Свыше 15 млрд тенге могут лишиться вкладчики ЕНПФ из-за решений судов

Опубликовано
Топ-менеджеры ЕНПФ сообщили, что на сегодняшний день проблемные эмитенты должны ЕНПФ 44,86 млрд тенге

В настоящее время проблемные эмитенты должны ЕНПФ 44,86 млрд тенге. Об этом сообщили топ-менеджеры фонда представителям Общественного совета организации. В списке должников будущих пенсионеров числятся 21 организация.

Возвращение денег всегда сложный процесс. Только в этом году юристы ЕНПФ направили обращения в правоохранительные органы в отношении 20 эмитентов (АО VITA, АО «Трансстроймост», АО GLOTUR, АО «Карагандинский завод асбестоцементных изделий», АО «Казювелирпром», АО РТ Холдинг, АО «РОСА»; АО Mineral Resources of Central Asia, АО «ТЕМА Ко.», АО «РЭМИКС-Р», АО «Техно-Life», АО «Альтернативные финансы», ТОО «Охранная корпорация «Сары-Арка Сарбазы», АО «Астана-Недвижимость», АО «Казнефтехим», АО «ГОК «Торт Кудык», ТОО «ExELT/ ЭкСЕЛТ», АО HOMEBROKER, АО «Орнек XXI»; ТОО «Комбинат строительных материалов и конструкций -2»).

«Возбуждено уголовное производство в отношении 5 компаний — АО «Астана-Недвижимость», АО «Имсталькон», АО «РОСА», ТОО «Комбинат строительных материалов и конструкций-2». В настоящее время проводятся следственные мероприятия. К сожалению, остальные заявления были отклонены, — сообщил управляющий директор ЕНПФ Маулен Утегулов. – Но нами осуществляется дальнейшее взаимодействие с правоохранительными органами. Помимо этого, обращение фонда по факту неправомерных действий руководства АО «Астана-Недвижимость» приобщено к материалам уголовного дела, возбужденного в отношении АО «Астана-финанс».

Однако настоящую тревогу вкладчиков могут вызвать два процесса по делу АО «Казахстан Кагазы» и АО «Имсталькон». Когда-то крупнейший производитель бумаги и гофроупаковки Центральной Азии – компания «Казахстан Кагазы» теперь должна фонду свыше 12,5 млрд тенге. Стоит отметить, что эта структура продавала свои ценные бумаги не только на Казахстанской фондовой бирже, но и на Лондонской торговой площадке.

В ближайшее время в Высоком Суде Лондона должно быть вынесено решение в отношении некоторых бывших директоров АО «Казахстан Кагазы». «А пока они получили международную заморозку активов на сумму до 72 млн фунтов стерлингов. Кроме того, в Лондоне арестован особняк бывших владельцев АО «Казахстан Кагазы». Данная мера остается в силе до окончания судебного процесса и вынесения судом окончательного решения. Но ответчики отрицают все обвинения и оспаривают иски», — подчеркнул Маулен Утегулов.

Здесь интересный момент. Действие самого сурового экономического суда может быть заблокировано, а активы благополучно разморожены. Дело в том, что по заявлению АО Forte Bank в отношении АО «Казахстан Кагазы» отменена процедура реабилитации и возбуждена процедура банкротства. Данное определение пока не вступило в законную силу.

«Фондом осуществляется обжалование данного судебного решения в целях сохранения процедуры реабилитации. Стоит отметить, что все обязательства по плану реабилитации компании АО «Казахстан Кагазы» выполняет своевременно. На самом деле это предприятие можно спасти и у них полностью расписан план не только реабилитации, но и возврата нам долгов. А после определения Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области Лондонский суд стоит под вопросом», — пояснила глава ЕНПФ Нурбуби Наурызбаева.

Задолженность АО «Имсталькон» куда меньше — 3,7 млрд тенге. До недавнего времени компания, специализирующаяся на изготовлении и монтаже металлоконструкций, тоже успешно проходила процедуру реабилитации. «Но по заявлению миноритарного акционера эмитента была прекращена процедура реабилитации и начато банкротство. Подчеркну, что акционеру принадлежит лишь 1% портфеля. И жалоба была в том, что компания с опережением выполняет процедуры реабилитации. К сожалению, ходатайство ЕНПФ Верховным судом было отклонено, то есть Верховный Суд Казахстана занял позицию только одного человека», — заключила председатель правления АО «ЕНПФ».

Также представители фонда рассказали, что даже при положительном решении судов и частные, и государственные судебные исполнители не всегда должным образом выполняют свои обязанности «завершают процедуры взыскания, так как не находят имущества банкрота».

Читайте также