Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


48140 просмотров

Умут Шаяхметова, глава Народного банка: «Halyk Bank потратил на объединение с Qazkom более 250 млрд тенге»

Умут Шаяхметова рассказала «Къ» о некоторых деталях присоединения и будущем объединенного банка

Умут Шаяхметова, глава Народного банка: «Halyk Bank потратил на объединение с Qazkom более 250 млрд тенге»

Умут Шаяхметова, глава Народного банка: «Halyk Bank потратил на объединение с Qazkom более 250 млрд тенге»

В конце июля было объявлено о завершении присоединения банка Qazkom к Народному банку. Банки подписали Передаточный Акт, который является юридическим оформлением факта передачи Халык банку всего имущества, прав и обязательств Qazkom. Сделка длилась более полутора лет. О некоторых деталях присоединения и будущем объединенного банка в интервью «Къ» рассказала председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

– Умут Болатхановна, начнем с «горячей» новости. Недавно Самрук-Казына досрочно изъял свои депозиты на сумму 117 млрд тенге, размещенные в Казкоме. С чем это связано?

– На самом деле мы сами выступили с этой инициативой еще когда Qazkom не успел присоединиться к Халыку. Данная транзакция была завершена буквально месяц назад. Причина в том, что по этим депозитам слишком высокая ставка – 9% и выше – в тенге. Данные депозиты общей стоимостью в 117 млрд тенге были размещены в Казкоме еще в 2010–2015 годах на срок до 2022-2024 годов. А поскольку у Халык-банка самые высокие рейтинги в стране, к тому же базовая ставка снижается, мы имеем возможность привлекать более дешевое фондирование, чем 9%. То есть для нас это просто дорого.

Поэтому мы вышли с таким предложением и очень благодарны, что Самрук-Казына отреагировал, и данный депозит был досрочно возвращен со стороны группы Халык.

Это дает нам возможность проинвестировать эти деньги, избыточную ликвидность в новые кредиты.

– Почему Вы считаете ее «избыточной», если возвращаете обратно?

– Мы эти деньги вернули, но параллельно Казком держал облигации Самрук-Казыны с доходностью 6%, что достаточно дешево. То есть на стороне активов – облигации под 6%, на стороне пассивов – обязательства, привлеченные под 9%.

Это была такая сделка, очень выгодная для Казкома (теперь для Халыка), поэтому как таковая ликвидность в банке сохранялась. Более того, у Халыка, с учетом самых высоких рейтингов, всегда было много ликвидности, мы имеем возможность оптимизировать свои обязательства и более эффективно управлять деньгами, обеспечивать большую доходность.

– Возврат 117 млрд тенге как-то отразится на финансовой устойчивости вашего банка?

– Нет, наоборот. Как я отметила, у нас уровень ликвидности очень высокий, в районе 40%, и у Халыка, как правило, всегда есть избыточная ликвидность, но мы и привлекаем по самым дешевым ставкам. Ставки по депозитам как для физических, так и для юридических лиц у нас самые маленькие, при этом кредитуем намного дешевле, чем другие банки. Если посмотреть на ипотеку, то у Халыка самые низкие ставки по ней. Если сравнивать кредитование МСБ, то мы имеем возможность выдавать кредиты по ставкам ниже, чем другие банки, потому что стоимость фондирования у нас дешевле.

Кроме того, после объединения рейтинговое агентство Fitch пересмотрело прогноз банка на «Позитивный» и, возможно, в ближайшее время будет повышение рейтинга уже объединенного банка.

– Рейтинговые агентства воспринимают присоединение Qazkom как позитивный фактор для Халык банка?

– Да, потому что это уже объединенный банк, по всем обязательствам Qazkom ответственность несет Халык, соответственно, мы также будем работать над дальнейшей синергией объединенного банка. Например, эта ситуация по депозитам Самрук-Казыны – яркий пример снижения стоимости фондирования за счет более высоких рейтингов Халык банка, чем раньше было у ККБ. То есть у нас будет сокращение как операционных, так и процентных расходов, при этом у нас есть возможность увеличивать свою доходную часть. Поэтому рейтинговое агентство это воспринимает как положительный фактор.

– Но с другой стороны к вам переходят и все проблемы Казкома, в том числе NPL…

– Да, но эти проблемы уже реализовались, и мы их приобрели в момент покупки Казкома в прошлом году. Если вы посмотрите на нашу консолидированную отчетность по МСФО, эти проблемы уже там «сидят», то есть уровень NPL свыше 20% как раз отображал уровень портфеля «плохого» Казкома.

Буквально через несколько дней мы озвучим финансовые результаты за первое полугодие, я сейчас не могу раскрыть все цифры, но там достаточно положительные показатели. Мы достаточно эффективно отработали полугодие в Казкоме по снижению NPL разными методами, в том числе путем списания на внебаланс, передачи кредитов в КУСА (Компанию по управлению стрессовыми активами), продажи активов, реализации залогов и т. д.

– На текущий момент можете назвать какие-то цифры по объединенному банку? Общий капитал, доля рынка?

– Нет, я пока не могу раскрывать эту информацию в индивидуальном интервью, но еще раз повторяю, что консолидированная аудированная финансовая отчетность за первое полугодие в принципе отражает объединенный банк.

Во втором полугодии вы увидите лучшие цифры, которые появятся как раз за счет оптимизации расходов и получения синергии от объединения.

– Были ли сокращения людей, в каком объеме?

– Да, сокращения были, конечно, но они осуществлялись еще в августе-сентябре 2017 года. Сокращения шли несколькими этапами, и они незначительны. В этом году в момент объединения произошли сокращения, цифр не могу раскрыть, но больший эффект от сокращения мы увидим уже в следующем году, потому что людям выплачивались компенсации и сокращения шли поэтапно.

– Какова судьба топ-менеджеров ККБ?

– Управляющий директор Нурлан Жагипаров перешел к нам в Халык, продолжит курировать IT-направление и транзакционный банкинг. К нам также перешли бывшие заместители председателя правления ККБ Жаннат Сатубалдина и Даурен Сартаев, который отвечал за МСБ и корпорации.

Господин Ульф Вокурка, насколько я знаю, имеет предложение о работе, он сейчас в отпуске, как вернется, я думаю, будет известна его позиция.

Бывший заместитель председателя правления Лариса Зданович также осталась у нас в группе. Она возглавляет компанию по работе со стрессовыми активами (КУСА). В целом, можно сказать, что практически все в группе остались.

– А те, кто не попал в группу сами отказались или уже нет для них места?

– По-разному (смеется). Но в целом сами, конечно.

Я считаю, что изначально топ-менеджмент, который мы сформировали со стороны Халыка в прошлом году, все – высокие профессионалы. Я рада, что в тот момент остались казкомовские сотрудники – Нурлан Жагипаров и Даурен Сартаев, которые уже много лет работают в банковской системе, хорошо знают историю банка, процессы, клиентов. Нурлан Жагипаров – это как раз тот человек, который разрабатывал Homebank. Поэтому мы были очень рады, что они остались с нами.

– Сколько денег было потрачено на объединение?

– Там две статьи по расходам. Первая – это непосредственно покупка акций банка и вложения в капитал. Как вы знаете, мы купили акции с отрицательным капиталом за 1 тенге и проинвестировали 185 млрд тенге в капитал Казкома. Плюс 65 млрд тенге доинвестировала компания АЛМЭКС. То есть в прошлом году двумя этапами (в июле и ноябре) 250 млрд тенге были проинвестированы в купленный банк.

Вторая статья расходов – это текущие операционные расходы. Мы работали над этой сделкой более полутора лет. Во время due diligence нанимали внешних консультантов – это и юристы, и аудиторы, и инвестбанкиры, которые проводили оценку компании, полностью сопровождали сделку.

– Это были иностранцы?

– Да. Это были крупные иностранные компании. Поскольку наши акции торгуются в Лондоне, для наших внешних инвесторов мы обязаны проводить все стандартные процедуры прозрачно.

Сколько именно ушло на операционные расходы я не могу раскрыть, но я могу сказать, что эта цифра составила больше чем $10 млн.

Она включала в себя затраты на due diligence, затем мы непосредственно занимались сделкой по реструктуризации, объединению и т. д., где нас также сопровождали консультанты. Кроме того, мы наняли дополнительно консультантов на техническую интеграцию, то есть по IT нас сопровождала крупная IT-компания, которая вела весь этот процесс.

– Наименования этих компаний можете назвать?

– Мы, как правило, это не раскрываем, но если акционеры спрашивают – мы даем информацию.

– По поводу IT-интеграции, в конце июля – начале августа были проблемы с Homebank, банкоматами Казкома и т. д. Процесс интеграции завершился или он все еще продолжается?

– Хороший вопрос. У нас в конце июля были сложности. На самом деле система работала, интеграция состоялась, вся база данных мигрировала, все транзакции осуществлялись, платежи проходили. Единственное – были сбои и зависания некоторых систем. Причем они происходили переменно.

Например, интернет-банкинг для юридических лиц хорошо работает, а Homebank для физических лиц где-то давал сбои. На следующий день была обратная ситуация. Поэтому людям казалось, что в целом ничего не работает.

С каждым днем ситуация улучшается, мы все больше сервисов подключаем. На сегодняшний день онлайн, Homebank, банкоматная сеть, все отделения, все операции, платежи, внешние и внутренние – все работает.

Мы активно выдаем кредиты, я сегодня после обеда объездила несколько отделений и удивилась какие большие очереди к нам – люди сидят за кредитами. Очередей в кассы нет. У нас в эти дни идет выдача пенсий, пенсионеры спокойно получают свои пенсии через кассы или банкоматы, банкоматы все полные, всё работает.

IT-интеграция 30 июля полностью завершилась. Единственное, возможно, идут какие-то сбои, но я думаю, на следующей неделе мы полностью перейдем на новый режим.

Банк будет обновленный. Как вы знаете, мы взяли фронтальные системы у Казкома – это Homebank, он у них сильный, продвинутый, клиенты очень хвалят и любят. Поэтому мы интегрировали Homebank в Халык. Для клиентов Халыка это тоже теперь будет доступно. Мы также взяли онлайн – это интернет-банкинг для юридических лиц, тоже достаточно удобный, тоже интегрировали. Оставили бэкофисные системы Халыка, но это в плане учета, отчетности, потому что у нас крупные промышленные системы, которые дают возможность выдавать и анализировать ситуацию день в день.

– Каким теперь будет сервис в новом банке – по-Халыковски или по-Казкомовски?

– Конечно, мы будем стремиться к сервису по- Казкомовски, даже сверхказкомовски (смеется).

Впереди у нас очень много инициатив, новых проектов, новых продуктов, мы их специально до интеграции не представляли рынку. Планируем начинать с сентября-октября показывать новые сервисы нашим клиентам, они уже у нас есть в разработке, кое-какие уже завершены даже.

Амбиции очень большие. Амбиции в технологиях, продуктах. Ставки по кредитованию у Халыка для физлиц ниже, чем у Казкома. Мы – надежный, сильный банк с хорошей репутацией, с лучшими рейтингами в стране, поэтому все равно депозиторы выигрывают от того, что их деньги теперь лежат в надежном банке. Клиенты, которые брали кредиты, также выигрывают, потому что ставки для них в целом будут ниже...

– В каком смысле будут ниже, вы будете рефинансировать займы, выданные Казкомом?

– Нет, мы не будем рефинансировать, но, например, у МСБ кредитование происходит в рамках кредитных линий – на оборотный капитал, основные средства и т. д. Поэтому новые транши, возможно, будут выдаваться с пониженными ставками.

Тарифы за обслуживание будут взяты те, которые были ниже в том или ином банке. Например, где-то было 50 тенге, где-то 0 тенге, значит мы будем брать 0.

Во всех отношениях будут только плюсы.

Также будут плюсы и для сотрудников объединенного банка, потому что внутри самого Халыка много разных программ – это и субсидии по ипотечным займам для сотрудников, это и кадровые резервы, тренинги, обучение и т. д.

– Кому пришла идея объединить банки? Изначально говорили, что оставят два банка – два бренда – Казком и Халык.

– Касательно объединения – это было решение совета директоров Народного банка в 2017 году, потому что Казком стал «дочкой» Халыка, соответственно, СД Халыка принимает решение по всем дочерним компаниям банка.

Также были привлечены консультанты, которые проводили оценку свершившейся сделки, которые анализировали денежные потоки, возможности синергии.

– То есть СД принял решение «уничтожить» Qazkom и оставить только Халык. Не было идеи оставить оба банка?

– Слово «уничтожить» тут точно не подходит. Вопрос в интеграции. Вопрос присоединения Казкома к Халыку. На самом деле во внутрь Халыка сейчас вошло очень много казкомовского – это, в первую очередь, клиенты, база данных, филиалы, банкоматы, на которых вы до сих пор видите название «Qazkom». Плюс еще часть клиентов даже от БТА Банка. Мы сейчас являемся преемниками, можно сказать, трех банков – БТА, Казкома и Халыка.

Поэтому, наоборот, это не уничтожение – это создание и созидание.

– Бренд «Qazkom» останется или его уже не будет?

- На сегодняшний день мы владеем брендом Qazkom и дальше будем думать. Но пока вы видите в отделениях, банкоматах и на карточках, что бренд «Qazkom» сохраняется, он полностью легитимен и он, как таковой, существует.


505 просмотров

Какие изменения ожидаются в пруденциальных нормативах для МФО

Условно новое регулирование можно разделить на две части - «горькие пилюли» и «бонусы»

Фото: BestPhotoPlus

Глава Ассоциации микрофинансовых организаций поделился подробностями, какие конкретно изменения ожидаются в пруденциальных нормативах для МФО. О планируемом ужесточении требований к небанковским кредитным компаниям «Курсив» сообщал в апреле, в июле президентом был подписан соответствующий указ. Теперь рынок в ожидании постановления НБ РК.

В беседе с журналистами глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ербол Омарханов предупредил, что документы носят неокончательный характер и в настоящее время находятся на стадии доработки и согласования. Условно новое регулирование МФО можно разделить на две части – «горькие пилюли» и «бонусы», которыми лекарство для рынка подсластили.

Горькие пилюли

По данным Национального банка РК, в начале октября в Казахстане активно работала 171 микрофинансовая организация. Их количество может сократиться из-за изменения требования регулятора к минимальному размеру уставного капитала. 

«Предполагается, что до 2022 года этот показатель вырастет с 30 до 100 миллионов тенге. Увеличение уставного капитала может привести к слиянию некоторых небольших МФО или уходу их с рынка», – предполагает Ербол Омарханов.

По статистике АМФОК, сегодня только 49% микрофинансовых организаций страны обладают уставным капиталом в размере 30–50 млн тенге. «Я не верю в идею поголовного слияния МФО, это тяжелый процесс. Все будет зависеть от материальных возможностей учредителей. Если они не справятся с требованиями Нацбанка, то всегда смогут пере­регистрироваться в ломбарды или уйдут на рынок онлайн-кредитов», – делится мнением член совета директоров АМФОК Жанна Жакупова.

К горькой пилюле можно отнести и поправку Нацбанка, которая отменяет все комиссии, вознаграждения и иные платежи, связанные с выдачей микрокредита. При этом предельная ставка стоимости займа в 56% годовых остается неизменной. «Отличие в формуле расчета годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ): если по методу МФО рассчитывается просто доходность, то по формуле НБ РК производится дисконтирование всех будущих потоков, что делает ГЭСВ выше, – объясняет глава ассоциации. – Так как МФО не могут превышать ставку 56%, выплаты клиентов уменьшатся». 

«Это правильная идея Нацбанка. Регулятор приводит всех участников рынка к одному знаменателю, – констатирует г-жа Жакупова. – С точки зрения людей, это хорошо, они смогут сравнить цены, у них снизятся выплаты». 

Но при этом и брать в долг в МФО тоже станет сложнее. Предполагается, что клиенты МФО будут обязаны подтверждать доход выше прожиточного минимума. Сейчас эта норма необязательна. «Если человек хочет получить кредит, он должен подтвердить свои доходы. В предложениях Нацбанка предусматривается возможность МФО самостоятельно определять долговую нагрузку заемщика на основании собственной системы оценки кредитоспособности», – поясняет детали Ербол Омарханов. Например, подтверждением стабильных денежных потоков клиентов МФО могут стать объекты движимого и недвижимого имущества.

Подсластили

Национальный банк предлагает сразу несколько опций для дополнительного заработка микрофинансовых организаций. В частности, МФО смогут работать как платежные агенты. «Это даст возможность проводить операции по оплате коммунальных платежей, налогов и штрафов. Также МФО смогут выдавать кредиты электронным способом посредством сети Интернет. Но скоринговые модели большинства организаций предполагают личное общение с заемщиками», – рассказывает собеседник. 

Еще один плюс нового регулирования – это возможность преобразования микрофинансовых организаций в акционерные общества. В настоящее время их статус ограничен ТОО. По оценке экспертов, новая форма позволит МФО выпускать ценные бумаги на фондовой бирже, инвестировать собственные активы в ЦБ и другие финансовые инструменты, так как для этого сектора много лет актуальна проблема фондирования. Из-за нехватки средств большая часть успешных МФО стала реципиентом международных финансовых организаций. 

«С введением новых поправок, предоставляющих возможность осуществлять деятельность в форме акционерного общества, МФО станут более публичными, а их структура – прозрачной. Это большой плюс для иностранных инвесторов. Кроме того, доступ к рынку ценных бумаг позволит увеличить финансирование», – уверенно заявляет глава АМФОК. 

С 1 января 2020 года микрофинансовые организации смогут стать участниками любых юридических лиц. Например, лизинговых компаний. Сейчас ТОО в этом ограничены: они могут иметь только коллекторские и инкассаторские структуры. «Конечно, расширение деятельности может дать дополнительный доход. Но всегда все зависит от стратегии компании. Если МФО работает в сельской местности, выдает небольшие кредиты, для чего открывать лизинг?» – задает риторический вопрос Жанна Жакупова. 

Несмотря на автоматизацию многих процессов, финансистам все еще выгоднее выдавать крупные займы – себестоимость большой ссуды дешевле нескольких микрокредитов. Учитывая это, НБ РК предложил увеличить максимальную сумму ссуды до 20 тыс. МРП (50,5 млн тенге) с нынешних 8 тыс. (20,2 млн тенге). 

«Такая опция существенно расширяет круг потенциальных клиентов МФО, в который будут входить субъекты среднего и даже крупного предпринимательства. Уже сейчас постоянные клиенты МФО обращаются с просьбами об увеличении размера кредитов», – констатировал Ербол Омарханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций