Набиуллина: «Плавающий курс больше отражает экономические реалии»

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Глава Центробанка отметила, что для того, чтобы постоянно поддерживать фиксированный курс в условиях длительных шоков, нужно использовать золотовалютные резервы и все время тратить свою «подушку»

Использование политики фиксированного или управляемого курса национальной валюты чревато периодическими резкими девальвациями, считает председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина.

Вопрос об адекватности плавающего обменного курса тенге казахстанской экономике задал главе ЦБ РФ председатель Национального банка РК Данияр Акишев.

«Режим обменного курса, насколько он адекватен экономике Казахстана, и многие говорят о том, что было бы все-таки правильно, скажем, фиксировать обменный курс. И у нас много такой дискуссии происходит. Я хотел бы узнать, насколько эта дискуссия актуальна в России?», — сказал он, поинтересовавшись у Набиуллиной эффективностью координации денежно-кредитной и валютной политики.

«Практически все страны, которые переходили к плавающему курсу, испытывали боязнь плавания курса. И это понятно, потому что на протяжении практически становления новой валюты курс был в той или иной мере управляемым. В России короткий период он даже был фиксированным – курс к доллару. И на короткий период времени, короткий – я подчеркну, кажется, что этот курс достаточно стабильный, и участники рынка и бизнес могут себя чувствовать в более предсказуемых условиях», — сказала она на VIII Конгрессе финансистов Казахстана 15 ноября.

«Но мы знаем чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени резкая девальвация. И наша страна это проходила, и ваша страна это проходила, поэтому считать, что управляемый курс дает бОльшую, долгосрочную стабильность было бы с большой натяжкой. Все-таки плавающий курс больше отражает экономические реалии. Он реально позволяет балансировать интересы разных участников рынка, экспортеров и импортеров », — добавила Набиуллина.

Глава Центробанка РФ отметила, что для того, чтобы постоянно поддерживать фиксированный курс в условиях длительных шоков, нужно использовать золотовалютные резервы и все время тратить свою «подушку».

«И шоки могут быть настолько длинными, что курс все равно придется отпустить, но вы потратите при этом достаточное количество золотовалютных резервов», — сказала она.   

По ее словам, в России также шли горячие дискуссии на эту тему в период перехода к плавающему курсу рубля.

«До сих пор есть отголоски, но мне кажется здесь есть как и везде: практика – это критерий истины. Мы видим все-таки, что плавающий курс и переход к инфляционному таргетированию дает определенные позитивные результаты для экономики. Кроме того, что он позволяет реально управлять инфляцией, делать ее стабильно низкой, плавающий курс также выступает как абсорбатор внешних шоков. Российская экономика видела это наглядно в начале 2016 года, когда цены на нефть тоже резко упали, но финансовая система прошла это гораздо более гладко, чем это было в 2014 году. Поэтому мы здесь сторонники плавающего курса. Мы ввели его в 2014 году, придерживаемся и видим здесь позитивные эффекты», — сказала она.

Кроме того, Набиуллина отметила, что должна быть хорошая координация действий ЦБ с фискальной политикой министерства финансов.

«Такая координация чрезвычайно важна… Цели у нас должны быть согласованы», — сказала она.

Читайте также