Visa: Безналичные платежи могли бы принести Астане $774 млн чистой выгоды

Опубликовано
Старший директор Visa School of Public Policy Маджид Худжаир поделился мнением о том, как развивать карточные платежи, а также результатами исследования о преимуществах «безналичных городов»

Для роста безналичных платежей Казахстан может ориентироваться на опыт Грузии, Сингапура и Норвегии. Старший директор Visa School of Public Policy Маджид Худжаир поделился мнением о том, как развивать карточные платежи, а также результатами исследования о преимуществах «безналичных городов», которое показало, что безналичные платежи потенциально смогли бы принести Астане $774 млн выгоды.

В рамках семинара для СМИ «Электронные платежи» старший директор Visa School of Public Policy Маджид Худжаир отметил, что опыт других стран показывает, что развитию электронных и безналичных платежей во многом способствует поддержка со стороны государства. По мнению специалиста, правительство должно быть открыто новым реалиям и использовать опыт других стран для повышения доли цифровых платежей.

Так, среди стран, на которые стоило бы ориентироваться Казахстану для увеличения объема безналичных платежей и использования платежных карточных средств спикер назвал Грузию, которая достаточно успешно использует безналичные платежи, в том числе и благодаря развитию туризма. В Австралии этот процесс также происходит быстро, во многом благодаря правительственной поддержке. Интересным может оказаться опыт Норвегии, Швеции, где уровень цифровых платежей составляет порядка 70-80%, и в дальнейшем в этих странах возможна и более радикальная мера- отказ от выпуска новых наличных денег. В Сингапуре планируется создание умного города, где технологии будут применяться не только для электронных платежей, но также во всех сферах городской инфраструктуры, в том числе в здравоохранении, транспорте и т.д.

В целом, для развития электронных платежей недостаточно лишь «раздать карты». По мнению спикера, это лишь 50% работы. «Само по себе это проблемы не решает, но это уже хорошее начало, то есть у людей уже есть карты, и в случае необходимости, они уже смогут ими воспользоваться», — пояснил он.

Следующим этапом должно стать повсеместное принятие этих карт, как со стороны пользователей так и со стороны коммерсантов, чтобы люди могли приобретать товары и услуги с помощью карты не только для каких-то крупных транзакций, но и для ежедневных мелких покупок. «Здесь уже банки должны построить какой-то план развития, эквайеры вместе с коммерсантами должны работать, чтобы повышать повсеместно уровень принятия этих карт, то есть, когда и потребители будут с картой в кармане и когда будут везде эти карты приниматься», — добавил г-н Худжаир.

Он подчеркнул, что важным является и образовательный момент, как для самих коммерсантов, которые используют pos-терминалы, так и для людей, которые используют безналичные технологии. Кроме этого, «в сердце» всех этих процессов стоит безопасность, которую должны соблюдать все участники.

Также в рамках семинара, компания поделилась данными исследования агентства RoubiniThoughtLab «Безналичные города: преимущества цифровых платежей», которое проводилось в 100 городах (включая Астану) и должно было показать потенциальную выгоду при существенном увеличении объема использования цифровых платежей. Так, переход на «достижимый уровень безналичных платежей» — который, согласно исследованию, подразумевает переход всего населения города на цифровые платежи с объемом электронных платежей, осуществляемым сегодня 10% самых активных пользователей в таком городе, принес бы Астане $774 млн общей чистой выгоды распределенной между потребителями, компаниями и госорганами.

Всего снижение зависимости от наличных денег могло бы принести всем рассматриваемым городам до $470 млрд чистой выгоды. При этом потребители могли бы получить прямую чистую выгоду в размере $28 млрд включая экономию времени до 3,2 млрд часов на проведение банковских, розничных и транзитных операций, компании могли бы получить свыше $312 млрд прямой чистой выгоды включая рост объемов продаж за счет расширения базы онлайн-клиентов. При этом органы государственного управления смогли бы получить свыше $130 млрд прямой выгоды, в том числе и увеличить объем налоговых поступлений, ускорить экономический рост и снизить затраты за счет эффективности руководства, а также сократить количество преступлений, связанных с наличными деньгами.

Фото: Shutterstock.com

Читайте также