Риск-ориентированный надзор: финансистов пугает новая политика Нацбанка

Опубликовано
Согласно новым правилам, Нацбанк сможет вмешиваться в деятельность финансовых организаций до нарушения ими каких-то нормативов

Депутаты мажилиса одобрили во втором чтении проект закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также сопутствующий ему пакет поправок в законодательство. Эти поправки усилят мандат Национального банка и позволят перейти на принципы риск-ориентированного надзора финансовых организаций. Что это значит, выяснял «Къ».

По словам главы финрегулятора Данияра Акишева, сейчас НБ вправе принимать меры реагирования только в случае нарушения банками нормативов или требований.

Предупрежден – значит вооружен?

«Национальный банк, выявляя операции банков, которые могут потенциально ухудшить финансовое состояние банков или несут признаки вывода активов, не имеет возможности приостановить указанные операции, если со стороны банков формально не нарушаются нормативы и требования законодательства», – пожаловался журналистам главный банкир страны в кулуарах парламента.

С этим мнением категорически не согласна руководитель крупнейшей финансовой организации Казахстана.

«В поправках нет большой реформы – просто очередное ужесточение банковского надзора, усиление надзора. Уже сегодня представители Национального банка имеют право бывать даже на собраниях акционеров, у них есть прямой доступ к любым банковским документам. Вопрос изменения подходов регулирования вызывает несогласие со стороны рынка», – сказала в интервью «Къ» председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

Нынешняя система регулирования финансового рынка устанавливает для банков минимальные стандарты. Во время проверок регулятор выявляет степень соответствия БВУ этим требованиям. Конечно, иногда представители надзорного органа обнаруживали факты нарушений.

«Данная система выявляла проблемы и риски уже постфактум, когда событие уже трудно исправить. В международной практике при системе риск-ориентированного подхода регулятор фокусируется на системе показателей, куда входят система рисков и контроля, достаточности капитала и способности его наращивать (как за счет доходов от основной деятельности, так и за счет поддержки акционеров), а также система комплаенса. Соответственно, такая система накладывает на каждый банк обязанность постоянно демонстрировать регулятору свою способность контролировать и управлять всеми рисками, не только текущими, но и теми, что могут возникнуть в будущем», – заступился на Нацбанк директор департамента рисков Банка ВТБ (Казахстан) Александр Львов.

Персоны нон грата

В Национальном банке уверяют, что переход на риск-ориентированный надзор позволит принимать превентивные меры по ограничению непрофессиональных действий топ-менеджеров БВУ.

«Национальный банк намерен использовать мотивированное суждение в четырех областях: согласование менеджмента и акционеров; оценка адекватности созданных провизий; определение лиц, связанных с банком особыми отношениями; оценка систем управления рисками и внутреннего контроля», – пояснил Данияр Акишев.

Больше всего финансистов в новых поправках пугает термин «мотивированное суждение».

Аскар Елемесов за 25 лет работы на отечественном рынке занимал должности зампредседателя НБ и вице-министра финансов, возглавлял крупнейшие управляющие и брокерские компании страны, входил в советы директоров БВУ. «Нынешние проблемы в банковском секторе вызваны структурными проблемами в экономике и, конечно, проблемами в руководстве самих БВУ. Переход к риск-ориентированному надзору – это веяние времени. Здесь многое будет упираться в личность тех, кто станет выносить мотивированное суждение. Невозможность обжаловать любое решение любого регулятора больно бьет по любому участнику рынка, поскольку невозможно избежать каких-то перегибов. В этом плане недовольство участников рынка понять можно. Все-таки должен быть орган – третья инстанция, где можно будет попытаться обжаловать решение НБ или топ-менеджерам банка второго уровня объяснить свою точку зрения», – предположил собеседник.

В Национальном банке потратили много времени и сил на то, чтобы оградить себя от обжалования в судах и других инстанциях. Причем применяться новые подходы будут практически ко всем участникам рынка.

«Мотивированное суждение – это, по сути, мнение сотрудников Нацбанка. Везде есть человеческий фактор, и сотрудники НБ, как и все люди, имеют свое мнение. Большой вопрос с точки зрения соблюдения конституционных прав на защиту своих интересов – как можно оспорить в суде чье-то суждение?! Суждение – это не факт, который можно расценивать как нарушение законодательства, это мнение, а оспаривать мнение невозможно, поскольку нет предмета обжалования», – пояснил в свою очередь председатель Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин.

Новый подход может серьезно изменить планы участников фондового рынка. Они ожидают, что в ближайшее время увеличится количество брокерских компаний. Сейчас требования по достаточности капитала этих структур составляют 200 тыс. МРП, по новому курсу это не такая уже большая сумма – 1,7 млн тенге. «У нас брокерских компаний на рынке осталось 19, а в 2007 году их было 90. Очевидно, что рынок серьезно сузился, поэтому дальше закручивать гайки бессмысленно. Я считаю, что сейчас очень хорошее время для роста рынка, увеличения количества компаний», – высказала свое мнение управляющий партнер Vitis Advisors Group Ольга Эм.

«Хулиганы» с нашего рынка давно ушли. Брокерские и управляющие компании не давали повода для применения к себе новых подходов, но позиция Нацбанка такова: «Мы теперь одинаково относимся ко всем и будем регулировать всех по одному стандарту». Нам, брокерам, тоже страшно! Любые изменения в регулировании всегда вызывают напряжение рынка. Превентивно Национальный банк нас предупреждает: «Ребята, мы теперь иначе смотрим на вас! Вы попадаете под те же требования, что и банки и страховые компании. Как только дадите повод усомниться, мы сразу к вам придем и под лупой будем проверять всю вашу работу», – рассказал председатель правления Centras Securities Талгат Камаров.

Таким образом, риск-ориентированный надзор унифицирует подходы к оценкам всех участников рынка.

«Система риск-ориентированного подхода, или risk based approach, позволяет регулятору самостоятельно на основании исходных, первоначальных данных через систему контроля выявлять потенциальные риски для банков до момента их возникновения, когда еще есть возможность подготовить и реализовать превентивные меры для их устранения», – заключил директор департамента рисков Банка ВТБ (Казахстан).

Сейчас риск-ориентированный подход распространен не только в развитых странах, среди которых члены Евросоюза, но и в развивающихся, таких как, например, Индия или Багамы. И везде финансовые организации сопротивляются, сомневаются и предъявляют регуляторам одни и те же претензии. Впрочем, в Казахстане есть свои особенности – считаные участники рынка соглашались говорить о новшествах НБ на микрофон. Без него финансисты утверждали, что в реализации нового подхода регулятора все будет зависеть от персон, которые станут применять риск-ориентированные технологии.

Читайте также