«КФГД может одновременно урегулировать банкротство 26 банков»

Опубликовано
На сегодняшний день КФГД удалось накопить около 530 млн тенге, с размером условных обязательств около 2 трлн тенге

Банковская система Казахстана организована не хуже чем в других странах, считает Финансовый консультант Всемирного банка Колин Масценик. В рамках Международного семинара и конференции КФГД и Международной ассоциации систем страхования депозитов (IADI) были прокомментированы некоторые вопросы деятельности фонда.

Независимый финансовый консультант Всемирного банка по финансовому сектору Масценик в своем докладе о результатах независимой оценки Всемирным банком на соответствие деятельности АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» (КФГД) Основополагающим принципам Международной ассоциации систем страхования депозитов (IADI) отметила некоторые несоответствия в деятельности КФГД.

Среди них отсутствие операционной независимости, отсутствие правовой защищенности у сотрудников Национального банка РК и КФГД (что характерно и для других стран), а также то, что единственным акционером и источником фондирования является Нацбанк, что по мнению г-жи Масценик, блокирует доступ КФГД к финансовой помощи правительства.

Председатель АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» Бакыт Когулов пояснил, что косвенное участие правительства присутствует, поскольку в составе правления Нацбанка также присутствуют члены правительства.

«Скорее всего, Всемирный банк хочет сказать, что в совете директоров должны быть представители банков или какие-то независимые лица для того, чтобы снять эту операционную зависимость», — предположил г-н Когулов.

Он рассказал, что взносы в фонд вносят все БВУ, кроме АО Исламский банк «Al Hilal Bank». При этом, размеры взносов зависят от финансового состояния банков. Например, банки, не выполняющие какие-то пруденциальные нормативы попадают в так называемую «плохую» категорию, которая выплачивает в фонд порядка 2% от депозитной базы. Банки, которые соответствуют всем нормативным требованиям, «хорошие» банки делают минимальные взносы, условно 0,04%.

Спикер не исключает, что после проверок Нацбанка, когда станут известны реальные размеры неработающих займов, и в случае если эти данные будут применятся в скоринге Нацбанка и фонда, возможно увеличение количества плохих банков.

На сегодняшний день КФГД удалось накопить около 530 млн тенге, с размером условных обязательств около 2 трлн тенге. По словам г-на Когулова, средств фонда достаточно для того, чтобы урегулировать проблемы любого банка. Например, одномоментное банкротство 26 мелких или 5 средних банков в зависимости от объема активов.

Он подчеркнул, что акцент в деятельности фонда делается не на выплату, а на то, чтобы, применяя различные передовые инструменты, передавать средства вкладчиков от пострадавшего банка в другой банк без сложностей для клиента банка. Например, если вкладчик имеет 15 млн тенге, все деньги могут с одного банка перейти в другой, после чего клиент вправе решить остаться в этом банке или перейти в другой банк по выбору.

«Сейчас я могу с уверенностью сказать, что в пределах гарантируемой суммы, если будет обанкрочен какой-либо банк, люди получат свои деньги в течении 10-14 дней», — поделился председатель фонда.

Что касается доверия к фонду со стороны населения, то, по мнению г-жи Масценик, граждане Казахстана, верят как в КФГД, так и, в целом, в банковскую систему, поскольку банки связаны с высокопоставленными лицами.

«В других странах, где банки связаны с высокими политическими лицами, бывает что государство чаще участвует в спасении банков», — отметила она.

По словам г-на Когулова, во всем мире проблемы системно значимых банков регулируются с участием национального банка, правительства, других уполномоченных органов. Поскольку крах крупных банков может привести к разрушения всей системы. Такая практика применялась в Испании, Греции и, в целом в европейской системе, а также в американских банках.

«Я бы не сказала, что Казахстан хуже организован в банковской системе, чем другие страны. Действительно, в любой стране акционеры банков хотели бы максимизировать их доход и минимизировать их риски, и чтобы налогоплательщики платили бы большую стоимость любых проблем. Это именно роль фонда гарантий и роль надзора защищать налогоплательщика от этих рисков», — заключила г-жа Масценик.

Читайте также