Перейти к основному содержанию
11622 просмотра

Почему Нацбанк отказался от стресс-тестирования отечественных банков?

По словам заместителя председателя Нацбанка Олега Смолякова, классическая схема стресс-теста, которая реализована в Европе и Америке, у нас не работает

Почему Нацбанк отказался от стресс-тестирования отечественных банков?

Почему Нацбанк отказался от стресс-тестирования отечественных банков?

Национальный банк отказался от проведения «классического» стресс-тестирования отечественных банков – во избежание одномоментного шока. Впрочем, оценка качества портфелей банков второго уровня все-таки будет проведена, но для этого регулятор решил прибегнуть к привычным административным мерам.

Напомним, о необходимости стресс-тестирования банков второго уровня заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Еще 30 ноября 2015 года, выступая с очередным посланием народу Казахстана, он поручил Национальному банку провести стресс-тест до конца 2016 и дать оценку реальному объему неработающих кредитов. Посыл президента был предельно ясен: «Банки, не сумевшие решить проблему капитализации, должны уходить из финансовой системы».

Однако в декабре 2016 года Нацбанк сообщил о переносе сроков стресс-тестирования на 2017 год. Главным аргументом тогда стала необходимость всесторонней оценки состояния активов банков с привлечением международных консультантов для разработки методологии и проведения проверки качества активов для повышения достоверности стресс-тестирования.

Сегодня регулятор вновь меняет тактику. Как пояснил «Къ» заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков, от классического формата стресс-тестирования решено отказаться.

«Классическая схема, которая реализована в Европе и Америке, у нас не работает. Потому что при классической схеме мы должны иметь мандат, чтобы заставить банк провести количественную оценку качества активов, мы должны привести независимого оценщика, который по универсальной методологии оценит банк. Потом эти цифры мы должны, имея наш собственный мандат, прописанный в законодательстве, сказать банку, что вы должны иметь такой капитал, который показывает разницу между результатами стресс-теста и фактическим капиталом. И банк должен выйти на рынок и найти инвестора для того, чтобы увеличить капитал», – рассуждает Смоляков.

В Казахстане же, по словам г-на Смолякова, для проведения стресс-тестирования по такой схеме попросту нет условий, и в первую очередь законодательных. «Независимый оценщик – мы придем к банку, банк откажется. Мандата у нас заставить банк иметь капитал выше, чем минимальный пруденциальный норматив – у нас тоже нет», – объяснил зампред Нацбанка.

Тем не менее, полностью от оценки качества активов регулятор отказываться все же не намерен. Поэтому традиционное стресс-тестирование решено заменить административной мерой – внедрением регуляторного вычета.

«В течение пяти лет мы будем требовать от банков довести капитал до этого регуляторного стандарта. И, соответственно, у нас есть и полномочия, и мандат их заставить, потому что это уже будет работать как пруденциальный норматив – по унифицированной методике в соответствии с общепринятой практикой. То есть мы немножко пошли по регуляторно-административному пути», – признается Смоляков.

Несмотря на не самый популярный в рыночных условиях подход в виде административных мер, в Нацбанке убеждены в правильности выбранной тактики. Тем более, что итоговым результатом должна стать та самая, давно ожидаемая, оценка качества портфеля банков. При этом для банков этот процесс должен пройти менее болезненно, поскольку они фактически получают временной лаг для поиска недостающих объемов капитала.

«Это тоже объективная картина рынка. На рынке нет возможности одномоментно сформировать капитал. Поэтому мы создаем график, в течение которого они должны пополнить свой запас по капиталу. То есть, мы достигаем тех же задач, которые мы ставили изначально, но уже с учетом тех реалий, в которых мы живем», – объяснил Смоляков.

Такой подход, по мнению Нацбанка, станет более щадящим для самих банков, и позволит финансовой системе страны обойтись без резких шоков. «Мы считаем, что система способна выполнить эти требования в течение того периода, который был обозначен. Мы достигнем этих задач, но без шоков для системы», – убежден зампред Нацбанка.

banner_wsj.gif

Кәсіпке керек қаражатты қайдан алуға болады?

Жаңа бастаған кәсіпкерлер үшін тиімді несие бағдарламаларын таныс болыңыз

Фото: shutterstock.com

Елімізде жас кәсіпкерлер үшін бірнеше ыңғайлы бағдарламалар қарастырылған. Оның ішінде екінші деңгейлі банктер арқылы берілетін жеңілдетілген несие жобалары да бар. Қазір соның біразымен таныстырамыз. 
    

1. «Еңбек» нәтижелі жұмыспен қамту және жаппай кәсіпкерлікті дамыту бағдарламасы. 
Несие – 21 200 000 теңге. (8000 АЕК). 
Несие мөлшерлемесі – 6 пайыз. 5 жылға дейін. 
Бағдарламаға: 
•    Жұмыссыздар; 
•    Өз-өзін жұмыспен қамтушылар; 
•    Енді кәсіп бастаушылар; 
•    Кәсіпкер; 
•    Ауыл шаруашылық кооперативтері және олардың зейнет жасына жетпеген мүшелері. 

2. «Даму-Микро» бағдарламасы. 
Несие – 8000 АЕК. 
Несие мөлшерлемесі – 30 пайыз. 7 жылға дейін. 
Бағдарламаға кіші, шағын және орта бизнес субъектілері, кәсіпкерлікпен айналысатын жеке тұлғалар қатыса алады. 

ӨҢІРЛІК БАҒДАРЛАМАЛАР:

1. «Ақтөбе Жасстарт» бағдарламасы. 
Несие – 20 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 8,5 пайыз. 7 жылға дейін. 
Бағдарламаға Ақтөбе облысы аумағында бизнес-жобасын жүзеге асыратын 29 жасқа дейінгі жас кәсіпкерлер қатыса алады. 

2. «Алматы-Жібек Жолы» бағдарламасы. 
Несие – 180 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 7 пайыз. 7 жылға дейін. 

3. «Алматы-Өнім» бағдарламасы. 
Несие – 100 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 8,5 пайыз. 7 жылға дейін. 
Жаңа нәрсе сатып алу және модернизацияға берілетін уақыт – 84 ай. Айналым қаржысын толықтыру – 36 ай. 

4. «Алтын кеме» бағдарламасы (Атырау облысы). 
Несие – 50 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 8,5 пайыз. 7 жылға дейін. 
Бағдарламаға салалық шектеусіз Атырау облысына қарасты моноқалалар мен ауылдық жерлерде кәсіп жүргізетін азаматтар қатыса алады. 

5. «Астана Startup» бағдарламасы. 
Несие – 50 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 7,9 пайыз. 7 жылға дейін. 
Жобаға Нұр-Сұлтан қаласында тұратын жас кәсіпкерлер қатыса алады. Займ үшін банкке хабарласқан уақытта жеке кәсіпкер немесе заңды тұлға ретіндегі мемлекеттік тіркеу мерзімі – 3 күнтізбелік жылдан аз уақыт.  

6. «Береке – 4» бағдарламасы (Жамбыл облысы). 
Несие – 50 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 8,5 пайыз. 7 жылға дейін. Жобаның мақсатты сегменті – Жамбыл облысы аумағында тіркеліп, жоба жүзеге асырушы жас кәсіпкерлер. 

7. «Ақ-Жайық» бағдарламасы (БҚО). 
Несие – 50 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 8,5 пайыз. 7 жылға дейін. Жобаның мақсатты сегменті – Батыс Қазақстан облысы аумағында тіркеліп, жоба жүзеге асырушы жас кәсіпкерлер. 

8. «Мен кәсіпкер боламын» (Түркістан облысы). 
Несие – 10 млн теңгеден көп емес. 
Несие мөлшерлемесі – 8,5 пайыз. 7 жылға дейін. Жобаның мақсатты сегменті – Түркістан облысы аумағында тіркеліп, жоба жүзеге асырушы жас кәсіпкерлер. Бағдарламаға орта және шағын бизнес өкілдері, 21-35 жас аралығындағы енді бастаған жас кәсіпкерлер қатыса алады. 
 

 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png