Перейти к основному содержанию

3709 просмотров

ЕНПФ ищет вкладчиков с нулевыми счетами

Согласно опросу, проведенному в ЕНПФ, 68% вкладчиков являются безработными, 15% – самозанятыми

ЕНПФ ищет вкладчиков с нулевыми счетами

ЕНПФ ищет вкладчиков с нулевыми счетами

Для достижения целей по внедрению многоуровневой пенсионной системы, считают представители ЕНПФ, необходимо, прежде всего, повысить уровень финансово-правовой грамотности казахстанцев в сфере пенсионного обеспечения. По данным фонда, в его базе числятся нулевые счета, куда вообще не поступают взносы. В связи с этим ЕНПФ пытается наладить контакт с такими вкладчиками. За два месяца работы сотрудникам фонда удалось связаться более чем с 70 тыс.человек.

Усилить внимание к самозанятым в Едином накопительном пенсионном фонде было решено с февраля 2018 года.

По данным фонда за 2016 год, из общего числа занятых в 6,3 млн человекчисло вкладчиков, которые сделали все 12 взносов, составило1,4 млн человек. Вкладчиков, которые осуществили единичный взнос 5,8 млн человек. Возникает вопрос, что происходит с остальной частью населения– самозанятыми, которые составляют на сегодняшний день проблему для экономики, поскольку невозможно наверняка определить, являются ли они действительно экономически активной частью населения или попросту безработными.

В этой связи фондом создан проект по проработке индивидуальных пенсионных счетов, взносы на которые не поступают.

«В базе данных вкладчиков идентифицированы счета, открытые в период с 2015 по 2017 год, но до настоящего дня остающиеся нулевыми, а также счета с накоплениями, на которые в течение 2017 года взносы не поступали», – сообщается в ЕНПФ.

Согласно этой инициативе за первое полугодие текущего года ориентировочно планируется проработать около 325 тыс. вкладчиков.

«Так, за период февраль – март 2018 года была налажена связьболее чем с 71 тыс. вкладчиков. По итогам телефонных контактов 25% из числа этих вкладчиков, а это 8953 человека, обратились в фонд за дополнительной консультацией. И на 9789 ИПС поступили взносы, что составляет 14% от количества установленных контактов», – отмечают в фонде.

Согласно опросу, проведенному в ЕНПФ, 68% вкладчиков являются безработными, 15% – самозанятыми. Найденные вкладчики уже получили консультации по действующим социальным программам продуктивной занятости и массового предпринимательства. Планируется, что дальнейшая работа в этом направлении будет продолжена с целью максимального охвата всего экономически активного населения накопительной пенсионной системой.

«Мы недавно запустили информационное сообщение. За несколько недель около 9 тыс. человек воспользовались новой услугой. Мы выделили специальных сотрудников, опытных, наиболее подготовленных, которые консультируют не только по вопросам работы пенсионной системы, но и лично каждого вкладчика, каким образом ему планировать свою пенсию», – сообщила председатель правления ЕНПФ Нурбуби Наурызбаева.

Доверие казахстанцев к пенсиям

Не исключено, что некоторое количество вкладчиков, потерявших связь с ЕНПФ попросту не видят необходимости в накоплениях. Так, в конце 2017 года фондом совместно с ТОО «Центр изучения общественного мнения» было проведено исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить уровень доверия казахстанцев к ЕНПФ и накопительной пенсионной системе в целом. Помимо этого необходимо было определить степень финансовой грамотности населения в области пенсионного обеспечения.

«По результатам опроса индекс доверия населения к накопительной пенсионной системе составил 5,9 балла из 10 возможных и к ЕНПФ – 5,7 балла из 10. Базовыми знаниями о пенсионном обеспечении в РК обладают 58,2%, продвинутыми – 24,7% населения. При этом большинство населения (61%) разделяют мнение, что основой их финансового благосостояния в пенсионном возрасте будут пенсионные накопления, около половины (50,4%) казахстанцев понимают, что за будущую пенсию они сами несут ответственность», – такими данными поделились в ЕНПФ.

По отдельным показателям, например, по социально-демографическим характеристикам, наиболее высокий уровень доверия наблюдается у граждан в возрастных категориях 18–29 и 60–65 лет. Согласно исследованию, больше доверяют пенсионной системе сельское население, государственные служащие, а также сотрудники в неправительственном секторе. В географическом разрезе уровень доверия выше среди населения Мангистауской, Акмолинской и Атырауской областей, ниже – среди жителей Карагандинской, Павлодарской областей и города Алматы. Различий в разрезе гендера не наблюдается, отмечают в ЕНПФ.

«Полученные результаты станут отправной точкой для выстраивания стратегии фонда в области коммуникаций для дальнейшего укрепления доверия к ЕНПФ и повышения осведомленности (грамотности) населения Казахстана в сфере пенсионного обеспечения», – заявляют в фонде.

К слову, помимо этого в 2018 году в фонде проводится работа по развитию культуры планирования пенсии.

«Для достижения этой цели необходимо повысить уровень финансово-правовой грамотности казахстанцев в сфере пенсионного обеспечения, укрепить доверие к накопительной пенсионной системе через формирование позитивного имиджа ЕНПФ, формировать культуру персональных пенсионных планов и развивать добровольные пенсионные планы», – говорит Нурбуби Наурызбаева.

Так, согласно программе фонда, рассчитанной на 2017-2021 годы, ЕНПФ должен стать консультантом для вкладчиков по персональному планированию пенсии.

В апреле 2018 года в ЕНПФ открыта услуга по персональному консультированию. За две недели в апреле филиалами фонда было проведено 8728 консультаций по вопросам планирования пенсии. Наибольшее количество консультаций приходится на алматинский городской и южно-казахстанский областной филиалы.

Деятельность АО «ЕНПФ»

Если говорить о результатах деятельности фонда, то общая сумма пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2018 года составила 7,78 трлн тенге, увеличившись с начала 2017 года на 1,1 трлн тенге. Таким образом,прирост составил 16%. По предварительным данным, отношение суммы пенсионных накоплений к сумме ВВП РК за 2017 годсоставляет 15,1% (в 2016 году, по уточненным данным, – 14,2%).

Общая сумма поступлений в 2017 году составила 757,7 млрд тенге (без учета возвратов взносов). Общее поступление пенсионных взносов увеличилось на 8% по сравнению с итогами 2016 года, когда данный показатель составил 700,7 млрд тенге (без учета возвратов).

В I квартале 2018 года пенсионные активы выросли на 193 млрд тенге и на 1 апреля 2018 года составили 7,97 трлн тенге. Основная доля – порядка 98 % всех пенсионных накоплений – сформирована за счет обязательных пенсионных взносов. За отчетный квартал открыто 92,2 тыс. ИПС. Средний взнос на индивидуальный пенсионный счет составил 15 700 тенге.

Сумма пенсионных выплат из ЕНПФ за январь – декабрь 2017 года составила 211,12 млрд тенге, в том числе переводы в страховые организации 26,06 млрд тенге. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года из ЕНПФ было выплачено 169,69 млрд тенге, из них в страховые организации 22,69 млрд тенге. В среднем на 1 человека выплаты в 2017 году составили около 576,5 тыс. тенге.

А вот за январь – март 2018 года сумма выплат из ЕНПФ составила 72,4 млрд тенге, в том числе переводы в страховые организации 3,9 млрд тенге. Для сравнения: за аналогичный период 2017 года сумма выплат из ЕНПФ составила 77,35 млрд тенге, в том числе переводы в страховые организации 6,04 млрд тенге.

За прошлый год отмечается увеличение числа индивидуальных пенсионных счетов с электронными способами информирования на 1,9 млн единиц, или на 66% от уровня 2016 года; доля ИПС со способом информирования через интернет либо по электронной почте увеличилась за 2017 год с 30 до 49%. Около 4,7 млн человек в качестве способа получения информации о состоянии пенсионного счета выбрали электронный способ информирования. Около 0,8 млн человек получают выписки на электронный адрес, и около 3,9 млн имеют возможность получать информацию посредством сайта или мобильного приложения ENPF для смартфонов и планшетов, функционирующих на разных операционных системах.

В I квартале 2018 года была продолжена работа по улучшению качества оказываемых населению услуг. На 1 апреля 2018 года на сайте ЕНПФ с момента запуска сервиса около 2298 человек открыли ИПС онлайн, около 987 получателей подали заявление на выплаты, около 11 754 человек внесли изменения в свои реквизиты и около 4155 вкладчиков сменили способ получения выписки с ИПС на интернет-информирование.

Кроме того, за три месяца 2018 года по вопросам пенсионного обеспечения ЕНПФ провел на предприятиях и в организациях более 4,8 тыс. презентаций, в которых приняли участие более 152 тыс. человек.

Фото: Александр ИГИЗБАЕВ

1227 просмотров

Как ERM автоматизирует работу с банковскими рисками

Мнение СЕО Prime Source Евгений Щербинин

Фото: Shutterstock

Начало года в любой отрасли сопровождается оценкой влияния рисков, которые ожидают бизнес, на запланированные показатели ближайших 12 месяцев.

Например, инвестиционный банк Morgan Stanley в своем отчете о глобальных рисках 2020 года отмечает, что за последние 12 месяцев 20 мировых ЦБ смягчили монетарную политику. «Средневзвешенная процентная ставка может достигнуть семилетнего минимума уже в марте 2020 года. Ослабление торговой напряженности и успешный ход переговоров между США и Китаем – эти два фактора в совокупности станут мощными драйверами роста», – говорится в отчете инвестбанкиров.

То есть риски – это не только предполагаемые провалы, но и возможности роста. И чем больше становится бизнес, тем чаще топ-менеджменту приходится сталкиваться с рисками – они усиливаются вместе с ростом компании. Особенно актуальны риски для банкиров, к которым со стороны регуляторов выдвигается все больше требований по условиям ведения бизнеса.

Глобальный фон банковского рынка Казахстана сегодня определяется рядом крупных событий, в которые втянуты все игроки финансовой отрасли страны.

Во-первых, в Казахстане идет внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО 9), которые регламентируют бухгалтерский учет финансовых инструментов и расчет провизий в соответствии с прогнозными рыночными показателями. Во-вторых, в Казахстане заканчивается оценка качества активов банков (AQR), включая адекватность оценки активов и залогового обеспечения и связанных с ними резервов, для повышения прозрачности банковских рисков. В-третьих, в Казахстане формируется спрос на новый подход к рассмотрению рисков компании –  интегрированную систему управления рисками ERM (Enterprise Risk Management). Причем последнее вытекает из двух предыдущих событий.

ERM – это комплексная интегрированная система управления рисками для достижения бизнес-целей: снижения непредвиденной волатильности прибыли и увеличения стоимости предприятия.

Современная структура банковской ERM состоит из семи компонентов, каждый из которых должен быть разработан и связан друг с другом, чтобы работать как единое целое.

Первый компонент. Корпоративное управление – это выстраивание определенных обязанностей совета директоров и высшего руководства с точки зрения организационных процессов и эффективного управления рисками компании.

Второй. Линейное управление – согласование бизнес-стратегий с корпоративной политикой риска при поиске новых возможностей для бизнеса и роста. Риски бизнес-операций должны быть полностью оценены и включены в ценообразование и показатели прибыльности при реализации бизнес-стратегии. В частности, ожидаемые убытки и стоимость капитала риска должны быть включены в цену продукта или требуемой доходности инвестиционного проекта.

Третий. Активное управление портфелем. Эта концепция применяется ко всем рискам внутри организации для их агрегации, учета их эффектов и мониторинга концентрации.

Четвертый. Передача риска – снижение нежелательных или концентрированных рисков, а также хеджирование рисков внутри портфеля. Чтобы снизить нежелательные риски, руководство должно на постоянной основе оценивать производные, страховые и гибридные продукты и выбирать из них наиболее эффективную альтернативу.

Пятый. Аналитика рисков – количественная оценка риска для дальнейшего анализа и отчетности. Например, если руководство хочет снизить риски, можно использовать аналитику риска для определения наиболее эффективного способа достижения той или иной цели.

Шестой. Технологические и информационные ресурсы улучшают качество данных для поддержки процессов анализа и отчетности.

Седьмой. Управление отношениями с заинтересованными сторонами повышает прозрачность рисков в отношениях компании с основными заинтересованными сторонами, что имеет важное значение для составления кредитных рейтингов, а также для внешнего анализа деятельности компании и принятия кредитных решений.

Все эти компоненты, собранные в одну систему, позволяют руководству банка адекватно оценить свои риски перед принятием того или иного бизнес-решения. Однако названные компоненты лишь структура, которая заполняется данными.

И на этом этапе могут возникнуть дополнительные проблемы типа неактуальности или неточности данных, децентрализации источников информации и подобного. Все эти вопросы снимаются благодаря технологиям.

Тем не менее в целом ERM решает проблему фрагментарного восприятия разных видов рисков на уровне отдельных структурных подразделений. При новом подходе риск-менеджеры и все заинтересованные подразделения компании могут оценивать риски в масштабах всего предприятия.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif