Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


38022 просмотра

Сколько банков останется в Казахстане?

Эксперты финансового рынка уверены, что сужение неизбежно

Фото: shutterstock.com

Долгое время ряд казахстанских банков «рисовали» отчеты, жаловались на кризис и решали только текущие проблемы. Финансисты надеялись на поддержку государства, и оно не отказывало. Неожиданно Национальный банк занял принципиальную позицию и отказался помогать утопающим.

Банковский мир не терпит суеты, скандалов и банкротств. Пока банк играет по правилам регулятора, способен платить по обязательствам и честен с партнерами любого уровня, он на плаву. Но если нарушает писаные и неписанные законы рынка, он уходит с рынка, причем уходить желательно без потрясений для вкладчиков. «Если банк не может обеспечивать свою деятельность (это не только банковского сектора касается, но и, в принципе, любой компании), он должен покинуть рынок. Это происходит во всем мире, постоянный процесс. Какие-то компании выживают, какие-то – нет. Почему общество говорит о банкротстве именно банков? Банковский сектор более прозрачен, публичен, нас проверяют независимые аудиторы, регулятор – очень много внимания», – поделился председатель правления Kaspi Bank Михаил Ломтадзе.

Отзыв лицензий у маленьких банков, которые не имеют ликвидности и нарушают пруденциальные нормативы регулятора, стал объективной реальностью ряда стран постсоветского пространства. Так, за последние четыре года Центробанк России закрыл более 350 кредитных учреждений. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина недавно заявила, что отзывы лицензий у банков продолжатся еще два-три года. В Украине до недавнего времени работало 183 банка. Сейчас функционирует меньше сотни. За последние три года НБУ ликвидировал половину небольших и несколько ключевых финансовых организаций.

«В Казахстане идет планомерная очистка сектора, и активное участие государства неизбежно. Надо понимать, что сейчас регулятор решает проблемы, которые начали копиться примерно с 2003 года и впервые были вскрыты кризисом 2008 года. Отмечу, наиболее крупные проблемы до конца не решены, но Нацбанк с ними работает», – подчеркнул член совета директоров Bank RBK Анвар Сайденов.

Груз безнадежных кредитов

Экс-глава регулятора в интервью «Къ» намекнул на токсичный портфель БВУ. Мол, в свое время БВУ Казахстана активно кредитовали предприятия реального сектора, строительство и даже компании в оффшорах, не учитывая долгосрочные риски. В результате токсичный портфель в некоторых банках увеличился настолько, что теперь камнем тянет вниз. Однако сами финансисты упорно отказываются говорить о своих проблемах. Заместитель директора направления «Финансовые институты» S&P Global Ratings Аннет Эсс подчеркивает: «Несмотря на то, что произошла расчистка балансов крупнейших банков с помощью государства, кредитный риск системы все еще остается на высоком уровне. Для того чтобы изменить тренд с негативного на стабильный, большинство банков должны признать проблемные кредиты и сформировать достаточные резервы».

Судя по отчетам БВУ, которые публикует Нацбанк, займы с просроченной задолженностью более 90 дней составляют в банках 1 179,9 млрд тенге, или 8,75% от ссудного портфеля. У международных аналитиков другая информация. «По нашим оценкам, пул проблемных ссуд в банковской системе Казахстана все еще находится на уровне 25–30%, несмотря на значительную расчистку баланса крупных банков в прошлом году», – констатировала Аннет Эсс.

Одновременно с увеличением проблемной задолженности растет доля государства в банковской системе. Костыли, которые предоставляют правительство и Национальный банк, в итоге могут сыграть злую шутку, уверена глава АФК Елена Бахмутова.

«Основная проблема банковского сектора – это высокий кредитный риск заемщиков, и, на мой взгляд, за последние годы накопилась зависимость от реализации государственных программ. Эти госпрограммы, с одной стороны, развивают рынок, появляется много малых предприятий, что хорошо для экономики, но, с другой стороны, появляются две параллельные реальности, когда заемщики имеют возможность получить удешевленное финансирование и когда существует коммерческое кредитование. Это стало и поддержкой рынка, и угрозой», – высказала свою точку зрения Бахмутова.

Эксперты уверены, что государственные проекты не смогут решить всех проблем БВУ. Акционеры банков должны сами позаботиться о своих организациях. Например, создать независимые компании по работе с проблемными заемщиками по примеру Bank RBK. Так, компания DSFK была создана в прошлом году, и кредитная организация владеет в этой структуре совсем небольшой долей. Зато RBK передал сюда сомнительных активов на 603 млрд тенге. DSFK занимается возвратом ссуд, судами и досрочным обратным выкупом облигаций у квазигосударственных компаний.

Сужение рынка

Нерешенные проблемы имеют свойство расти, как снежный ком. Причем, ком отечественного банковского сектора настолько велик, что не заметить его просто невозможно. И вот уже иностранные и местные эксперты открыто говорят: банковский сектор ждет сужение. «Здесь все будет зависеть от регулятора, от общего направления государственной политики. Мы видим определенные сигналы на самом высоком уровне и понимаем, что есть пожелание консолидации банковского сектора», – поделился мнением аналитик S&P Global Ratings Сурен Асатуров.

В условиях жестких требований НБ, снижения прибыли, ухудшения качества кредитных портфелей и необходимости докапитализации собственники и менеджмент отдельных банков будут вынуждены искать возможность для частичной или полной продажи активов, говорят эксперты.

Елена Бахмутова считает, что отечественный финансовый рынок узок и мелким финансовым структурам трудно найти эксклюзивную нишу для бизнеса. «Поэтому каждый БВУ должен определиться: или это сделает регулятор, или это делают сами акционеры. Конечно, хотелось бы, чтобы это сделали сами акционеры. Так, наверное, было бы менее болезненно для их клиентов. Но, скорее всего, регулятор будет проводить селекцию», – предположила спикер.

Эту точку зрения поддерживают и иностранные аналитики.

«Поле для консолидации банковского сектора существует. Консолидация банковского сектора, скорее всего, будет происходить за счет отзыва лицензий, слияния БВУ или выкупа слабых кредитных организаций стратегическими инвесторами с большим дисконтом», – прогнозирует Аннет Эсс.

Останется ли конкуренция?

После слияния Казкома и Народного доля «мегабанка» на отечественном рынке, по разным оценкам, достигла 30–37%, но эксперты говорят, что масштаб – это не всегда конкурентное преимущество. «Мы наблюдали перетоки депозитов из мелких банков в крупные, но по сектору объем и количество вкладов растет. Отмечу, мы оцениваем динамику конкуренции на стабильном уровне, несмотря на слияние Народного и Казкома», – заявила Аннета Эсс. В свою очередь глава БЦК уверен, что конкуренция поддерживается специфичностью отечественного рынка. «У крупного банка, конечно, много операций, но здесь все зависит от бизнес-модели и того, как мы оцениваем риски заемщиков. Я думаю, Народный будет доминировать в крупном бизнесе, но желающих получить ссуду очень много. Прибыльность зависит от риск-менеджмента, а не от размера банка. Мы сосредоточены на малом и среднем бизнесе – конкуренции не боимся», – заверил председатель правления АО «Банк ЦентрКредит» Галим Хусаинов.

Представитель Народного банка сообщил, что не везде Halyk Bank занимает доминирующее положение. «Если мы говорим о регионах, зачастую видим, что позиции банка зависят от директоров филиалов, насколько они хорошо знают свой регион. На общем рынке МСБ у нас большая доля, но есть регионы, где мы занимаем всего 15% и ниже. Если мы говорим о крупном бизнесе, то здесь надо учитывать международных игроков и институциональных инвесторов, и поверьте, там очень сильная конкуренция», – поделился заместитель председателя правления АО «Народный банк Казахстана» Мурат Кошенов.

Директор аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Павел Афанасьев, оценивая рынок со стороны, уверен: несмотря на то, что государство поддержало ряд банков, у регулятора нет «льготников». «Банковский сектор сильно сжался, есть банки с внятной стратегией развития бизнеса, а некоторые БВУ занимают индифферентную позицию и фактически занимаются решением каких-то текущих задач с точки зрения регулирования, нежели перспективой развития. Для успешной работы участники рынка должны определить конкретные стратегии, которые как минимум помогут сохранить устойчивость бизнеса, скажем, на пять лет. Как максимум – определить более долгосрочные точки роста в условиях нашей экономики», – порекомендовал г-н Афанасьев.

Профессионалы говорят, что банковских сектор не существует отдельно от экономики – он только ее отражение. Все взлеты и падения, ошибки и перекосы отражаются на банках. И если экономике требуется селекция, то это не минует и финансовый рынок.


1350 просмотров

Инвестиционное налоговое резидентство могут ввести в Казахстане

Иностранцам будут предоставляться многоразовые визы и налоговые льготы в обмен на инвестиции

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане могут ввести инвестиционное налоговое резидентство. Такая норма заложена в проекте закона «О Международном финансовом центре «Астана». Документ сегодня введен на рассмотрение депутатов мажилиса. 

В целом, изменения можно разделить на два блока. В первом вводится понятие инвестиционный резидент и программа инвестиционного резидентства. Второй блок касается деятельности Международного финансового центра «Астана».

«Инвестиционный резидент – это иностранные граждане или лица без гражданства, которые работают на территории МФЦА в рамках программы инвестиционного резидентства. Мы идем по пути инвестиционного резидентства, то есть даем иностранным гражданам возможность в обмен на инвестиции, которые они будут вкладывать в инструменты МФЦА, получать визы многоразовые – сами инвесторы и члены их семей – и налоговые послабления. Это касается первого блока», - сказала руководитель рабочей группы по данному проекту закона депутат Дания Еспаева.

По ее словам, это позволит, во-первых, увеличить развитие МФЦА. Предполагается, что в ближайшие пять лет можно будет привлечь в страну порядка 32 млрд тенге путем введения нормы о налоговом резидентстве.

В свою очередь, вице-министр финансов Берик Шолпанкулов сообщил, что программа инвестиционного резидентства – достаточно распространенное явление в современном мире. 

«Законопроект предусматривает введение понятия "инвестиционного резидента" и программы "инвестиционного налогового резидентства". Программа инвестиционного налогового резидентства утверждается актом МФЦА, но в обязательном порядке будет согласована с уполномоченными государственными органами. В частности, министерствами национальной экономики, иностранных и внутренних дел, а также Комитетом национальной безопасности», - сказал он.

В программе будут определены объемы и инструменты инвестирования, процедуры получения инвестиционного налогового резидентства. 

«Основная концепция программы инвестиционного налогового резидентства – это привлечение инвестиций в обмен на получение инвестором и членами его семьи многократной въездной визы в Республику Казахстан. Также законопроектом для инвестиционных налоговых резидентов предлагается освобождение от уплаты индивидуального подоходного налога по доходам из источников за пределами Республики Казахстан. При этом доходы, возникшие внутри Республики Казахстан, будут облагаться налогом согласно Налоговому кодексу, а доходы, имеющие зарубежное происхождение, не будут облагаться налогом. Данная мера нацелена на инвесторов, стремящихся оптимизировать свои налоговые расходы, тем самым повысив инвестиционную привлекательность страны», - пояснил вице-министр.

Второй блок поправок включает уточняющие нормы, связанные с деятельностью МФЦА, и в том числе предусматривают освобождение от НДС целевых перечислений из бюджета на финансирование МФЦА и услуг участников МФЦА. Поправками также предлагается не считать оборотом, подлежащим обложению НДС, услуги/работы нерезидентов, оказанных для МФЦА.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций