Перейти к основному содержанию
1040 просмотров

Сагинтаев: «Неосвоенные бюджетные средства будут перераспределены»

Неисполнение бюджета составило 91 млрд тенге

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев 11 сентября поддержал предложение экс-министра финансов Бахыта Султанова о перераспределении неосвоенных бюджетных средств между ведомствами.

«Бахыт Турлыханович, ваши предложения мы поддерживаем, которые Вы высказали. При повторном рассмотрении мы ни на кого не смотря перераспределим неосвоенные средства тем, кому их не достает и учтем Ваши предложения», - сказал Сагинтаев на заседании правительства.

Ранее министр финансов Бахыт Султанов, о назначении которого акимом Астаны стало известно во время заседания кабмином, доложил об исполнении бюджета по итогам 8 месяцев.

По его данным, расходы республиканского бюджета составили 6 трлн 277 млрд тенге, неисполнение бюджета составило 91 млрд тенге, из них экономия бюджетных средств (по оперативным данным) равна 10,3 млрд тенге, то есть по факту не освоено 80,7 млрд тенге.

«Бюджетная дисциплина, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, улучшилась», - признал экс-глава минфина.

По его словам, неисполнение бюджета в 2018 году на 21 млрд тенге меньше аналогичного показателя за восемь месяцев 2017 года. При этом наибольшие суммы неосвоения зафиксированы у Министерства обороны - 15,4 млрд тенге, Министерства культуры и спорта - 11,1 млрд тенге, Министерства сельского хозяйства - 10,9 млрд тенге, МВД - 9,5 млрд тенге, Министерства информации и коммуникаций - 5,7 млрд тенге.

«Как и раньше мы докладывали, часть неосвоения будет перераспределена при уточнении бюджета», - заявил министр.

Кроме того, расходы местных бюджетов составили 3 трлн 74 млрд тенге, здесь неисполнение сложилось на уровне 69,6 млрд тенге против неисполнения на уровне 104 млрд тенге по состоянию на 1 сентября 2017 года.

«В отчетном периоде регионам выделены 448,8 млрд тенге целевых трансфертов. Освоение на местах составил 94,5%, или 423,9 млрд тенге. Неисполнение на местном уровне составило 24,9 млрд тенге, из них 2,4 млрд тенге - экономия бюджетных средств. Не освоено 22,5 млрд тенге, что на 44,6% меньше суммы неосвоения за аналогичный период прошлого года», - доложил экс-министр. 

При этом министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что освоение бюджетных средств в его ведомстве идет в «плановом порядке» и неосвоение связано с «техническими вопросами», что вызвало резкую реакцию главы правительства.

«Какие технические вопросы, если неосвоение составляет 11 млрд? Сколько можно школ построить, сколько можно дорог отремонтировать, сколько можно построить детских садиков за 8 месяцев этого года, а Вы говорите – в плановом порядке! Деньги берете, а потом они неосвоенные лежат. Зачем тогда вам даем деньги? Только что Султанов сказал: те, кто не освоит, при повторном рассмотрении бюджета мы заберем у вас эти деньги, не обижайтесь», - заключил премьер-министр.

banner_wsj.gif

728 просмотров

В России хотят запретить криптовалюты

Что ждет этот рынок в Казахстане

Фото: Pixabay

Власти РФ представили новый законопроект, регулирующий оборот криптовалют. Предлагается запретить как оборот основных мировых цифровых валют, так и майнинговый бизнес. Эксперты отмечают жесткость принятой позиции и, как следствие, вероятный отток капитала с рынка. Вместе с тем казахстанский законопроект, затрагивающий цифровые активы, уже находится в сенате РК.

В Госдуме РФ был представлен обновленный вариант законопроекта «О цифровых финансовых активах», существенно меняющий ранее обсуждавшийся подход. Нововведения напрямую запрещают оборот в России криптовалют, выпущенных не под внутренним регулированием, а также их добычу (майнинг) и рекламу. Как сообщают российские СМИ, участники рынка и эксперты находят такой подход чрезмерно жестким и пагубным для рынка. Исключение одного майнинга чревато потерей для российской экономики более $2 млрд в год, считают эксперты. 

Россияне обсуждают подходы к регулированию криптовалют с 2018 года. В том же году началась и работа над проектом закона РК по вопросам регулирования цифровых технологий, в том числе затрагивающего цифровые активы, – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» (законопроект «О регулировании цифровых технологий»). В Беларуси криптобиржи уже легализованы в специальном правовом режиме Парка высоких технологий. Были попытки ЕЭК рекомендовать регулирование криптоэкономики с целью евразийской гармонизации. Однако страны обошлись независимыми подходами; практика, вероятно, покажет наиболее удачный путь.

Несколько лет назад Нацбанк РК в лице экс-председателя Данияра Акишева аналогично ЦБ РФ занимал консервативную позицию. Между тем МФЦА, пользуясь особым конституционным статусом, в 2018 году принял нормативные акты, легализующие и регулирующие криптобизнес в рамках своей юрисдикции.

В прошлом году цифровые активы затронул в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев, призвав оказывать содействие МФЦА и создавать бренд открытой юрисдикции.

Казахстан не против

Законопроектом «О регулировании цифровых технологий» определяется правовой статус цифровых активов – это имущество, созданное в электронно-цифровой форме, с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся деньгами, ценными бумагами. Цифровой актив не является средством платежа, а является товаром, переход прав на который осуществляется в цифровой среде. 

Определяются два подвида цифрового актива: обеспеченные (цифровые токены) и необеспеченные (криптовалюта). Цифровые токены являются средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав, то есть обеспечены базовым активом в виде товаров, услуг. В международной практике это так называемые utility tokens, используемые для токенизации сделок, товаров, услуг. 

Необеспеченные цифровые активы – это криптовалюта. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает отсылку к Конституционному закону о МФЦА и его нормативным актам, регулирующим криптобиржи. 

Таким образом, Казахстан обозначил правовой статус криптоимущества, встроив в действующее гражданское законодательство; отделил токенизацию от ценных бумаг, средств платежа и криптовалюты; ограничил оборот криптовалют до юрисдикции МФЦА, в которой предусмотрены процедуры лицензирования, финансового мониторинга и иные регуляторные механизмы.

Майнинг и предпринимательство

Казахстанский законопроект «О регулировании цифровых технологий» закрепил понятие цифрового майнинга, а также возникающие права собственности на цифровые активы. Запрета на майнинговую деятельность в РК закон не содержит; фактически майнинг легализуется и выводится из «серой» зоны. 

При этом разработчики закона закладывали следующее правоприменение: майнинг – сам по себе лишь процесс, не предпринимательская деятельность. Доход и, соответственно, налоговые обязательства возникают в двух случаях: реализации (продажи) добытой криптовалюты или возмездных услуг предоставления вычислительного оборудования для целей майнинга. В последнем случае такая деятельность ничем не отличается от других услуг дата-центров и стандартно регулируется действующим законодательством. 

В целом стоит отметить лояльный настрой правительства РК, видящего экономическую ценность направления. Майнинг-фирмы, зарегистрированные как дата-центры, продолжают развиваться в Казахстане и становятся частью цифровой экономики, утилизируя энергопрофицит, экспортируя вычислительные ресурсы, привлекая инвестиции. При этом Казахстан в силу недорогой электроэнергии и профицитных регионов обладает серьезным конкурентным потенциалом на глобальном рынке.

Дискуссия подходов

Во всем мире вопрос регулирования оборота криптовалют является неоднозначным. Кто-то за прогрессивное регулирование, другие – за нейтральность, третьи – за консервативную осторожность. Тем не менее прослеживается глобальный тренд на деанонимизацию и институционализацию крипторынка, его вывод из теневой экономики.
 
Если взглянуть на ряд развитых стран и рекомендации международных организаций, таких как FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), то подобный тренд является логичным ответом на давно обсуждаемые риски, связанные с мошенничеством, анонимностью, отмыванием доходов и незаконным оборотом. Ключевым моментом является разделение черного (теневого) и белого (разрешенного) рынка, при котором можно осуществлять надзор, лицензирование, мониторинг и развитие. Целями такого регулирования будут прослеживаемость оборота, внедрение процедур финансового мониторинга и идентификации; в то время как запрет создает риски теневого оборота, где виртуальные валюты продолжают функционировать без надлежащего надзора.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png