Бакыт Когулов: «Мы на 100% готовы к выплате вкладчикам Delta Bank»

Опубликовано
Бакыт Когулов рассказал «Къ» о сумме и процедуре выплат, нюансах работы по ранее ликвидированным банкам, а также результатах работы уникального в СНГ ресурса – депозитного портала, и новом проекте, который в ближайшем будущем будет реализован фондом

Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) готов к выплате возмещения вкладчикам Delta Bank. Председатель фонда Бакыт Когулов рассказал о сумме и процедуре выплат, нюансах работы по ранее ликвидированным банкам, а также результатах работы уникального в СНГ ресурса – депозитного портала, и новом проекте, который в ближайшем будущем будет реализован фондом.

Бакыт Бектурганович, недавно глава Нацбанка заявил о том, что 6 декабря 2017 года Национальный Банк обратился в экономический суд Алматы с заявлением о принудительном прекращении деятельности АО «Delta Bank». Что это означает для вкладчиков?

— С момента подачи иска у суда есть определенные процедурные сроки, и с того момента, как решение вступит в законную силу, в течение 14 рабочих дней КФГД приступает к практической выплате суммы гарантийного возмещения. Поэтому подача заявления означает, что процесс уже начался, и мы думаем, что суд примет решение очень быстро.

Расскажите о том, насколько КФГД готов к работе с вкладчиками, когда планируется приступить к выплате возмещений?

— Все подготовительные работы уже проведены в рамках временной администрации, которая была назначена после лишения банка лицензии. Уточнены данные и суммы вкладчиков. Общая сумма задолженности составляет порядка 130 млн тенге, из них гарантированию подлежит более 120 млн тенге, количество вкладчиков – 2 230 человек. Отметим, что суммы небольшие, основную долю задолженности составляют текущие карточные счета, а львиная доля вкладчиков приходится на город Алматы.

У суда есть примерно два месяца на принятие решения. Если сроки будут максимально соблюдены, то приблизительно в конце февраля – начале марта мы уже должны приступить к выплатам. Мы постараемся в максимально сжатые сроки завершить процесс. Однако не исключаем вероятность задержки, потому что по опыту в других банках люди неохотно забирают деньги, если остатки на счетах незначительные.

Обладает ли фонд достаточными ресурсами для того, чтобы полностью выплатить необходимую сумму?

— За последние годы фонд накопил достаточно средств. На сегодняшний день объем средств КФГД, предназначенных для выплаты гарантийного возмещения, составляет 550,5 миллиардов тенге. Этой суммы достаточно для того, чтобы урегулировать несостоятельность любого банка. К примеру, если одновременно будут банкротиться 20–25 мелких банков, наших денег хватит с лихвой. Раньше мы воздерживались говорить про крупные банки, теперь по отдельности рассматриваем любой банк. К слову, основной акцент мы делаем не на выплату гарантийного возмещения, а на проведение передачи активов и обязательств проблемного банка в другой банк. Для этого необходимо на раннем этапе определить банк в категорию проблемных, чтобы в дальнейшем и Национальный банк и КФГД могли урегулировать эту ситуацию. В этом направлении в настоящее время также проводится совместная работа с регулятором.

Как технически будет проводиться работа по выдаче, через какой банк будут осуществляться выплаты, в том числе как будет проводиться поиск депозиторов?

— Как только будет принято решение суда, мы на конкурсной основе выберем банк-агент. Это будет финансово устойчивый институт, имеющий разветвленную сеть филиалов, поскольку Delta Bank имеет несколько отделений в Алматы, Астане и Актау.

Как только банк будет выбран, мы приступим к информированию населения о начале выплат. Процедура выплаты в связи с последними изменениями максимально упрощена, вкладчику достаточно будет иметь удостоверение личности, а также заполнить форму заявления.

Продолжая тему ликвидации банков, хотелось бы упомянуть, что уже прошел год с тех пор, как АО «Казинвестбанк» был лишен лицензии на проведение банковских операций. Как на сегодняшний день обстоят дела с выплатой компенсации в этом банке? Как были разрешены вопросы с вкладчиками, чьи депозиты превышали сумму гарантирования?

— Отметим, что впервые процедура принудительной передачи активов и обязательств была применена именно в отношении Казинвестбанка. Активы, вклады физических лиц и часть обязательств юридических лиц были переданы в Альфа-банк. Поскольку наш мандат распространяется на физические лица, то когда мы поняли что все физические лица охватываются этой операцией, мы достигли своей цели: наши средства сохранены, все физические лица безболезненно перешли в Альфа-банк. Таким образом наша миссия как фонда была выполнена. Что касается юридических лиц, то с ними работал принимающий банк, он выставлял определенные условия, и туда перешли только те юрлица, которые были согласны с ними.

Также в этом году минуло десять лет с тех пор как был обанкрочен «Валют-Транзит Банк». Поделитесь, продолжается ли выплата по депозитам по этому банку или процесс уже завершен? Какова общая сумма компенсации, которую получили вкладчики?

— 97%, основную массу, мы выплатили, осталось небольшое количество вкладчиков. Процесс тянется из-за того, что многие депозиты принадлежали умершим вкладчикам, поэтому родственники приступили к оформлению права на наследство, а этот процесс достаточно сложный и долгий. Также это связано с тем, что часть вкладчиков переехали в приграничные с Россией регионы, поэтому мы в этом году проводили большую работу в этом направлении. То есть процесс идет, но медленно. Общая сумма обязательств по банку 18,4 млрд тенге, включая дополнительные выплаты, через фонд и банк-агент прошло уже 17,9 млрд тенге выплат.

Недавно фондом был реализован и запущен проект – Депозитный портал. Какова его основная функция, выполняет ли он ее на сегодняшний день?

— Мы видим большой интерес со стороны населения, за месяц работы портал посетило около 25 тысяч пользователей. Обращаются не только казахстанцы, но и пользователи из других стран, это видимо связано с вышеназванными выплатами. Разработку этого ресурса мы разбили на несколько этапов, на первом мы хотим познакомить население с ресурсом, показать разнообразие депозитных продуктов, ставки, условия. Финансовая грамотность очень страдает, как правило люди смотрят именно на сам депозит, при этом не учитывают финансовое состояние банка. С этой целью, в стартовом порядке запущен раздел с основными сведениями по банкам и аналитика. В дальнейшем раздел аналитика скорее всего будет дополняться экспертными мнениями. Также будет появляться информация о существующих рисках, мерах воздействия, примененных в отношении того или иного банка, поскольку людей интересует состояние именно того банка, в котором они имеют депозит. Также реализован депозитный калькулятор, и на втором этапе будет введен индекс депозитной активности, который будет отражать детальную информацию по депозитам и больше будет ориентирован на экспертов и продвинутых пользователей. В целом, этот ресурс будет полезен как профессиональным участникам, банкам так и людям, которые не решаются обратиться в банк. Забегая вперед, отметим, что депозитный портал это начало большого проекта цифровизации, мы думаем, что в долгосрочной перспективе, это будет очень полезный ресурс. Конечно существуют похожие коммерческие проекты, но наша основная цель – предоставить достоверные, надежные и точные данные. На пространстве СНГ подобных проектов, которые запускает именно уполномоченный орган, не существует.

Как ресурс будет развиваться в дальнейшем?

— Мы уже завершаем еще один проект, который, скорее всего, будет реализован на базе депозитного портала. С чем он будет связан? По ранее ликвидированным банкам невозможно до конца завершить выплаты, так как определенное количество людей не приходят, другие не знают, что им причитаются выплаты. Так вот, например, если человек работал с несколькими банками, есть вероятность что в каком-то из них остались определенные суммы. С этой целью мы работаем над проектом по спящим счетам – такие счета нам препятствуют окончательно завершить эти выплаты. Они являются бременем и для банков, ведь их нужно вести и обслуживать. Поэтому на своем ресурсе мы хотим создать функцию, которая позволит клиенту через ИИН или ЭЦП уточнить, имеется ли какая-то сумма за ним или нет. Далее, клиент сможет авторизоваться и заполнить форму заявления, в результате консолидированная сумма, которая будет найдена в банках, будет зарегистрирована на активном счете клиента.

Читайте также