Почему в Казахстане популярны «займы до зарплаты»

Опубликовано (обновлено )
45,2% пользователей выбирают онлайн-займы

Острая потребность в «займе до зарплаты» в регионах обуславливается несколькими факторами. Эксперты, анализируя рынок, отмечают его преимущества: скорость и надежность, гибкость и возможность исправить кредитную историю, а также комфортная система погашения.

За 9 месяцев текущего года в Казахстане было выдано более 540 тыс. онлайн-займов на общую сумму 22 млрд тенге. Исследование, проведенное компанией Moneyman.kz в регионах Казахстана, подтверждает, что жители регионов с каждым годом все активнее пользуются услугами сервисов альтернативного кредитования.

За 10 месяцев 2017 года совокупный количественный рост составил 71,1% по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году. За это время сервисом онлайн-кредитования в Казахстане только компанией MoneyMan было выдано 95 тыс. займов на сумму 4,6 млрд тенге, в 2017 году – более 168 тыс. займов на сумму 9,3 млрд тенге. Также следует учесть, что за 2017 год средняя сумма выданных потребителям займов увеличилась почти на 30% по сравнению с 2016 годом.

Согласно исследованиям, в 2017 году в регионах увеличилось количество женщин, которые оформили онлайн-заем, по сравнению с 2016 годом. Наблюдается количественный перевес с 48,7% в 2016 году до 54% в 2017-м. Соответственно, мужская активность снизилась с 51,3% в 2016 году до 46% в 2017-м. Наиболее активный прирост оформления онлайн-займов женщинами наблюдается в Алматы и Алматинской области, Астане и Акмолинской области, а также в Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Самая востребованная сумма займов — от 40 000 до 60 000 тенге на срок 21 день.

«У каждого свои причины обратиться за деньгами в онлайн-компании. Например, 45,2% пользователей выбирают онлайн-займы потому, что получение денежных средств в этом случае быстрее и удобнее, чем у офлайн-компаний. Когда деньги нужны срочно, здесь и сейчас, то сервисы онлайн-кредитования являются единственным инструментом для решения таких проблем. Не менее важна и географическая удаленность традиционных финансовых компаний. 7,3% опрошенных взяли онлайн-заем только потому, что им не пришлось тратить время на поход в офис, чтобы подать заявку и получить денежные средства. Около 5,6% клиентов обратившиеся в онлайн-компании потому что, предлагают множество вариантов для оплаты действующих займов», – поясняет генеральный директор Moneyman.kz Андрей Игнатенко.

Прогнозы по рынку

По словам эксперта, прогнозы по рынку определяются тремя моментами: кто является клиентом, каковы общие тренды развития в стране (социально-экономические, демографические и технологические) и, наконец, регулированием.

Клиенты рынка онлайн-кредитования – это в основном молодые люди с доходами ниже среднего уровня, которые относятся к внебанковской аудитории. Лидеры – это, конечно, Алматы и Астана, но в регионах также существует спрос, и это показывают цифры указанного исследования. Кроме того, мы приблизительно можем подсчитать, что клиентами данного рынка за 9 месяцев этого года стали свыше 100 тыс. человек. Только самозанятых в стране несколько миллионов, а еще есть неформально занятые. Это также клиенты онлайн-компаний.

По словам экспертов рынка, проникновение интернета, в том числе мобильного, практически снимает вопрос географической удаленности. Казахстан – лидер на постсоветском пространстве по количеству пользователей смартфонов, это 65% населения. Среди смартфонов доля молодежи (до 25 лет) составляет 91%, людей старше 35 лет – 85%. А возраст усредненного потребителя – от 21 года до 35 лет.

Регулирование и статистика

Сегодня компании альтернативного онлайн-кредитования легально работают в рамках Гражданского кодекса, но, как отмечает исполнительный директор Казахстанской ассоциации финтех Ерлан Смайлов, ассоциация сама инициирует введение регулирования для достижения дополнительной легитимизации и институционализации рынка, что в конечном итоге даст его устойчивость. «Сегодня аналитический и взвешенный подход Нацбанка внушает в этом плане определенный оптимизм, поскольку Нацбанк ведет с нами диалог и дает возможность рынку развиваться без резких негативных действий. Есть понимание и профессионализм. Таковы общие тренды, которые позволяют надеяться на дальнейшее развитие и рост рынка в целом и в регионах в частности», – отмечает Ерлан Смайлов.

В свою очередь Первое кредитное бюро (ПКБ) тоже ведет статистику по рынку онлайн-кредитования. Несмотря на то что интернет-кредитование не имеет географических границ, аналитики ПКБ приводят региональный разрез портфеля. 61,4% займов совокупного портфеля онлайн-кредитов приходится на Алматы, Астану, Алматинскую, Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую и Павлодарскую области.

Впрочем, как отмечают аналитики ПКБ, в последнее время доля новых заемщиков, тех людей, которые впервые обращающихся за кредитом, все-таки снижается. Если в октябре 2015 года доля новых заемщиков в общем пуле выдач составляла 31%, то в октябре 2017 года этот показатель составил около 25%. По мнению экспертов ПКБ, это связано с рядом факторов. Во-первых, порядка 90% экономически активного населения Казахстана уже имеют кредитные истории и являются клиентами финансовых организаций. Во-вторых, банки охотнее кредитуют вторичных заемщиков, с которыми у них был определенный финансовый опыт. В-третьих, при отсутствии кредитной истории выдавать кредит банки не рискуют, так как в большей степени на кредитное решение фининститутов влияет информация из кредитной истории.

Тем не менее в августе 2017 года портфель розничных кредитов перевалил за 5 трлн тенге, увеличившись на 2,8% относительно предыдущего месяца. Растущую активность на рынке показывает и индекс кредитной активности, который составил уже 31 пункт (+3 пункта за месяц). За счет активности в выдаче кредитов на розничном рынке отмечается улучшение качества кредитов. Так, доля NPL (без учета списанных за баланс кредитов) снизилась с 17,2% в июле до 16,8% в августе.

В бизнес-кредитовании также отмечено увеличение ссудной задолженности, однако здесь это больше связано с ослаблением курса тенге в августе (за счет влияния доли валютных кредитов). Бизнес-портфель достиг 16,1 трлн тенге, при этом качество кредитов продолжило ухудшаться. Так, по итогам августа 2017 года доля NPL (без учета списанных за баланс кредитов) в совокупной сумме ссудной задолженности бизнес-кредитов составила 20,8%, увеличившись за месяц на 0,5%.

Читайте также