Айдархан Кусаинов: «Криптовалюты — это хайп»

Опубликовано (обновлено )
В Алматы в очередной раз обсудили популярную тему

Проблема с инвестированием в криптовалюты в Казахстане – следствие бедности населения. В Алматы в очередной раз обсудили популярную тему. Главным лейтмотивом беседы стало регулирование криптовалюты в Казахстане. По мнению экспертов, говорить об управлении криптовалютами слишком рано, ведь они не являются инвестицией, валютой или средством платежа.

В рамках встречи «Криптовалюты: быть или не быть?» представитель Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Константин Пак отметил, что первоначальная идея криптовалюты разошлась с ее фактической реализацией. "Идея была получить быстрые дешевые анонимные средства расчетов, реально мы получили дорогие медленные, неанонимные несредства расчетов. Соответственно, весь этот рынок находится, на наш взгляд, в тупике», — говорит он.

Учитывая, что криптовалюты не работают как расчетный инструмент, говорить о каком-то положительном эффекте не приходится.

Это мнение поддерживает советник предправления Нацбанка РК Айдархан Кусаинов отмечая, что криптовалюты и по сей день вызывают кривотолки. «Сегодня позиция такая, что это достаточно непонятное явление, которое еще трудно сформулировано и трудно определено, и существуют очень неоднозначные мнения в этом отношении», — поясняет он.

Во-первых, криптовалюты не являются средством платежа. В сообщении Нацбанка РК по вопросу криптовалют говорится: «единственным законным платежным средством на территории Казахстана является тенге. В этой связи криптовалюты не могут использоваться как средство платежа на территории страны».

Во- вторых, слишком несвоевременно говорить о регулировании криптовалют, не имея четкого представления о том, как это в конечном результате будет функционировать.

«Криптовалюта сегодня не валюта, она не может использоваться как транзакция — это хайп. Кто-то может в этом поучаствовать без вопросов. Но это не настолько системно, чтобы для этого делать какую-то регуляцию. У нас на бирже сделок по количеству больше, чем в тех же биткоинах транзакции обрабатываются», — говорит г-н Кусаинов.

По мнению основателя «Кредит24» Алексея Сидорова, регулирование криптовалют является преждевременным еще и потому, что они появились не в Казахстане и значительного влияния на глобальную финансовую систему и на тот тренд с криптовалютами, который происходит по всему миру, эти решения иметь не будут. «На самом деле еще ни один регулятор в мире не придумал способ регулирования криптовалют. Потому что в их природе заложена децентрализация и возможности транзакция P2P без каких-либо посредников и центрального регулирующего органа», — поясняет он.

В- третьих, казахстанская экономика социально-ориентированная. С этой целью Нацбанком были запрещены операции с криптовалютами. По словам г-на Кусаинова, такая ограничительная практика применяется во всем мире, чтобы обезопасить непрофессиональных участников, которые могут быть вовлечены в этот процесс. Поскольку криптовалюты — это очень сложный и рискованный инструмент.

Глава Казахстанской ассоциации блокчейна и криптовалют Есет Бутин считает, что стоит беспокоиться не о той части населения, которая может позволить себе покупку криптовалюты и найти способ вывода денег. Вопрос связан с той бедной прослойкой населения, которая собрав минимальную сумму денег, хочет поучаствовать в этом процессе. «Делать это самостоятельно им нельзя, потому что они не профучастники», — поясняет он.

Финансист Азамат Джолдасбеков полагает, что проблема с инвестированием в криптовалюты следствие того, что в Казахстане слишком много бедных людей. «Инвестируют либо очень богатые люди , которым не жалко проинвестировать во что-то рисковое, а чтобы заработать инвестируют очень бедные люди», — отмечает он. Спикер считает, что если в Казахстане «выправится» средний класс, то вопрос о криптовалютах возникать не будет.

Глава Asia blockchain Теймур Тмуслим отмечает, что в ситуации, когда большая часть населения остается финансово безграмотной, такие превентивные меры на первом этапе фактически единственный выход. Ведь большинство людей даже не понимают, что криптовалюта не является инвестицией. «Нужно не то что запретить, а ограничить доступ к криптовалютам», — считает спикер.

Следующим шагом должна стать просветительская работа, которой, по его мнению, практически никто не занимается: ни государство, ни коммерческие организации.

«Людям без разницы во что они будут вкладывать. Они видят только маркетинг, верхушку айсберга и не хотят разбираться», — говорит он.

Г-н Пак также подчеркнул, что необходима пропаганда финансовой грамотности, не только по части криптовалют, но и по большинству банковских операций. Говоря о криптовалюте, он еще раз отметил, что криптовалюта не имеет прямого отношения к валютам и платежным средствам, это что-то другое. Равно как и криптобиржа, которая может представлять собой программное обеспечение, за которым стоит один человек. Не существует и никаких механизмов формирования курсов криптовалют.

Алексей Сидоров считает, что любая технология может использоваться как во вред, так и во благо, но невзирая на это, будущее виртуальных валют вполне может быть радужным.

«Я считаю, что глобально в долгосрочной перспективе от них (прим. криптовалют) пользы гораздо больше, чем вреда. Сейчас мы видим, как защитить население от неправильных инвестиций. Мне кажется, это все бессмысленно. Навряд ли найдется способ какой-то эффективной защиты, кроме образования», — поделился мнением спикер.

Однако представитель АФК заметил, что регулирование может иметь разный смысл. Кроме цели сделать криптовалюты платежным средством, есть еще налогообложение и расследование уголовных преступлений, которые уже были в Казахстане. «При мне генеральная прокуратура МВД поднимала этот вопрос. У нас нет сейчас правовых рычагов сказать, что человек что-то украл, потому-что то, что он украл: ни товар, ни деньги, ничего», — пояснил г-н Пак.

Резюмируя, Айдархан Кусаинов отметил, что, в целом, профессиональное сообщество и регулятор имеют сходную точку зрения на проблему, что является хорошим фундаментом для нормального взаимодействия.

Читайте также