98 миллиардов тенге «безнала» провели жители Костанайской области в 2018 году

Это в 1,6 раза, чем в 2017-ом

фото: shutterstock.com

В Костанайском регионе наблюдается опережающий рост безналичных платежей, которые производятся с использованием платежных карт. Об этом заявляют представители КФ РГУ «Национальный банк РК», передает корреспондент Kursiv.kz.

«На 1 января текущего года количество держателей платежных карт в регионе составило 598 тысяч человек, а количество денежных карт в обращении 686 тысяч единиц это на 8% больше, чем в 2017 году», - рассказала начальник отдела экономики КФ РГУ «Национальный банк РК» Дина Ахметжанова.

По ее словам, за прошедший год денежный оборот по платежным картам составил 603 млрд тенге. Из этого количества безналичные платежи вышли на 98 млрд тенге или 12 млн транзакций. А вот средний чек расчетов посредством платежной карты обошелся в 8140 тенге, тогда как в 2017 году его сумма была 7836 тенге. Это говорит о том, что костанайцы, покупая что-то, оплачивают приобретение с помощью карт.

«Безналичные платежи за 2017-ый составили 62 млрд тенге. Мы наблюдаем рост в 1,6 раза. Вот статистика. Количество транзакций за 2017 было всего 8 млн, а в 2018- ом уже 12 млн, то есть увеличение в 1,5 раза. За 2017 год общий денежный оборот по картам составил 483 млрд тенге, рост в 2018-ом составил 25%. Мы считаем, что это существенно. Правда, снятие наличных все еще в лидерах. За 2018 год 505 млрд тенге костанайцы сняли в банкоматах именно «наличку», за 2017 год эта цифра была 421 млрд тенге, рост - всего лишь 20%. В итоге удельный вес безналичных платежей вырос за год с 12,8% до 16,2%. При этом в ноябре, декабре 2018 года удельный вес доходил до 19%. Сегодня среди регионов, без городов Алматы и Астаны, мы на 5 позиции, перед нами области: Акмолинская, Карагандинская, Западно-Казахстанская, Алматинская», - продолжила Дина Ахметжанова.

Стоит отметить, что на сегодняшний день более половины безналичных платежей посредством платежных карт совершаются в интернете. И это понятно, онлайн-транзакции экономят время. Теперь таким образом можно оплатить коммунальные услуги, обязательные платежи, штрафы или пополнить баланс мобильного телефона.

Вместе с тем, банкиров волнует рост фактов интернет-мошенничества, от которых страдают тысячи казахстанцев. Самые частые причины их возникновения невнимательность и незнание способов защиты личных данных держателей платежных карт.

«Чтобы не стать жертвой интернет мошенников, следуйте простым правилам. Нужно использовать приватные окна веб-сайтов при проведении интернет-операций по своим картам и счетам, обязательно антивирусную защиту, пороли сложные, составные, почаще их меняйте. На своим компьютере не храните личные данные, так чтобы их могли увидеть другие. Советуем вам избегать публикаций личных и банковских данных в Интернете. Перепроверяйте звонки и письма по электронной почте от незнакомцев. Не нужно рассказывать им о себе, какие-либо личные факты. Что касается покупок через Интернет. Убедитесь, что сайт, на котором вы находитесь, действительно принадлежит интернет-магазину. Будьте внимательны в отношении электронных писем, тем более, если адресат вам не известен. Сейчас очень много таких приходит, где говорится, что вы стали победителями или на вас счет пришла энная сумма. Для того, чтобы вы могли ее забрать, нужен номер вашего счета», перечисляет начальник отдела экономики КФ РГУ «Национальный банк РК».
Эксперты так же рекомендуют костанайцам не переходить по ссылкам, присланным из сомнительного источника по электронной почте, в социальных сетях или в SMS, а при оплате в ресторане или в магазине не выпускайте из виду свою банковскую карту при передаче ее кассиру или официанту.

«Так же не забывайте сверять свои чеки с изменениями на банковском счете, следите за отчетами по своим счетам в мобильных приложениях банков и не храните пин-коды вместе с карточками»,-  подчеркнула Дина Ахметжанова.

По мнению начальника отдела экономики КФ РГУ «Национальный банк РК», количество безналичного расчета в Костанайской области будет только расти. Для этого есть все перспективы. Все больше бизнесменов устанавливают POS-терминалы. Их уже почти 8 тысяч. По этому показателю нас опережает Карагандинская область, не считая Алматы и Астаны.

«То есть предприятия торговли и сервиса постепенно приходят к пониманию необходимости использования в своей деятельности современных способов расчета», - добавила спикер.

А вот банкоматов в регионе не так много - всего 424. И это на 686 тыс. платежных карт. Рост их, конечно, тоже наблюдается. По сравнению с 2017-ым на 12%, но все дефицит банкоматов в регионе есть. Особенно в сельской местности.

«Сегодня банки представляют разные бонусные системы при безналичных платежах это большой плюс для держателей карт. Костанайцы выбирают для себя разные варианты, так что у одного пользователя зачастую бывает от 1 до 3 платежных карт», - рассказала Дина Ахметжанова.

Мобильных приложений и сервисов тоже стало немало. В «Нацбанке» напомнили, что Казахстане в прошлом году запустили в работу систему мгновенных платежей «Sunqar». С ее помощью платежи и переводы денег по всей стране между клиентами разных банков-участников системы, проводятся мгновенно, без какого-то ожидания. При этом для переводов денег между людьми используется лишь номер мобильного телефона. Правда, его нужно предварительно привязать к любому источнику оплаты, будь-то платежная карта, текущий банковский счет или электронный кошелек.
Услуги в системе «Suńqar» предоставляются казахстанскими банками через свои мобильные приложения или системы Интернет-банкинга. Сегодня эти услуги через новый сервис оказывают АО «Евразийский Банк», АО «AltynBank» (ДБ China CITIC Bank Corporation Limited) и АО «Банк ЦентрКредит». В этом году к системе «Suńqar» планируют подключиться еще порядка 10-ти банков второго уровня.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg