Иностранным резидентам МФЦА предложат вид на жительство в Казахстане в обмен на инвестиции

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
В качестве примера разработчики законопроекта привели Латвию

В Казахстане предлагают внести поправки в Конституционный закон РК «О Международном финансовом центре «Астана». В частности, предлагается внедрить программу инвестиционного резидентства в стране, передает корреспондент Kursiv.kz.

Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» вынесен на публичное обсуждение.

Как сообщается в законопроекте, индивидуальными инвесторами МФЦА будут считаться иностранцы и лица без гражданства, осуществившие инвестиции в соответствии с программой инвестиционного резидентства, за исключением лиц, гражданство Республики Казахстан которых прекращено в течение последних пяти лет, предшествующих обращению для осуществления инвестиций по программе инвестиционного резидентства.

«В целях стимулирования притока новых инвестиций, который будет способствовать повышению активности на площадке МФЦА, что очень важно на первоначальном этапе развития центра, предлагается ввести программу инвестиционного резидентства», — отмечается в законопроекте. 

На начальном этапе рекомендуется предоставление следующих четырех опций для инвестирования:  

1) инвестирование не менее $150 тыс. в один или несколько инвестиционных фондов, зарегистрированных согласно нормативно-правовым актам МФЦА и находящихся под управлением одной или нескольких управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии регулирующего органа МФЦА. 

2) инвестирование не менее $150 тыс. в ценные бумаги, обращаемые на бирже МФЦА.

3) приобретение недвижимости в пределах утвержденной территории МФЦА на сумму не менее $150 тыс. 

4) инвестирование не менее $150 тыс. в любую комбинацию вышеперечисленных опций.

Ожидается, что инвесторами программы инвестиционного резидентства станут иностранцы с примерным зарубежным доходом $500 тыс. — $2 млн.

В качестве примера разработчики приводят Латвию. В апреле 2010 года запускается программа «Golden Visa». Низкий инвестиционный порог (140 тыс. евро для Риги и 70 тыс. евро для других регионов) обеспечил программе мгновенную популярность. По данным управления по делам гражданства и миграции страны, в 2011 году было предоставлено 1300 виз покупателям недвижимости и членам их семей; 2200 виз в 2012 году; 3100 виз в 2013 году и почти 5000 покупателей недвижимости в 2014 году. В развитых странах типа Канады, США и Австралии более 60% соответствующих возможностей воспользовались богатые граждане КНР.

«Необходимо отметить, что около 70% всех инвесторов, получивших латышское резидентство, были российскими инвесторами. Смотря на успех Латышской программы, которая за 7 лет выдала более 7 000 виз, правильное позиционирование и продвижение программы вместе с существующими льготами могут создать привлекательную среду для получения инвесторского резидентства, которая в ответ принесет дополнительные инвестиции в страну. Данный прогноз включает в себя ограниченное количество переменных, при более детальном прогнозе возможно включить косвенную пользу в туристическую отрасль и в гражданскую авиацию путем увеличения воздушного трафика для казахстанских авиакомпаний», — полагают разработчики законопроекта.

В случае непринятия данной поправки, сообщается в документе, возникнет необходимость дополнительного финансирования органов и организаций МФЦА из бюджета на сумму НДС, так как будет начисление НДС на получаемые бюджетные средства по программе «Целевое перечисление». «Это обусловлено тем, что по действующему Налоговом кодексу имеет место двоякое толкование, и предусмотрена норма о том, что целевые перечисления, получаемые из бюджета, не являются оборотом по реализации только для организации ЭКСПО», — отмечают разработчики.

Таким образом, при непринятии предлагаемой поправки предполагаемые расходы на НДС органов МФЦА по целевому перечислению, требующей финансирования из бюджета составят:

на 2018 год – 3,1 млрд тенге (25,7 млрд тенге — условный оборот);

на 2019 год – 3,2 млрд тенге (26,4 млрд тенге – условный оборот);

на 2020 год – 3,2 млрд тенге (26,4 млрд тенге – условный оборот).

Читайте также