S&P: Некоторые действия Нацбанка не относятся к зоне ответственности ЦБ

Опубликовано (обновлено )
Старший директор рейтингового агентства Standard & Poor's Борис Копейкин в эксклюзивном интервью «Къ» проанализировал деятельность регулятора

Национальный банк Казахстана в этом году намерен провести сразу несколько ключевых реформ. Так, предполагается, что будут введены законы о валютном регулировании и риск-ориентированном надзоре. Старший директор рейтингового агентства Standard & Poor's Борис Копейкин в эксклюзивном интервью «Къ» проанализировал деятельность регулятора.

– Как Вы оцениваете денежно-кредитную политику Национального банка Казахстана?

– Ряд мер, которые были приняты Национальным банком, способствовали стабилизации ситуации на рынке и улучшению показателей ликвидности в целом.

Политика регулятора движется в сторону плавающего курса, а это означает, что курс может меняться в зависимости от рыночных факторов. Наш базовый сценарий, то, что мы закладываем как основной сценарий развития экономики РК, не предусматривает девальвацию тенге. Но надо понимать, что курс в РК зависит от цен на нефть и ряда других факторов. Если стоимость нефти вырастет, то тенге может укрепиться, если упадет, то и курс тенге может измениться – это и есть плавающий курс.

Инвесторам хотелось бы увидеть продолжение этой политики в течение более длительного времени. То есть мы считаем, что необходимо повышение уверенности в том, что политика плавающего курса будет продолжаться достаточно длительное время.

Нынешняя денежно-кредитная политика НБ позволяет экономике Казахстана постепенно и своевременно адаптироваться к внешним шокам. Отмечу, что пока в Казахстане, с нашей точки зрения, не полностью плавающий курс, но в любом случае гибкости теперь намного больше. Соответственно, доходы бюджета адаптируются, расходы адаптируются. Это, безусловно, позитивный фактор для суверенной кредитоспособности.

– Насколько, по Вашему мнению, Национальный банк зависит от политики правительства?

– Этот вопрос нужно адресовать самому регулятору. Но здесь возникают некоторые вопросы. Они касаются того, что в мировой практике некоторые действия Нацбанка не относятся к зоне ответственности центральных банков. Например, приобретение доли в государственной нефтегазовой компании АО «НК «КазМунайГаз».

– Как Вы оцениваете участие финрегулятора в капиталах некоторых БВУ в рамках программы оздоровления банковского сектора?

– Первая задача регулятора рынка – это поддержание финансовой стабильности в стране. Некоторое время назад качество кредитного портфеля банков заметно ухудшилось, поэтому несколько лет финансовые организации были вынуждены разгребать накопленные проблемы. В этой связи финансовая система Казахстана была в меньшей степени способна финансировать развитие экономики.

Регулятор во многих случаях вынужден обеспечивать дополнительную поддержку финансовых институтов, напрямую предоставляя средства в капитал первого или второго уровня. Такого рода действия предпринимались и, например, Банком России. Поддержка капитальной базы, обеспечивает банкам возможность, с одной стороны, своевременно создавать резервы на возможные потери, а с другой – сохранять динамику кредитования экономики. При этом главной задачей регулятора все же остается стабильность финансовой системы. Мы понимаем, что необходимые действия предпринимаются Нацбанком РК.

Мы рейтингуем много разных банков Казахстана. Мы видим больше рисков в маленьких банках. В частности, нет ясности, окажут ли им акционеры поддержку и будет ли Нацбанк длительное время продлевать им краткосрочные ликвидные линии, поэтому определенные риски ликвидности присутствуют. Подчеркну, риски в различных БВУ Казахстана находятся на разном уровне. Есть крупные банки, у которых нет проблем с ликвидностью, так как их более высокий рейтинг и хорошо известный бренд привлекает больший объем депозитов госкомпаний и населения. Но есть некоторые банки, где проблем с ликвидностью больше и есть определенное давление.

– Растут ли риски в банковской системе Казахстана?

– Я бы не сказал, что сейчас увеличиваются риски в банковской системе в целом. Была ситуация, когда мы наблюдали значительные оттоки ликвидности: уходили вкладчики – государственные компании и другие категории клиентов, но и сейчас для некоторых банков ситуация непростая. Так, у нас есть рейтинги категории «ССС» – это низкий рейтинг, но есть и рейтинги категории «ВВ» – это очень высокие рейтинги.

В настоящее время рейтинги 10 из 18 рейтингуемых S&P казахстанских банков находятся в списке CreditWatch Negative (рейтинги на пересмотре с негативными ожиданиями) либо имеют негативный прогноз. Это обусловлено сложными условиями операционной деятельности и слабыми характеристиками кредитоспособности конкретных банков.

При этом хочу подчеркнуть, рейтинг категории «ССС» вовсе не означает, что банк не выполнит свои обязательства. Этот рейтинг только указывает на такой риск. Но, опять же, что оценивает наш рейтинг? Мы оцениваем вероятность своевременного и полного погашения своих обязательств. Для банков это облигации, кредиты и депозиты.

– Недавно президент Казахстана назвал несколько проблемных банков.

– Некоторые финансовые институты РК находятся в более тяжелом положении. Но не надо забывать, что есть стандартные действия регуляторов всего мира по поддержке таких БВУ. Например, это предоставление краткосрочной ликвидности. Возможна и помощь акционеров банков.

Фото: Олег СПИВАК

Читайте также