Перейти к основному содержанию
997 просмотров

Минфин намерен ускорить процедуру госзакупок на несколько месяцев

В министерстве финансов на ежедневной основе проходит онлайн-мониторинг освоения бюджетных средств

Фото: Primeminister.kz

Деньги на государственные закупки в рамках бюджетного года предлагается направлять с января, то есть с самого начала года, сообщил вице-министр финансов РК Берик Шолпанкулов.

«Сейчас закон о госзакупках находится в парламенте, наша задача: чтобы все госзакупки предстоящих периодов на следующий год объявлялись с момента направления законопроекта в парламент, что позволит существенно – на 5 месяцев опередить процесс проведения государственных закупок и заключения договоров, уже с января деньги реально будут направлены в экономику», - сказал он на брифинге 16 октября.

По его словам, в министерстве финансов на ежедневной основе проходит онлайн-мониторинг освоения бюджетных средств.

«Еженедельно мы встречаемся с государственными органами по их проблемам в части освоения средств – с теми, у кого есть проблемы с освоением бюджетных средств. Хотелось бы отметить, что при уточнении текущего бюджета часть расходов уже перераспределена, где были риски неосвоения до конца года и данные средства по инициативе главы государства», - сказал Шолпанкулов.

Ранее министр финансов Алихан Смаилов сообщил на заседании правительства, что неосвоенными за январь-сентябрь текущего года остаются 47,1 млрд тенге бюджетных денег.

«Расходы республиканского бюджета составили 7 трлн 092 млрд тенге,или 99,2%. Ваши замечания, Бакытжан Абдирович (премьер-министр Сагинтаев), данные на заседании по итогам 8 месяцев дали свои результаты. По сравнению с 1 сентябрем освоение улучшилось. Не исполнено - 53,6 млрд тенге. За вычетом экономии 6,5 млрд тенге не освоено - 47,1 млрд тенге. Это на 33 млрд тенге меньше, чем показатель за 8 месяцев 2018 года. В проекте уточненного республиканского бюджета часть расходов бюджетных программ, реализуемых с отставанием, были оптимизированы», - сказал он.

По его словам, один из показателей, влияющих на эффективность использования бюджетных средств - это наличие остатков на счетах субъектов квазигосударственного сектора.

«Таких остатков в наличии 59,2 млрд тенге. В сравнении с началом года они уменьшились на 15 млрд тенге. Но следует отметить, что 41,5 млрд тенге - это остатки, аккумулированные за прошлые годы. Поэтому предлагаем соответствующим государственным органам и национальным холдингам и компаниям принять меры по освоению средств. Расходы местных бюджетов составили 3 трлн 496 млрд тенге. Не исполнено - 32 млрд тенге. Это в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - сказал Смаилов.

В отчетном периоде регионам перечислены целевые трансферты на 523 млрд тенге.

«На местном уровне освоено 506 млрд тенге, или 96,6%. Не исполнено 16,3 млрд тенге, из них 1,5 млрд тенге - экономия бюджетных средств. Не освоено 14,8 млрд тенге. Это в 2,7 раза меньше, чем сумма неосвоения за аналогичный период прошлого года. Наибольшее неосвоение сложилось по Астане - 4,9 млрд тенге, Туркестанской - 4,9 млрд тенге, Кызылординской - 1,9 млрд тенге, Алматы - 1,4 млрд тенге, Мангистауской - 1,1 млрд тенге», - сказал министр финансов.

banner_wsj.gif

850 просмотров

В России хотят запретить криптовалюты

Что ждет этот рынок в Казахстане

Фото: Pixabay

Власти РФ представили новый законопроект, регулирующий оборот криптовалют. Предлагается запретить как оборот основных мировых цифровых валют, так и майнинговый бизнес. Эксперты отмечают жесткость принятой позиции и, как следствие, вероятный отток капитала с рынка. Вместе с тем казахстанский законопроект, затрагивающий цифровые активы, уже находится в сенате РК.

В Госдуме РФ был представлен обновленный вариант законопроекта «О цифровых финансовых активах», существенно меняющий ранее обсуждавшийся подход. Нововведения напрямую запрещают оборот в России криптовалют, выпущенных не под внутренним регулированием, а также их добычу (майнинг) и рекламу. Как сообщают российские СМИ, участники рынка и эксперты находят такой подход чрезмерно жестким и пагубным для рынка. Исключение одного майнинга чревато потерей для российской экономики более $2 млрд в год, считают эксперты. 

Россияне обсуждают подходы к регулированию криптовалют с 2018 года. В том же году началась и работа над проектом закона РК по вопросам регулирования цифровых технологий, в том числе затрагивающего цифровые активы, – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» (законопроект «О регулировании цифровых технологий»). В Беларуси криптобиржи уже легализованы в специальном правовом режиме Парка высоких технологий. Были попытки ЕЭК рекомендовать регулирование криптоэкономики с целью евразийской гармонизации. Однако страны обошлись независимыми подходами; практика, вероятно, покажет наиболее удачный путь.

Несколько лет назад Нацбанк РК в лице экс-председателя Данияра Акишева аналогично ЦБ РФ занимал консервативную позицию. Между тем МФЦА, пользуясь особым конституционным статусом, в 2018 году принял нормативные акты, легализующие и регулирующие криптобизнес в рамках своей юрисдикции.

В прошлом году цифровые активы затронул в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев, призвав оказывать содействие МФЦА и создавать бренд открытой юрисдикции.

Казахстан не против

Законопроектом «О регулировании цифровых технологий» определяется правовой статус цифровых активов – это имущество, созданное в электронно-цифровой форме, с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся деньгами, ценными бумагами. Цифровой актив не является средством платежа, а является товаром, переход прав на который осуществляется в цифровой среде. 

Определяются два подвида цифрового актива: обеспеченные (цифровые токены) и необеспеченные (криптовалюта). Цифровые токены являются средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав, то есть обеспечены базовым активом в виде товаров, услуг. В международной практике это так называемые utility tokens, используемые для токенизации сделок, товаров, услуг. 

Необеспеченные цифровые активы – это криптовалюта. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает отсылку к Конституционному закону о МФЦА и его нормативным актам, регулирующим криптобиржи. 

Таким образом, Казахстан обозначил правовой статус криптоимущества, встроив в действующее гражданское законодательство; отделил токенизацию от ценных бумаг, средств платежа и криптовалюты; ограничил оборот криптовалют до юрисдикции МФЦА, в которой предусмотрены процедуры лицензирования, финансового мониторинга и иные регуляторные механизмы.

Майнинг и предпринимательство

Казахстанский законопроект «О регулировании цифровых технологий» закрепил понятие цифрового майнинга, а также возникающие права собственности на цифровые активы. Запрета на майнинговую деятельность в РК закон не содержит; фактически майнинг легализуется и выводится из «серой» зоны. 

При этом разработчики закона закладывали следующее правоприменение: майнинг – сам по себе лишь процесс, не предпринимательская деятельность. Доход и, соответственно, налоговые обязательства возникают в двух случаях: реализации (продажи) добытой криптовалюты или возмездных услуг предоставления вычислительного оборудования для целей майнинга. В последнем случае такая деятельность ничем не отличается от других услуг дата-центров и стандартно регулируется действующим законодательством. 

В целом стоит отметить лояльный настрой правительства РК, видящего экономическую ценность направления. Майнинг-фирмы, зарегистрированные как дата-центры, продолжают развиваться в Казахстане и становятся частью цифровой экономики, утилизируя энергопрофицит, экспортируя вычислительные ресурсы, привлекая инвестиции. При этом Казахстан в силу недорогой электроэнергии и профицитных регионов обладает серьезным конкурентным потенциалом на глобальном рынке.

Дискуссия подходов

Во всем мире вопрос регулирования оборота криптовалют является неоднозначным. Кто-то за прогрессивное регулирование, другие – за нейтральность, третьи – за консервативную осторожность. Тем не менее прослеживается глобальный тренд на деанонимизацию и институционализацию крипторынка, его вывод из теневой экономики.
 
Если взглянуть на ряд развитых стран и рекомендации международных организаций, таких как FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), то подобный тренд является логичным ответом на давно обсуждаемые риски, связанные с мошенничеством, анонимностью, отмыванием доходов и незаконным оборотом. Ключевым моментом является разделение черного (теневого) и белого (разрешенного) рынка, при котором можно осуществлять надзор, лицензирование, мониторинг и развитие. Целями такого регулирования будут прослеживаемость оборота, внедрение процедур финансового мониторинга и идентификации; в то время как запрет создает риски теневого оборота, где виртуальные валюты продолжают функционировать без надлежащего надзора.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png