Перейти к основному содержанию

Банкротство как инструмент защиты кредиторов

По словам финансистов, недобросовестные должники используют упущения в законодательстве для уклонения от договорных обязательств перед кредиторами

Фото: shutterstock.com

На расширенном заседании правительства 30 января президент Казахстана заявил, что без очистки экономики от банкротов она не сможет нормально развиваться. По его сведениям, задолженность несостоятельных компаний превышает 4 триллиона тенге, а 93% займов в стране приходится на уже закредитованные компании. «Курсиву» рассказали в Национальном банке о будущих изменениях.

Как показывает практика, в нормах Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» есть некоторые пробелы, касающиеся процедур ускоренной реабилитации и банкротства. По словам финансистов, недобросовестные должники используют упущения в законодательстве для уклонения от договорных обязательств перед кредиторами.

«В соответствии с законом продолжительность осуществления ускоренной реабилитационной процедуры не должна превышать 2 года. В то же время в случае применения к должнику мер государственной поддержки суд устанавливает срок процедуры в соответствии с утвержденным планом реабилитации, который, как правило, превышает установленный законом срок», – привел пример начальник управления по работе с проблемными кредитами юридических лиц Банка ВТБ (Казахстан) Андрей Галяпин.

Кроме того, процедура ускоренной реабилитации не предусматривает отмены у должника права управления имуществом, в итоге он продолжает распоряжаться им, в первую очередь преследуя собственные интересы. При этом у кредиторов нет права на изъятие залога. Подобные моменты ущемляют права и законные интересы кредиторов, считают сотрудники Национального банка. При таких обстоятельствах теряется вся суть ускоренной реабилитации, предполагающей кратковременный период восстановления платежеспособности, позволяет должникам злоупотреблять предоставленными им правами, ограничивает контроль кредиторов за осуществлением процедуры ускоренной реабилитации.

В Национальном банке уверены, что действующее законодательство о банкротстве не вызывает интереса у БВУ также в связи с дороговизной и длительностью таких процедур. Так, в Казахстане порой процедура банкротства компаний затягивается до пяти лет, все это время залоговое имущество простаивает и изнашивается, теряет рыночную стоимость, в связи с чем теряется интерес банков в реализации такого имущества. «Более того, текущий механизм банкротства позволяет недобросовестным заемщикам и кредиторам выводить залоги из процедур банкротства путем увеличения объема своих требований. Таким образом, банки остаются без обеспечения по своим требованиям и им приходится списывать такие займы на расходы», – поделились информацией в пресс-службе регулятора.

Согласно статистике Ассоциации финансистов Казахстана, банки инициируют процедуры разорения менее чем в 4% случаев от всех банкротств в стране. Не под запись финансисты рассказывают о случаях, когда недобросовестные должники, пользуясь государственной поддержкой, самостоятельно устанавливают срок процедуры банкротства. В этой ситуации компании продолжают работать и приносить прибыль владельцам, не выплачивая проценты за использование кредита. «Это связано прежде всего с тем, что действующая процедура банкротства является непредсказуемой и дорогостоящей, имеет большую зависимость от администраторов и судов. В связи с этим на текущий момент кредиторы отдают предпочтение взысканию долгов через исковое производство с оплатой государственной пошлины от суммы взысканного долга и проведением последующих процедур со стороны судебных исполнителей», – объяснили в пресс-службе АФК.

Основным проблемным моментом при проведении процедуры банкротства выступает несовершенный порядок реализации залогового имущества. Так, например, вопрос передачи залогового имущества залоговым кредиторам в счет удовлетворения их требований решается исключительно после получения согласия собрания кредиторов. Таким образом, залоговый кредитор, не обладающий решающим количеством голосов при голосовании, полностью зависит от мнения и решения кредиторов, обладающих необходимым количеством для принятия решения. «Данная норма, на наш взгляд, не только ущемляет права залогового кредитора, имеющего намерение приобрести имущество и получившего отказ собрания кредиторов, но и затягивает сроки проведения банкротства и, соответственно, погашения требований первой очереди по оплате труда работников, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, социальные выплаты, требования по погашению которых лежат на кредиторе, получающем имущество в счет удовлетворения залоговых требований», – объяснил Андрей Галяпин.

Так, по состоянию на 1 января объем ссудного портфеля БВУ составлял 13,7 трлн тенге, из которых на долю корпоративного сектора приходится 8,5 трлн тенге. Займы с просрочкой более 180 дней являются безнадежными, и предприятия с такими ссудами практически находятся в предбанкротном состоянии. Объем таких займов на начало 2019 года составил 544 млрд тенге. «Потенциально данная сумма может вырасти еще на 772 млрд тенге – за счет кредитов, уже имеющих просроченную задолженность. Итого объем займов с просроченной задолженностью, потенциально подлежащих невозврату, составляет 1,3 трлн тенге», – привели статистику в Национальном банке.

Все это привело к ужесточению банками требований к оценке кредитных рисков и увеличению ставок вознаграждения по кредитам. Отсутствие возможности быстрой реализации залогового имущества в процедуре банкротства также является одной из причин накопившегося большого объема проблемных кредитов в банковской системе.

«Национальный банк, изучив наилучший международный опыт в области процедур банкротства, предлагает внедрить механизм абсолютного приоритета залоговых кредиторов в казахстанскую систему банкротства. Предлагаемые изменения заключаются в принятии залога на баланс или в самостоятельной реализации залоговым кредитором путем вывода залога из имущественной массы банкрота», – поделились подробностями в пресс-службе надзорного органа.

«Благодаря этим изменениям приоритет в случае банкротства будет у залоговых кредиторов по выплате долгов. Никто из других кредиторов не сможет претендовать на это залоговое имущество. Кроме того, эти залоги теперь будут приниматься на баланс сразу при объявлении начала процедуры банкротства, что ускорит и упростит задачу его дальнейшей реализации или использования», – высказал точку зрения эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Валерий Давыдов.

По словам финансистов, Нацбанк предлагает использовать международный опыт, который основан в том числе на оценке эффективности защиты прав кредиторов в рейтинге Doing Business. «В рамках данного рейтинга оценивается возможность для обеспеченных кредиторов (залогодержателей) получать выплаты в первую очередь от продажи залогового имущества. На сегодня Казахстан по данной категории рейтинга имеет только 6 баллов из 12 возможных и может улучшить свои позиции, если предложения Нацбанка будут реализованы», – предположили в пресс-службе Ассоциации финансистов Казахстана.

Ожидания регулятора связаны с повышением заинтересованности кредиторов в банкротстве компаний, вовлечением в экономический оборот залогового имущества. В целом вопрос является актуальным, но ожидаемые поправки еще четко не сформулированы. «Теоретически принятие поправок может затянуться из-за диаметрально противоположных интересов заинтересованных сторон в банковском секторе. Намерения регулятора по поиску новых драйверов роста финансовой системы понятны. Однако существует вектор интересов акционеров банков и их аффилированных структур. Зачастую это может привести к увеличению финансовых потерь иных участников при банкротстве компаний», – пояснил директор офиса в Алматы Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов.

В Нацбанке говорят, что введение абсолютного приоритета залоговых кредиторов и механизма его реализации как минимум позволит многократно сократить сроки процедуры банкротства; даст возможность банкам пересмотреть требования по кредитным рискам, что отразится на снижении ставок по кредитам. «Кроме того, поправки оживят рынок продаж имущества в связи с обязательностью и срочностью продажи залогового имущества с публичных торгов, что позволит вовлечь в экономический оборот залоговое имущество; банки будут выдавать больше кредитов, в том числе с использованием средств, вырученных от реализации активов банкрота; будет разгружена судебная система», – заверили в НБ РК.

«Предполагается, что банкам представится возможность активизировать кредитование бизнеса под понятные твердые залоги заемщиков. В том числе значительно сократятся сроки возврата части проблемных займов, высвобождаемые от реализации залогового имущества средства будут оперативно реинвестированы в экономику страны в виде кредитов. Также имущество, реализуемое на торгах, будет перераспределяться от неэффективных предпринимателей в пользу эффективных, которые смогут использовать залоговое имущество по назначению, создавая добавленную стоимость», – подчеркнули в АФК.

Но у любой медали есть две стороны. На недостатки обратил внимание Данияр Джумекенов: «С другой стороны, это может привести к дальнейшей монополизации рынка и искусственному раздуванию активов БВУ посредством выдачи заранее просчитанных «кредитов по схеме». В этом случае абсолютный приоритет залоговых кредиторов может явиться неким инструментом хеджирования рисков заинтересованных аффилированных сторон. На мой взгляд, нужен комплексный и новаторский подход при принятии поправок и четкое понимание регулятором всех сценариев при их реализации на практике».

По словам спикера, оптимальным вариантом может стать продажа залогового имущества на открытых и конкурентных торгах на принципах открытости, прозрачности и доступности всех потенциальных покупателей. «При этом продажа залогового имущества не должна предполагать уход от налогообложения заемщиков-банкротов и БВУ. Необходимым условием проведения торгов является создание пула частных инвесторов, заранее сформированного правительством Казахстана и полномочными органами, ответственными за привлечение инвесторов в страну. «Это может явиться важным KPI для оценки работы всех вовлеченных сторон. Мониторинг эффективности результата от вовлечения в экономический оборот залогового имущества возложить на правительство, местные исполнительные органы и СМИ. Предусмотреть механизм, лишенный бюрократии, оплаты за сдельные услуги СМИ при осуществлении открытого и беспристрастного мониторинга. Только комплексный и новаторский подход способен оживить деловую активность в стране», – сказал директор офиса в Алматы Wall Street Invest Partners.

Необходимо отметить, что стоимость кредитных ресурсов устанавливается с учетом премии за кредитный риск. Учитываются: качество обеспечения; наличие гарантии в получении закладываемого обеспечения в случае реализации кредитного риска. Как правило, в банковской практике крупные кредиты выдаются под твердый залог (в основном недвижимость) в целях минимизации кредитных рисков.

«Законодательное установление исключительных прав на удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом, обеспечит банки необходимой защитой в процедуре банкротства. У банков появится уверенность в возможности взыскания залогового имущества на любой стадии, что позволит банкам снизить требования к качеству заемщика и залогового обеспечения, снизить ставки по кредитам и в целом увеличить объемы кредитования экономики», – отметили в НБ.

Уменьшение рисков БВУ – это несомненный плюс, говорит Валерий Давыдов. «Минус – если эта практика будет использоваться повсеместно, то может пострадать само залоговое имущество, так как оборачиваемость всех этих залогов (земля, недвижимость и другие) увеличится, а учитывая неудовлетворительное качество некоторого имущества, его стоимость может просесть. Долгосрочные перспективы отличные для банковского сектора, такое решение позволит увеличить оборачиваемость кредитных портфелей и повысить их качество, а также уменьшить свои риски», – спрогнозировал эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане.

С точки зрения заемщиков, эти изменения, конечно, не выглядят такими радужными, так как эта игра явно не в их пользу. «Но в перспективе имеет смысл прийти к аналогу Chapter 11, как в США, то есть к защите от банкротства, которая позволяет в случае банкротства избежать передачи имущества кредиторам, но пока правила меняются в другую сторону», – напомнил финансист.

В любом случае с принятием поправок политика банков при кредитовании бизнеса изменится очень быстро. «Хотим особенно отметить, что внедрение понятного механизма защиты интересов залоговых кредиторов также позволит активизировать инвестиции внешним и внутренним инвесторам в экономику страны», – заключили в АФК.

Для кредиторов, в том числе для БВУ, будет легче прогнозировать вероятные риски, а также сроки возврата ссуд, что скажется на стоимости денег. Но, с другой стороны, властям следует разработать механизмы защиты предприятий, ведь с односторонним подходом банки могут превратиться в рейдеров.

banner_wsj.gif

6477 просмотров

42 500 теңгені алуға байланысты түйткілді сауалдардың жауабын оқыңыз

Заңгер Гүлмира Қарасай сұхбат берді

Фото: жеке мұрағатынан

Қазақстанда төтенше жағдай (ТЖ) жарияланып, Нұр-Сұлтан, Алматы, Атырау, Қарағанды, Теміртау, Шахтинск, Саран, Абай, Ақтау қалаларының және Ақмола, Ақтөбе облыстарының карантинге жабылуы – бірқатар азаматтардың жұмыстан қысқаруына әкеліп соқты. Осыған байланысты президент Қасым-Жомарт Тоқаев ТЖ кезінде табысынан айырылғандарға 42 500 теңге көлемінде (еліміздегі минималды жалақы) жәрдемақы төлеуді тапсырған. Алайда осы жәрдемақыны алуға байланысты халық арасында көптеген түсінбеушілік туындап жатыр. Сол орайда белгілі заңгермен пікірлесіп, түйткілді сұрақтарға жауап алдық. 

– 42 500 теңге әлеуметтік төлем алатын азаматтар санаты кеңейтілді. Соңғы өзгеріс бойынша бұл көмекті кімдер ала алады? Ал кімдер алмайды?

– Бірінші кезекте, бұл көмекті кіші, орта және микро бизнестің жұмыссыз қалған жұмысшылары, карантин енгізілген аймақтардағы ірі кәсіпорындардың қысқартылған, жұмыстан босатылған және ақысыз демалыстағы азаматтары алады. Алайда бұл ереже барлық аймақтағы емес, тек карантин енгізілген аймақтардағы (облыс, қала, аудан) орналасқан ірі кәсіпорындарға байланысты. Карантин жоқ өңірлердегі ірі кәсіпорын жұмысшыларына бұл көмек төленбейді. Көмекті алатын азаматтар қатарында – ИП (жеке кәсіпкер) ретінде тіркелгендер және ИП болып тіркелмей-ақ өз-өзін жұмыспен қамтамасыз етіп бірыңғай жиынтық төлем (БЖТ - ЕСП) төлеп отырғандар, жеке практикамен айналысатын адвокат, нотариус, медиаторлар, азаматтық-құқықтық келісімшарт бойынша табыс тауып отырғандар бар. Жалпы, төтенше жағдайға байланысты жұмысы тоқтап қалған барлық азаматтар бұл көмекті алуға толық құқылы. Бұл ретте, ақысыз демалысқа кеткен азаматтардың тізімін жұмыс беруші өкілетті органға (Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігі) жібереді. Сосын барып аталған орган жәрдемақы тағайындайды. Егер «жұмыс уақытша тоқтатылды» деген бұйрық шықса, онда 42 500 теңгені жұмыс беруші төлейді. 

– Аймақтарда қол жұмысымен айналысатын, бірақ ол қызметін ешқандай құжат түрінде заңдастырмаған азаматтар бар. Олар бұл әлеуметтік төлемнен үміттене ала ма?

– Егер ресми жұмысы жоқ болса, онда соңғы 12 ай ішінде жасаған (кемі 1 мәрте) әлеуметтік төлемі болуы тиіс. Жалпы, соңғы 12 ай ішінде әлеуметтік төлем жасау – 42 500 теңгені алудан үміттенген барша азамат үшін міндетті шарт. Адам еңбек шартымен, не жеке кәсіпкер ретінде жұмыс істеген кезінде, не жеке практикамен жұмыс атқарғанда – міндетті зейнетақы жарнасын және әлеуметтік аударым төлейді. Егер осы талапқа сай болса, онда әуелі egov.kz порталы арқылы онлайн түрде электронды-цифрлы қолтаңба алып, тіркеліп, әлеуметтік төлем алуға өтініш жібере алады. Әлеуметтік аударым дегеніміз – мемлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорына (МӘСҚ) аударылатын міндетті төлемдер. Яғни, жалдамалы жұмысшылар да, өзін-өзі жұмыспен қамтып отырғандар да, елімізде тұрақты табыс тауып отырған шетелдік және азаматтығы жоқ тұлғалар да МӘСҚ аясында сақтандырылуы тиіс. Әлеуметтік аударым жасаған адам кейін мемлекеттен әлеуметтік төлем ала алады. Ереже бойынша, сіз бір қиын жағдайға ұшырасаңыз, сол әлеуметтік сақтандыру қорындағы ақшаңыз сізге көмек болып келеді. Ал қазіргі ТӨТЕНШЕ ЖАҒДАЙ – баршамызға қиындық болып тиіп отырғаны белгілі. Әу баста бұл төлемді алатын азаматтардан: 
- табысынан айырылғанын растайтын құжат; 
- ақысыз демалысқа кеткені жөніндегі бұйрықтың көшірмесі; 
- әлеуметтік аударым немесе зейнетақы жарнасының бар-жоғын дәлелдейтін қағаз талап етілген. Кейіннен бұл шарттар алынып тасталды. Мемлекет сіздің өтінішіңізді 3 күн ішінде қарайды. Менің ойымша, бұл анықтаманың бәрі қажет етілмесе, мемлекет осы көмекке мұқтаж азаматтарды қаншалықты әділетті анықтай алады деген сұрақ туындайды. Енді бұл орайда мен осы көмектен үміттенген барлық азаматтарды egov порталы арқылы өтініш жіберіп көруге шақырамын. Ешқандай еңбек шартынсыз, келісімшартсыз қол жұмысымен, фрилансерлікпен айналысып жүрген азаматтар egov-та жұмыссыз ретінде тіркеліп, егер соңғы 12 айдың ішінде кемі 1 рет әлеуметтік аударым жасаған болса, 42 500 теңге алуға өтініш бере алады. 

– Дәл қазірге дейін әлеуметтік аударым жасамаған, бірақ осы көмекті алу үшін шұғыл түрде сол төлемді жасағысы келгендер үлгере ала ма?

– Төтенше жағдай енгізілгенге дейінгі соңғы 12 айда әлеуметтік аударым жасалуы тиіс. Негізі зейнетақы жарнасы және әлеуметтік аударымды кешіктіріп те төлеуге болатын жағдайлар кездеседі. Соның өзінде ол қаңтар немесе ақпан айларына есептеліп түсуі тиіс. Әрі кешіктірген сайын өсетін өсімпұлы да бар. Ол тек әр айдың 25-іне дейін төленуі тиіс. Заң бойынша, қаңтар айының барлық аударымдары ақпан айының 25-іне дейін өтуі тиіс.  Демек, ақпан айына есептету үшін наурыздың 25-іне дейін төлеп үлгеру керек еді. Негізі әлеуметтік аударымды жасау – жұмыс берушінің міндетіне жатады. Бірақ әлеуметтік аударымды әркім өзіне де жасай алады, егер бірыңғай жиынтық төлем (БЖТ - ЕСП) жасап отырса. Нұр-Сұлтан, Алматы, Шымкент қаласының азаматтары үшін ай сайынғы БЖТ көлемі – 1 АЕК (2651 теңге), ал басқа өңір тұрғындары үшін – 0,5 АЕК. Бірыңғай жиынтық төлем жасайтындар – бала күтуші, сантехник, электрик, массажист, шаштараз сияқты жұмыспен айналысатын азаматтар. Нәтижесінде олар өздігінен әлеуметтік аударым жасай алады. 

– Қазір атаулы әлеуметтік көмекті (АӘК) алып отырған отбасылар 42 500 теңгені де алуға құқылы ма?

– АӘК алып отырғандар соңғы 12 айдың бірінде әлеуметтік аударым жасаған болса онда әрине, тапсырып көруге болады. АӘК алғандар 42 500 теңгені алмайды деген сөз жоқ. Бірақ ешқандай табысы жоқ, сондықтан жыл бойы ешқандай әлеуметтік аударым жасамаған, сол себепті АӘК алып отырған болса, онда олар ала алмайды. 

– Алдағы сәуір, мамыр, маусым айларында декретке шығатын келіншектер осы әлеуметтік көмекке алуға өтініш жіберсе мақұлдана ма? Мақұлданған күнде мұның кейінгі декреттік төлемін алуына зияны тимей ме?

– Бұл әлеуметтік көмек қой. Сондықтан шартқа сай келген (соңғы 12 айда кемі 1 рет әлеуметтік аударым жасау) кез-келген азамат алады. Декреттік төлемақы бөлек есептелетіндіктен, оған әсер етпейді. Ал қазір баламен декреттік демалыста отырған әйелдер ала алмауы мүмкін. Мәселен, олар былтыр жазда декретке шықты делік, ал соған дейінгі жасаған әлеуметтік аударымы оның декреттік төлемақысына есептеліп жіберіліп, 42 500 теңге берілмеуі ықтимал. Десе де өтініш жіберіп көруге болады. Сондай-ақ отбасындағы ерлі-зайыптылардың екеуі де егер соңғы бір жылда бір әлеуметтік аударым жасағандары анық болса, онда осы әлеуметтік төлемге (42 500) өтініш жібере алады. 

– Біздің елде тұрып кәсіп ашқан, салық төлеп отырған өзге ел азаматтары бұл көмекті ала ма?

– ИП-ны тек біздің азаматтар ғана аша алады. Ал бірыңғай жиынтық төлем туралы жоғарыда айтып өттік. Ал ЖШС жұмысы тоқтап қалып жатса, онда ЖШС жұмысшылары да, басшылары да бұл көмекті ала алады. Сонымен қатар кез-келген азамат жұмыстан шығып қалған жағдайда жұмыссыз ретінде тіркелсе және соңғы жұмысында 6 айдан ұзақ уақыт істеген болса, онда оған жалақысының 40 пайызы көлемінде әлеуметтік төлем төленеді. Бұл - қазіргі төтенше жағдайға байланысты емес, бұрыннан келе жатқан ереже. Яғни, сіз бір жерде 6 айдан артық істедіңіз, сосын жұмыстан шықтыңыз ба (шығарып жіберді ме, әлде өз еркіңізбен кеттіңіз бе – маңызды емес) онда жұмыссыз ретінде тіркеліп, осындай әлеуметтік көмек алыңыз. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif