Айдос Жумагулов: «Банк Астаны развивает микробизнес»

Опубликовано (обновлено )
Управляющий директор банка Айдос Жумагулов рассказал о первых успехах уникального продукта - «микробизнес»

С начала этого года в АО «Банк Астаны» был запущен уникальный продукт «микробизнес», специально разработанный для индивидуальных предпринимателей, долгое время остававшихся за бортом интересов коммерческих банков. Управляющий директор банка Айдос Жумагулов рассказывает о первых успехах, а также раскрывает ДНК продукта.

— Айдос, расскажите пожалуйста, каким образом появилась идея продукта «микробизнес» – кредитование малого бизнеса?

— Кредитование малого бизнеса, а точнее микробизнеса было заложено в стратегию развития Банка Астаны. Мы не запускаем продукт до тех пор, пока не реализованы все бизнес-процессы: от получения заявки, до выдачи займа и обслуживания после получения кредита. Практически весь 2017 год ушёл на автоматизацию процессов, написание скоринговой модели, интеграцию наших систем с различными платформами, реализацию планшетных решений. Программа в пилотном режиме работала в нескольких регионах, тем временем мы наблюдали за качеством портфеля для получения полной картины. К началу этого года мы пришли уже подготовленные к промышленному запуску нашего сервиса для казахстанского рынка.

— Каким образом вы разрабатывали данный продукт? Почему именно индивидуальные предприниматели, а не МСБ или корпоративный сектор?

— При создании продукта во главу мы ставили клиентоориентированный подход, возможность получения быстрого и качественного сервиса, что в свое время позволило банку выпустить и доставить уже 700 тысяч карт по всему Казахстану. Следуя выбранной стратегии по цифровизации процессов, мы в первую очередь разработали систему проверки потенциальных клиентов, где имеется возможность принимать предварительное решение в течении двух минут. Далее мы провели интеграцию с нашими программными обеспечениями, чтобы клиент мог открыть текущий счёт в автоматическом режиме, без походов от кредитного эксперта к операционисту и обратно.

Также мы провели интеграцию с платформой по лидогенерации (генерация заявок потенциальных клиентов), и теперь можем управлять трафиком и целенаправленно направлять его по тем регионам, где есть потребность в объемах. Все процессы были адаптированы под планшетные решения. Кроме того, с кредитным комитетом онлайн мы построили трекинг – систему отслеживания в реальном времени, что позволило получить первые результаты. Так, за две недели января к нам поступило более 8 000 заявок на сумму 13 млрд тенге, и это был только тест нескольких ресурсов. Цифры отражают хороший потенциал и отличные возможности при правильном подходе и работе в цифровом формате. Преимущество цифрового подхода в том, что можно таргетированно направить онлайн-трафик нескольких тысяч клиентов в регионы по востребованности в продукте. То есть теперь не нужно идти на рынок и раздавать буклеты, не надо пускать «радиорубки», мы управляем трафиком в интернете в режиме реального времени. Многие процессы состоялись благодаря сильной IT-команде банка, которая позволяет выстроить и интегрировать данные решения. В век цифровизации это действительно важно.

— В чем отличие данного продукта от других похожих продуктов казахстанских БВУ?

— Индивидуальные предприниматели (ИП) – это клиенты, которые попали в серую зону. Банки разрабатывают продукты для физических лиц (экспресс-кредиты, ипотека, автокредитование, кредитные карты) и для юридических лиц (кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) и корпоративный сектор), но практически никто не работает с ИП, а если даже и работают, то рассматривают мелких предпринимателей как физических лиц, считая их доходы по заработной плате в рамках декларации, либо как юридическое лицо – ТОО, где формат и объём бизнеса не подходят под условия продукта.

Хотя на самом деле потенциал у рынка есть и составляет свыше 1 млн ИП, которые остаются без должного внимания банков, на откуп микрокредитным организациям. Во многих развитых странах индивидуальные предприниматели являются основой для экономического благосостояния многих семей и сообществ.

— Какие преимущества получают клиенты с приобретением данного продукта?

— В этом секторе мы видим большой потенциал, поэтому для наших предпринимателей создаём не только кредитные продукты, но и удобную возможность получения полного спектра услуг:

1) зарплатный проект;

2) дистанционное открытие счета;

3) выпуск и доставка карт;

4) доставка тендерных гарантий;

5) интернет-банкинг;

6) спецтарифы на рассчетно-кассовое обслуживание (РКО).

— Почему индивидуальным предпринимателям стоит попробовать данный продукт?

— При реализации скоринга мы сделали возможным предоставить предварительное решение клиенту онлайн, чтобы сэкономить его и наше время. По сути, индивидуальный предприниматель может путём ввода своих данных онлайн (ИИН и номера телефона), не посещая банк узнать: одобрят ему кредит или нет. И если одобрят, то на какую сумму. Согласитесь, это гораздо лучше, чем собирать полный пакет документов и получить отказ в лучшем случае через неделю ожидания.

Далее клиент после положительного ответа может дистанционно выслать нам документы, затем наши сотрудники выезжают по его адресу для подтверждения бизнеса. Завершает процесс кредитования – решение онлайн-комитета, что позволяет получить заем за 1-2 дня.

— Какое будущее Вы видите для данного продукта? Какие перспективы?

— Будущее мы видим в создании для предпринимателей маркет-плэйсов, где будут интегрированы такие необходимые им сервисы, как бухгалтерия 1С, интернет-банкинг для юридических лиц, онлайн- касса, сдача отчетов в налоговый комитет онлайн, получение ЭЦП (электронно-цифровая подпись), открытие счета и многое другое. Данные услуги помогут предпринимателям сфокусироваться на развитии собственного бизнеса и продажах, и при этом они смогут реализовать все в онлайн (облачных) сервисах.

Читайте также