что ускорит и упростит задачу его дальнейшей реализации или использования», – высказал точку зрения эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Валерий Давыдов.

По словам финансистов, Нацбанк предлагает использовать международный опыт, который основан в том числе на оценке эффективности защиты прав кредиторов в рейтинге Doing Business. «В рамках данного рейтинга оценивается возможность для обеспеченных кредиторов (залогодержателей) получать выплаты в первую очередь от продажи залогового имущества. На сегодня Казахстан по данной категории рейтинга имеет только 6 баллов из 12 возможных и может улучшить свои позиции, если предложения Нацбанка будут реализованы», – предположили в пресс-службе Ассоциации финансистов Казахстана.

Ожидания регулятора связаны с повышением заинтересованности кредиторов в банкротстве компаний, вовлечением в экономический оборот залогового имущества. В целом вопрос является актуальным, но ожидаемые поправки еще четко не сформулированы. «Теоретически принятие поправок может затянуться из-за диаметрально противоположных интересов заинтересованных сторон в банковском секторе. Намерения регулятора по поиску новых драйверов роста финансовой системы понятны. Однако существует вектор интересов акционеров банков и их аффилированных структур. Зачастую это может привести к увеличению финансовых потерь иных участников при банкротстве компаний», – пояснил директор офиса в Алматы Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов.

В Нацбанке говорят, что введение абсолютного приоритета залоговых кредиторов и механизма его реализации как минимум позволит многократно сократить сроки процедуры банкротства; даст возможность банкам пересмотреть требования по кредитным рискам, что отразится на снижении ставок по кредитам. «Кроме того, поправки оживят рынок продаж имущества в связи с обязательностью и срочностью продажи залогового имущества с публичных торгов, что позволит вовлечь в экономический оборот залоговое имущество; банки будут выдавать больше кредитов, в том числе с использованием средств, вырученных от реализации активов банкрота; будет разгружена судебная система», – заверили в НБ РК.

«Предполагается, что банкам представится возможность активизировать кредитование бизнеса под понятные твердые залоги заемщиков. В том числе значительно сократятся сроки возврата части проблемных займов, высвобождаемые от реализации залогового имущества средства будут оперативно реинвестированы в экономику страны в виде кредитов. Также имущество, реализуемое на торгах, будет перераспределяться от неэффективных предпринимателей в пользу эффективных, которые смогут использовать залоговое имущество по назначению, создавая добавленную стоимость», – подчеркнули в АФК.

Но у любой медали есть две стороны. На недостатки обратил внимание Данияр Джумекенов: «С другой стороны, это может привести к дальнейшей монополизации рынка и искусственному раздуванию активов БВУ посредством выдачи заранее просчитанных «кредитов по схеме». В этом случае абсолютный приоритет залоговых кредиторов может явиться неким инструментом хеджирования рисков заинтересованных аффилированных сторон. На мой взгляд, нужен комплексный и новаторский подход при принятии поправок и четкое понимание регулятором всех сценариев при их реализации на практике».

По словам спикера, оптимальным вариантом может стать продажа залогового имущества на открытых и конкурентных торгах на принципах открытости, прозрачности и доступности всех потенциальных покупателей. «При этом продажа залогового имущества не должна предполагать уход от налогообложения заемщиков-банкротов и БВУ. Необходимым условием проведения торгов является создание пула частных инвесторов, заранее сформированного правительством Казахстана и полномочными органами, ответственными за привлечение инвесторов в страну. «Это может явиться важным KPI для оценки работы всех вовлеченных сторон. Мониторинг эффективности результата от вовлечения в экономический оборот залогового имущества возложить на правительство, местные исполнительные органы и СМИ. Предусмотреть механизм, лишенный бюрократии, оплаты за сдельные услуги СМИ при осуществлении открытого и беспристрастного мониторинга. Только комплексный и новаторский подход способен оживить деловую активность в стране», – сказал директор офиса в Алматы Wall Street Invest Partners.

Необходимо отметить, что стоимость кредитных ресурсов устанавливается с учетом премии за кредитный риск. Учитываются: качество обеспечения; наличие гарантии в получении закладываемого обеспечения в случае реализации кредитного риска. Как правило, в банковской практике крупные кредиты выдаются под твердый залог (в основном недвижимость) в целях минимизации кредитных рисков.

«Законодательное установление исключительных прав на удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом, обеспечит банки необходимой защитой в процедуре банкротства. У банков появится уверенность в возможности взыскания залогового имущества на любой стадии, что позволит банкам снизить требования к качеству заемщика и залогового обеспечения, снизить ставки по кредитам и в целом увеличить объемы кредитования экономики», – отметили в НБ.

Уменьшение рисков БВУ – это несомненный плюс, говорит Валерий Давыдов. «Минус – если эта практика будет использоваться повсеместно, то может пострадать само залоговое имущество, так как оборачиваемость всех этих залогов (земля, недвижимость и другие) увеличится, а учитывая неудовлетворительное качество некоторого имущества, его стоимость может просесть. Долгосрочные перспективы отличные для банковского сектора, такое решение позволит увеличить оборачиваемость кредитных портфелей и повысить их качество, а также уменьшить свои риски», – спрогнозировал эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане.

С точки зрения заемщиков, эти изменения, конечно, не выглядят такими радужными, так как эта игра явно не в их пользу. «Но в перспективе имеет смысл прийти к аналогу Chapter 11, как в США, то есть к защите от банкротства, которая позволяет в случае банкротства избежать передачи имущества кредиторам, но пока правила меняются в другую сторону», – напомнил финансист.

В любом случае с принятием поправок политика банков при кредитовании бизнеса изменится очень быстро. «Хотим особенно отметить, что внедрение понятного механизма защиты интересов залоговых кредиторов также позволит активизировать инвестиции внешним и внутренним инвесторам в экономику страны», – заключили в АФК.

Для кредиторов, в том числе для БВУ, будет легче прогнозировать вероятные риски, а также сроки возврата ссуд, что скажется на стоимости денег. Но, с другой стороны, властям следует разработать механизмы защиты предприятий, ведь с односторонним подходом банки могут превратиться в рейдеров.


1585 просмотров

МВФ предлагает Казахстану строго дозировать возможную помощь банкам

В фонде рассказали про AQR

Фото: Shutterstock

Международный валютный фонд предлагает Казахстану строго дозировать возможную помощь банкам второго уровня после завершения AQR. 

К оценке качества активов банковского сектора (Asset Quality Review – AQR) в Казахстане приступили в августе, проверка идет в 14 банках, на которые приходится около 87% активов банковского сектора страны. Основные цели AQR – обеспечение прозрачности банковской системы за счет качества информации о финансовом состоянии ключевых банков, укрепление финансовой стабильности за счет выявления и внедрения корректирующих мер для улучшения финансового состояния банков, повышение доверия со стороны инвесторов и вкладчиков.

«При необходимости по итогам работы будет составлен план мероприятий по принятию корректирующих мер в среднесрочной перспективе и даны необходимые рекомендации для банков второго уровня по дальнейшему совершенствованию действующих бизнес-процессов», – говорилось в пресс-релизе НБ РК о старте AQR в казахстанских банках.

Председатель Нацбанка Ерболат Досаев сообщал, что по итогам AQR регулятор совместно с правительством составит специальный план мероприятий на ближайшие два-три года по корректировке деятельности банков с недостаточным капиталом и проведению превентивных мероприятий в них на раннем этапе. Эксперты предполагают, что по итогам независимой оценки некоторым банкам потребуется докапитализация, в которой может принять участие государство.

Глава миссии МВФ в Казахстане Марк Хортон считает, что участие государства в такой докапитализации должно быть минимальным, и вливать средства в БВУ государству стоит только в тех случаях, когда внутренние возможности фин­учреждений будут полностью исчерпаны.

«Размер возможной помощи должен зависеть от портфелей банков и от способности действующих и новых акционеров предоставить такую поддержку, – говорит Хортон. – Наша рекомендация Нацбанку и правительству состоит в том, чтобы существующие акционеры банков были первым источником предоставления такой помощи, затем другое финансирование может поступать от новых инвесторов».

Хортон добавил, что государству следует поддерживать далеко не всех игроков рынка. По его мнению, монетарные власти должны вмешиваться только в тех случаях, когда речь идет о наиболее крупных и системообразующих банках, способных пошатнуть всю систему. Только в этом случае, уверен эксперт, появляются основания для предоставления дополнительной поддержки. 

«Но такая поддержка должна быть обусловлена четкими положениями и требованиями в отношении планов реструктуризации таких банков и составлением бизнес-планов для обеспечения их финансового благополучия, – подчеркнул представитель МВФ. – В целом мы рады, что официальные органы проводят оценку качества активов, потому что она позволяет получить четкую и независимую оценку. Мы надеемся, что в результате этой работы у банков в Казахстане будет более надежный уровень капитала, у них будут благополучные в финансовом отношении балансы и, таким образом, Казахстан избежит вопроса о банковском кризисе в ближайшие годы».

Сейчас, по информации Нацбанка, комплексная независимая оценка качества активов казахстанских банков продолжается, в настоящий момент завершены 3 из 9 предполагаемых блоков работ, которые позволили получить первые результаты анализа процессов и политик банков. В октябре Национальный банк приступил к анализу кредитных досье, оценке обеспечения и анализу резервирования банков, завершение AQR по-прежнему планируется в декабре 2019 года.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций