Перейти к основному содержанию
5670 просмотров

ЕТС начал оказывать в РК услуги по сопровождению внебиржевых сделок

Первая внебиржевая сделка была заключена на сумму более 600 тысяч тенге

ЕТС начал оказывать в РК услуги по сопровождению внебиржевых сделок

ЕТС начал оказывать в РК услуги по сопровождению внебиржевых сделок

Первая внебиржевая сделка между субъектами малого бизнеса в сопровождении специализированной системы клиринга и расчетов ТОО «Клиринговый центр ЕТС» (далее – Клиринговый центр) была зарегистрирована вчера специалистами центра.

Первая сделка была заключена на сумму более шестисот тысяч тенге. Сторонами сделки по купле-продаже строительных материалов и товаров хозяйственного назначения стали субъекты малого бизнеса (индивидуальные предприниматели).

Как пояснила Ажар Уристембаева, генеральный директор Клирингового центра, особенностью проведения внебиржевой сделки является оперативный учет обязательств по зарегистрированному договору поставки в специализированной системе клиринга и расчетов. Участие Клирингового центра в качестве агента по проведению платежей и контролю поставок обеспечило гарантию исполнения обязательств посредством блокирования суммы оплаты на счетах клиентов.

«Эти услуги – специфика сопровождения сделок, которые заключаются на биржевом и внебиржевом рынках. Клиринговый центр ЕТС является надежным гарантом защиты контрактов от риска не поставки или неоплаты для субъектов малого и среднего бизнеса. Первая внебиржевая сделка, как «первая ласточка», стартовала успешно» - добавила Ажар Уристембаева.

По мнению продавца, проведение внебиржевой сделки позволило значительно минимизировать сроки оплаты за поставленный товар. Покупатель, в свою очередь, сообщил о том, что современные механизмы клирингового обслуживания позволяют получить товар в кратчайшие сроки после перечисления денег в Клиринговый центр. Сам же внебиржевой товарный рынок доступен для организации и проведения торгов различными товарами и услугами для юридических лиц независимо от формы собственности.

При заключении и исполнении внебиржевых сделок в системе учета Клирингового центра обе стороны заключают сделки на условиях «поставки против платежа» на дату проведения расчетов или на дату поставки. Таким образом, стороны сами выбирают форму гарантирования: либо предоплату, либо предпоставку и договариваются об условиях поставки и проведения расчетов. Клиринговый центр осуществляет необходимые организационные работы по фиксации условий, определению мер гарантирования и исполнению финансовых обязательств.

banner_wsj.gif

902 просмотра

В России хотят запретить криптовалюты

Что ждет этот рынок в Казахстане

Фото: Pixabay

Власти РФ представили новый законопроект, регулирующий оборот криптовалют. Предлагается запретить как оборот основных мировых цифровых валют, так и майнинговый бизнес. Эксперты отмечают жесткость принятой позиции и, как следствие, вероятный отток капитала с рынка. Вместе с тем казахстанский законопроект, затрагивающий цифровые активы, уже находится в сенате РК.

В Госдуме РФ был представлен обновленный вариант законопроекта «О цифровых финансовых активах», существенно меняющий ранее обсуждавшийся подход. Нововведения напрямую запрещают оборот в России криптовалют, выпущенных не под внутренним регулированием, а также их добычу (майнинг) и рекламу. Как сообщают российские СМИ, участники рынка и эксперты находят такой подход чрезмерно жестким и пагубным для рынка. Исключение одного майнинга чревато потерей для российской экономики более $2 млрд в год, считают эксперты. 

Россияне обсуждают подходы к регулированию криптовалют с 2018 года. В том же году началась и работа над проектом закона РК по вопросам регулирования цифровых технологий, в том числе затрагивающего цифровые активы, – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» (законопроект «О регулировании цифровых технологий»). В Беларуси криптобиржи уже легализованы в специальном правовом режиме Парка высоких технологий. Были попытки ЕЭК рекомендовать регулирование криптоэкономики с целью евразийской гармонизации. Однако страны обошлись независимыми подходами; практика, вероятно, покажет наиболее удачный путь.

Несколько лет назад Нацбанк РК в лице экс-председателя Данияра Акишева аналогично ЦБ РФ занимал консервативную позицию. Между тем МФЦА, пользуясь особым конституционным статусом, в 2018 году принял нормативные акты, легализующие и регулирующие криптобизнес в рамках своей юрисдикции.

В прошлом году цифровые активы затронул в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев, призвав оказывать содействие МФЦА и создавать бренд открытой юрисдикции.

Казахстан не против

Законопроектом «О регулировании цифровых технологий» определяется правовой статус цифровых активов – это имущество, созданное в электронно-цифровой форме, с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся деньгами, ценными бумагами. Цифровой актив не является средством платежа, а является товаром, переход прав на который осуществляется в цифровой среде. 

Определяются два подвида цифрового актива: обеспеченные (цифровые токены) и необеспеченные (криптовалюта). Цифровые токены являются средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав, то есть обеспечены базовым активом в виде товаров, услуг. В международной практике это так называемые utility tokens, используемые для токенизации сделок, товаров, услуг. 

Необеспеченные цифровые активы – это криптовалюта. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает отсылку к Конституционному закону о МФЦА и его нормативным актам, регулирующим криптобиржи. 

Таким образом, Казахстан обозначил правовой статус криптоимущества, встроив в действующее гражданское законодательство; отделил токенизацию от ценных бумаг, средств платежа и криптовалюты; ограничил оборот криптовалют до юрисдикции МФЦА, в которой предусмотрены процедуры лицензирования, финансового мониторинга и иные регуляторные механизмы.

Майнинг и предпринимательство

Казахстанский законопроект «О регулировании цифровых технологий» закрепил понятие цифрового майнинга, а также возникающие права собственности на цифровые активы. Запрета на майнинговую деятельность в РК закон не содержит; фактически майнинг легализуется и выводится из «серой» зоны. 

При этом разработчики закона закладывали следующее правоприменение: майнинг – сам по себе лишь процесс, не предпринимательская деятельность. Доход и, соответственно, налоговые обязательства возникают в двух случаях: реализации (продажи) добытой криптовалюты или возмездных услуг предоставления вычислительного оборудования для целей майнинга. В последнем случае такая деятельность ничем не отличается от других услуг дата-центров и стандартно регулируется действующим законодательством. 

В целом стоит отметить лояльный настрой правительства РК, видящего экономическую ценность направления. Майнинг-фирмы, зарегистрированные как дата-центры, продолжают развиваться в Казахстане и становятся частью цифровой экономики, утилизируя энергопрофицит, экспортируя вычислительные ресурсы, привлекая инвестиции. При этом Казахстан в силу недорогой электроэнергии и профицитных регионов обладает серьезным конкурентным потенциалом на глобальном рынке.

Дискуссия подходов

Во всем мире вопрос регулирования оборота криптовалют является неоднозначным. Кто-то за прогрессивное регулирование, другие – за нейтральность, третьи – за консервативную осторожность. Тем не менее прослеживается глобальный тренд на деанонимизацию и институционализацию крипторынка, его вывод из теневой экономики.
 
Если взглянуть на ряд развитых стран и рекомендации международных организаций, таких как FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), то подобный тренд является логичным ответом на давно обсуждаемые риски, связанные с мошенничеством, анонимностью, отмыванием доходов и незаконным оборотом. Ключевым моментом является разделение черного (теневого) и белого (разрешенного) рынка, при котором можно осуществлять надзор, лицензирование, мониторинг и развитие. Целями такого регулирования будут прослеживаемость оборота, внедрение процедур финансового мониторинга и идентификации; в то время как запрет создает риски теневого оборота, где виртуальные валюты продолжают функционировать без надлежащего надзора.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png