Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Умут Шаяхметова, глава Народного банка: «Halyk Bank потратил на объединение с Qazkom более 250 млрд тенге»

Умут Шаяхметова рассказала «Къ» о некоторых деталях присоединения и будущем объединенного банка

В конце июля было объявлено о завершении присоединения банка Qazkom к Народному банку. Банки подписали Передаточный Акт, который является юридическим оформлением факта передачи Халык банку всего имущества, прав и обязательств Qazkom. Сделка длилась более полутора лет. О некоторых деталях присоединения и будущем объединенного банка в интервью «Къ» рассказала председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

– Умут Болатхановна, начнем с «горячей» новости. Недавно Самрук-Казына досрочно изъял свои депозиты на сумму 117 млрд тенге, размещенные в Казкоме. С чем это связано?

– На самом деле мы сами выступили с этой инициативой еще когда Qazkom не успел присоединиться к Халыку. Данная транзакция была завершена буквально месяц назад. Причина в том, что по этим депозитам слишком высокая ставка – 9% и выше – в тенге. Данные депозиты общей стоимостью в 117 млрд тенге были размещены в Казкоме еще в 2010–2015 годах на срок до 2022-2024 годов. А поскольку у Халык-банка самые высокие рейтинги в стране, к тому же базовая ставка снижается, мы имеем возможность привлекать более дешевое фондирование, чем 9%. То есть для нас это просто дорого.

Поэтому мы вышли с таким предложением и очень благодарны, что Самрук-Казына отреагировал, и данный депозит был досрочно возвращен со стороны группы Халык.

Это дает нам возможность проинвестировать эти деньги, избыточную ликвидность в новые кредиты.

– Почему Вы считаете ее «избыточной», если возвращаете обратно?

– Мы эти деньги вернули, но параллельно Казком держал облигации Самрук-Казыны с доходностью 6%, что достаточно дешево. То есть на стороне активов – облигации под 6%, на стороне пассивов – обязательства, привлеченные под 9%.

Это была такая сделка, очень выгодная для Казкома (теперь для Халыка), поэтому как таковая ликвидность в банке сохранялась. Более того, у Халыка, с учетом самых высоких рейтингов, всегда было много ликвидности, мы имеем возможность оптимизировать свои обязательства и более эффективно управлять деньгами, обеспечивать большую доходность.

– Возврат 117 млрд тенге как-то отразится на финансовой устойчивости вашего банка?

– Нет, наоборот. Как я отметила, у нас уровень ликвидности очень высокий, в районе 40%, и у Халыка, как правило, всегда есть избыточная ликвидность, но мы и привлекаем по самым дешевым ставкам. Ставки по депозитам как для физических, так и для юридических лиц у нас самые маленькие, при этом кредитуем намного дешевле, чем другие банки. Если посмотреть на ипотеку, то у Халыка самые низкие ставки по ней. Если сравнивать кредитование МСБ, то мы имеем возможность выдавать кредиты по ставкам ниже, чем другие банки, потому что стоимость фондирования у нас дешевле.

Кроме того, после объединения рейтинговое агентство Fitch пересмотрело прогноз банка на «Позитивный» и, возможно, в ближайшее время будет повышение рейтинга уже объединенного банка.

– Рейтинговые агентства воспринимают присоединение Qazkom как позитивный фактор для Халык банка?

– Да, потому что это уже объединенный банк, по всем обязательствам Qazkom ответственность несет Халык, соответственно, мы также будем работать над дальнейшей синергией объединенного банка. Например, эта ситуация по депозитам Самрук-Казыны – яркий пример снижения стоимости фондирования за счет более высоких рейтингов Халык банка, чем раньше было у ККБ. То есть у нас будет сокращение как операционных, так и процентных расходов, при этом у нас есть возможность увеличивать свою доходную часть. Поэтому рейтинговое агентство это воспринимает как положительный фактор.

– Но с другой стороны к вам переходят и все проблемы Казкома, в том числе NPL…

– Да, но эти проблемы уже реализовались, и мы их приобрели в момент покупки Казкома в прошлом году. Если вы посмотрите на нашу консолидированную отчетность по МСФО, эти проблемы уже там «сидят», то есть уровень NPL свыше 20% как раз отображал уровень портфеля «плохого» Казкома.

Буквально через несколько дней мы озвучим финансовые результаты за первое полугодие, я сейчас не могу раскрыть все цифры, но там достаточно положительные показатели. Мы достаточно эффективно отработали полугодие в Казкоме по снижению NPL разными методами, в том числе путем списания на внебаланс, передачи кредитов в КУСА (Компанию по управлению стрессовыми активами), продажи активов, реализации залогов и т. д.

– На текущий момент можете назвать какие-то цифры по объединенному банку? Общий капитал, доля рынка?

– Нет, я пока не могу раскрывать эту информацию в индивидуальном интервью, но еще раз повторяю, что консолидированная аудированная финансовая отчетность за первое полугодие в принципе отражает объединенный банк.

Во втором полугодии вы увидите лучшие цифры, которые появятся как раз за счет оптимизации расходов и получения синергии от объединения.

– Были ли сокращения людей, в каком объеме?

– Да, сокращения были, конечно, но они осуществлялись еще в августе-сентябре 2017 года. Сокращения шли несколькими этапами, и они незначительны. В этом году в момент объединения произошли сокращения, цифр не могу раскрыть, но больший эффект от сокращения мы увидим уже в следующем году, потому что людям выплачивались компенсации и сокращения шли поэтапно.

– Какова судьба топ-менеджеров ККБ?

– Управляющий директор Нурлан Жагипаров перешел к нам в Халык, продолжит курировать IT-направление и транзакционный банкинг. К нам также перешли бывшие заместители председателя правления ККБ Жаннат Сатубалдина и Даурен Сартаев, который отвечал за МСБ и корпорации.

Господин Ульф Вокурка, насколько я знаю, имеет предложение о работе, он сейчас в отпуске, как вернется, я думаю, будет известна его позиция.

Бывший заместитель председателя правления Лариса Зданович также осталась у нас в группе. Она возглавляет компанию по работе со стрессовыми активами (КУСА). В целом, можно сказать, что практически все в группе остались.

– А те, кто не попал в группу сами отказались или уже нет для них места?

– По-разному (смеется). Но в целом сами, конечно.

Я считаю, что изначально топ-менеджмент, который мы сформировали со стороны Халыка в прошлом году, все – высокие профессионалы. Я рада, что в тот момент остались казкомовские сотрудники – Нурлан Жагипаров и Даурен Сартаев, которые уже много лет работают в банковской системе, хорошо знают историю банка, процессы, клиентов. Нурлан Жагипаров – это как раз тот человек, который разрабатывал Homebank. Поэтому мы были очень рады, что они остались с нами.

– Сколько денег было потрачено на объединение?

– Там две статьи по расходам. Первая – это непосредственно покупка акций банка и вложения в капитал. Как вы знаете, мы купили акции с отрицательным капиталом за 1 тенге и проинвестировали 185 млрд тенге в капитал Казкома. Плюс 65 млрд тенге доинвестировала компания АЛМЭКС. То есть в прошлом году двумя этапами (в июле и ноябре) 250 млрд тенге были проинвестированы в купленный банк.

Вторая статья расходов – это текущие операционные расходы. Мы работали над этой сделкой более полутора лет. Во время due diligence нанимали внешних консультантов – это и юристы, и аудиторы, и инвестбанкиры, которые проводили оценку компании, полностью сопровождали сделку.

– Это были иностранцы?

– Да. Это были крупные иностранные компании. Поскольку наши акции торгуются в Лондоне, для наших внешних инвесторов мы обязаны проводить все стандартные процедуры прозрачно.

Сколько именно ушло на операционные расходы я не могу раскрыть, но я могу сказать, что эта цифра составила больше чем $10 млн.

Она включала в себя затраты на due diligence, затем мы непосредственно занимались сделкой по реструктуризации, объединению и т. д., где нас также сопровождали консультанты. Кроме того, мы наняли дополнительно консультантов на техническую интеграцию, то есть по IT нас сопровождала крупная IT-компания, которая вела весь этот процесс.

– Наименования этих компаний можете назвать?

– Мы, как правило, это не раскрываем, но если акционеры спрашивают – мы даем информацию.

– По поводу IT-интеграции, в конце июля – начале августа были проблемы с Homebank, банкоматами Казкома и т. д. Процесс интеграции завершился или он все еще продолжается?

– Хороший вопрос. У нас в конце июля были сложности. На самом деле система работала, интеграция состоялась, вся база данных мигрировала, все транзакции осуществлялись, платежи проходили. Единственное – были сбои и зависания некоторых систем. Причем они происходили переменно.

Например, интернет-банкинг для юридических лиц хорошо работает, а Homebank для физических лиц где-то давал сбои. На следующий день была обратная ситуация. Поэтому людям казалось, что в целом ничего не работает.

С каждым днем ситуация улучшается, мы все больше сервисов подключаем. На сегодняшний день онлайн, Homebank, банкоматная сеть, все отделения, все операции, платежи, внешние и внутренние – все работает.

Мы активно выдаем кредиты, я сегодня после обеда объездила несколько отделений и удивилась какие большие очереди к нам – люди сидят за кредитами. Очередей в кассы нет. У нас в эти дни идет выдача пенсий, пенсионеры спокойно получают свои пенсии через кассы или банкоматы, банкоматы все полные, всё работает.

IT-интеграция 30 июля полностью завершилась. Единственное, возможно, идут какие-то сбои, но я думаю, на следующей неделе мы полностью перейдем на новый режим.

Банк будет обновленный. Как вы знаете, мы взяли фронтальные системы у Казкома – это Homebank, он у них сильный, продвинутый, клиенты очень хвалят и любят. Поэтому мы интегрировали Homebank в Халык. Для клиентов Халыка это тоже теперь будет доступно. Мы также взяли онлайн – это интернет-банкинг для юридических лиц, тоже достаточно удобный, тоже интегрировали. Оставили бэкофисные системы Халыка, но это в плане учета, отчетности, потому что у нас крупные промышленные системы, которые дают возможность выдавать и анализировать ситуацию день в день.

– Каким теперь будет сервис в новом банке – по-Халыковски или по-Казкомовски?

– Конечно, мы будем стремиться к сервису по- Казкомовски, даже сверхказкомовски (смеется).

Впереди у нас очень много инициатив, новых проектов, новых продуктов, мы их специально до интеграции не представляли рынку. Планируем начинать с сентября-октября показывать новые сервисы нашим клиентам, они уже у нас есть в разработке, кое-какие уже завершены даже.

Амбиции очень большие. Амбиции в технологиях, продуктах. Ставки по кредитованию у Халыка для физлиц ниже, чем у Казкома. Мы – надежный, сильный банк с хорошей репутацией, с лучшими рейтингами в стране, поэтому все равно депозиторы выигрывают от того, что их деньги теперь лежат в надежном банке. Клиенты, которые брали кредиты, также выигрывают, потому что ставки для них в целом будут ниже...

– В каком смысле будут ниже, вы будете рефинансировать займы, выданные Казкомом?

– Нет, мы не будем рефинансировать, но, например, у МСБ кредитование происходит в рамках кредитных линий – на оборотный капитал, основные средства и т. д. Поэтому новые транши, возможно, будут выдаваться с пониженными ставками.

Тарифы за обслуживание будут взяты те, которые были ниже в том или ином банке. Например, где-то было 50 тенге, где-то 0 тенге, значит мы будем брать 0.

Во всех отношениях будут только плюсы.

Также будут плюсы и для сотрудников объединенного банка, потому что внутри самого Халыка много разных программ – это и субсидии по ипотечным займам для сотрудников, это и кадровые резервы, тренинги, обучение и т. д.

– Кому пришла идея объединить банки? Изначально говорили, что оставят два банка – два бренда – Казком и Халык.

– Касательно объединения – это было решение совета директоров Народного банка в 2017 году, потому что Казком стал «дочкой» Халыка, соответственно, СД Халыка принимает решение по всем дочерним компаниям банка.

Также были привлечены консультанты, которые проводили оценку свершившейся сделки, которые анализировали денежные потоки, возможности синергии.

– То есть СД принял решение «уничтожить» Qazkom и оставить только Халык. Не было идеи оставить оба банка?

– Слово «уничтожить» тут точно не подходит. Вопрос в интеграции. Вопрос присоединения Казкома к Халыку. На самом деле во внутрь Халыка сейчас вошло очень много казкомовского – это, в первую очередь, клиенты, база данных, филиалы, банкоматы, на которых вы до сих пор видите название «Qazkom». Плюс еще часть клиентов даже от БТА Банка. Мы сейчас являемся преемниками, можно сказать, трех банков – БТА, Казкома и Халыка.

Поэтому, наоборот, это не уничтожение – это создание и созидание.

– Бренд «Qazkom» останется или его уже не будет?

- На сегодняшний день мы владеем брендом Qazkom и дальше будем думать. Но пока вы видите в отделениях, банкоматах и на карточках, что бренд «Qazkom» сохраняется, он полностью легитимен и он, как таковой, существует.


5136 просмотров

Более 210 тысяч вкладчиков Банка Астаны не обратились за выплатами

КФГД продлил срок выплат на полгода

Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) продлил на полгода срок выплат вкладчикам АО «Банк Астаны». Выплаты осуществляются через банк-агент - АО «Евразийский банк». Об этом сообщает пресс-служба фонда.

«В банк-агент за возмещением обратились 52 тысячи вкладчиков АО «Банк Астаны». Выплачено возмещение на общую сумму 36,9 миллиардов тенге. Таким образом, обязательства КФГД перед вкладчиками АО «Банк Астаны» погашены на 98,4%. Оставшиеся 1,6% — это, в основном, небольшие остатки на счетах, за получением которых люди, как правило, не торопятся. В частности, 64% вкладчиков АО «Банк Астаны» имели депозиты менее одной тысячи тенге, 79% вкладчиков – менее пяти тысяч тенге. Количество пока не обратившихся за выплатой вкладчиков АО «Банк Астаны» составляет 216 тысяч человек», - говорится в сообщении.

В фонде рассказали, что единственный необходимый документ для вкладчика – это удостоверение личности и заявление, бланк которого можно получить и заполнить в отделении банка-агента. Допускается и подача заявления доверенным лицом – в этом случае понадобится нотариально удостоверенная доверенность на получение возмещения.

«Деньги по выбору вкладчика могут быть выплачены наличными или переводом на действующий счет вкладчика в любом банке, также можно открыть депозит в банке-агенте на сумму возмещения. Порядка 90% вкладчиков получают выплату день-в-день; обработка заявлений, поданных по доверенности, может занять больше времени, но, в любом случае, в пределах 5 рабочих дней», - говорится в сообщении.

КФГД выплачивает возмещение по вкладам, текущим счетам и платежным карточкам, открытым в АО «Банк Астаны»: 

  • по депозитам в тенге – на сумму депозита с учетом капитализированного вознаграждения, но не более 10 млн тенге,
  • по депозитам в иностранной валюте – на сумму депозита с учетом капитализированного вознаграждения, но не более 5 млн тенге. Возмещение по депозитам в иностранной валюте выплачивается в тенге (для расчета применяется рыночный курс обмена валют на 9 января 2019 года).

По депозитам одного вкладчика, размещенным в АО «Банк Астаны» одновременно в тенге и в иностранной валюте, выплачивается совокупное возмещение до 15 млн тенге, при этом по депозиту в иностранной валюте – не более эквивалента 5 млн тенге.

Депозиты 267,420 тыс. вкладчиков АО «Банк Астаны» (99,6%) защищены гарантией в полном объеме. Эти вкладчики уже получили или вправе получить возмещение на полную сумму депозита с учетом накопленного (капитализированного) вознаграждения в банке-агенте.

Напомним, 18 сентября 2018 года АО «Банк Астаны» был лишен лицензии на проведение всех банковских операций на основании решения Правления Национального Банка Республики Казахстан. 26 ноября 2018 года Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы принял решение о принудительной ликвидации АО «Банк Астаны». После того, как Алматинский городской суд рассмотрел и оставил без удовлетворения девять апелляционных жалоб, 9 января 2019 года решение СМЭС города Алматы от 26 ноября 2018 года вступило в законную силу. 

26 января 2019 года АО «Евразийский банк» начал выплату возмещения вкладчикам – физическим лицам и индивидуальным предпринимателям от имени и за счет средств Казахстанского фонда гарантирования депозитов. За первые два дня, 26 и 27 января, АО «Евразийский банк» выплатил вкладчикам Банка Астаны 23,1 млрд тенге – 62% от общей суммы обязательств. На эти два дня отделения банка-агента были закрыты для его клиентов.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций