Предприниматели смогут отказаться от POS-терминалов

Опубликовано
VISA внедряет технологию, позволяющую оплачивать товары и услуги без наличных или карточек

С внедрением новой технологии компании VISA, когда платежи происходят при помощи двух телефонов – покупателя и продавца, традиционные POS-терминалы могут кануть в Лету. В НПП «Атамекен» считают, что эта технология имеет перспективы в том случае, если в ней будут заинтересованы сами субъекты торговли. Казахстанские банки отмечают, что приветствовали бы внедрение этой услуги в Казахстане.

Напомним, что согласно статье 195 Кодекса РК об административных правонарушениях за отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обязанного принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Казахстан, оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения.

При этом при повторном совершении в течение года вышеуказанного деяния предусмотрен штраф на субъекты малого предпринимательства в размере 40, на субъекты среднего предпринимательства – в размере 60, на субъекты крупного предпринимательства – в размере 80 месячных расчетных показателей (1 МРП равен 2269 тенге). Сегодня стоимость POS-терминалов варьируется от 20 тыс. (MiniPOS для малого бизнеса) до 400 тыс. тенге в зависимости от целей и рода деятельности компании.

Как отметили в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», согласно данным Национального банка РК, количество действующих POS-терминалов в РК по состоянию на 1 мая 2017 года составляет 117 038 штук, в том числе у торговых предприятий – 108 055, в банках – 8 983. На 1 мая 2016 года количество действующих POS-терминалов в РК составляло 89 273 штук, в том числе у торговых предприятий – 81 735, в банках – 7 538. Таким образом, количество действующих POS-терминалов за год выросло на 31,1%.

Новая революция в платежах

Теперь, с внедрением новой технологии компании VISA, POS-терминалы могут превратиться в никому не нужные железки. Передовая технология позволяет исключить из расчетных операций такое звено, как традиционный POS-терминал. Все расчеты происходят при помощи двух телефонов, один из которых принадлежит предпринимателю, а второй — клиенту.

Инициализация платежа происходит с помощью специального QR-кода в торговой точке. Клиент должен отсканировать код с телефона предпринимателя или другого цифрового или бумажного носителя. Сумма транзакции может вводиться самостоятельно или быть заранее предусмотренной QR-кодом. После чего клиент производит оплату, а продавец получает подтверждение платежа на свой телефон. Сейчас технология mVisa тестируется украинскими банками.

Сотрудник департамента инновационных продуктов Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Анжела Кашперук отмечает: «Мы рассматриваем mVisa как новую экосистему. Я думаю, что от ее внедрения выиграют все участники финансового рынка. Ключевой особенностью mVisa является возможность обеспечить бесперебойное взаимодействие между покупателями и продавцами, которые обслуживаются в разных банках. Покупатели смогут инициировать транзакции с помощью своих мобильных телефонов как в физической среде (допустим, в магазине или в торговой точке на рынке, не оборудованной стандартным POS-терминалом), так и через электронные каналы. Они получают удобный инструмент в виде мобильного приложения для инициирования оплаты в мобильном канале путем сканирования QR-кода или введения USSD-сессии, а также для контроля операций на своем телефоне. Процесс инициирования транзакции теперь полностью управляется потребителем — как в юридическим поле, так и в технологическом», — говорит эксперт.

Из основных преимуществ для торговых предприятий Анжела Кашперук выделила следующие: во-первых, это возможность работать без дополнительных устройств для приема платежей (POS-терминал или mPOS (мобильный POS-терминал)). Для осуществления платежей достаточно иметь мобильный гаджет – смартфон или кнопочный телефон, планшет или другое устройство и счет в банке для получения средств.

Во-вторых, торговому предприятию не нужно инициировать транзакцию, отправлять запрос на наличие баланса и нести ответственность за сверку подписи на чеке. Технология подразумевает, что покупатель инициирует транзакцию, его банк проверяет баланс и отправляет средства на счет торгового предприятия. Таким образом обеспечивается безотзывность транзакцій.

В-третьих, транзакции проходят в режиме реального времени, поэтому торговое предприятие может получать уведомление об успешном прохождении транзакции сразу после ее завершения. Периодичность поступления средств на счет торгового предприятия осуществляется по договоренности с обслуживающим банком.

Также представитель компании VISA отметила, что изначально эта технология разрабатывалась для рынков, где есть проблемы с инфраструктурой, то есть для развивающихся рынков, таких как Индия, Кения, Уганда, Египет. Но как только пошли первые транзакции и был наработан опыт, эта технология стала интересной и для более развитых рынков.

Что думают бизнес и банки?

В НПП «Атамекен» считают, что эта технология имеет перспективы в том случае, если в ней будут заинтересованы сами субъекты торговли. Имеется в виду, что необходимо разрабатывать специальные программы лояльности именно для бизнеса. Как правило, при внедрении новой технологии больше внимания уделяется потребителям, для которых разрабатываются различные «завлекалочки».

«Но в этом случае нужно обратить внимание именно на субъекты бизнеса, которых тоже нужно стимулировать исключительно финансовой привлекательностью проекта. В противном случае у потребителей будет спрос, который предприниматели не в состоянии будут удовлетворить. А такая ситуация не в пользу развития новых технологических решений», — уверены эксперты палаты.

Пресс-секретарь АО «Нурбанк» Айгуль Касенова отметила, что банк рассматривает возможность реализации проекта mVisa совместно с МПС VISA International в Казахстане.

«Следует отметить, что АО «Нурбанк» в принципе открыто к инновационным решениям и новым технологиям, обеспечивающим качественный и быстрый сервис клиентам банка в сфере карточных технологий», – добавила Айгуль Касенова.

По мнению Айгуль Касеновой, данный сервис однозначно имеет ряд преимуществ по сравнению с классической POS-терминальной сетью как для банков, так и для самих коммерсантов МСБ: снижение затрат на поддержку POS-терминальной сети (преимущество для банка и для коммерсантов); отсутствие необходимости обеспечения постоянных оборотов в POS-терминалах по требованию банка-эквайера (преимущество для коммерсантов); оперативный способ оплаты, не зависящий от наличия проведенных каналов связи в труднодоступных местах или сбоев каналов связи и работоспособности самого оборудования.

«В целом технология позволит значительно упростить и, соответственно, увеличить объемы безналичных оборотов на рынке РК, так как не требует наличия и предъявления платежной карточки клиентом, а также наличия бесперебойно работающего POS-терминала. Достаточно лишь скачать приложение на мобильный телефон для оплаты по QR-коду в торговой точке коммерсанта», — уверена Айгуль Касенова.

Однако внедрение новой технологии потребует дополнительных затрат со стороны всех участников финансового рынка.

Анжела Кашперук отмечает: «Мы видим интерес со стороны банков, торговых предприятий, а также других участников финансового рынка к mVisa. Cтоит отметить, что на различных рынках уже реализовывались решения с QR-кодами. Использование QR-кодов в платежах набирает популярность, но одним из препятствий для их широкого распространения сейчас является локальная реализация, а именно: покупатель и продавец должны обсуживаться в одном банке. mVisa же является открытым решением и позволяет взаимодействовать всем участникам рынка, независимо от обслуживающего банка, с технологией mVisa. Размер сопряженных расходов по внедрению mVisa-технологии со стороны всех участников разный. В зависимости от того, какие технологии и сервисы Visa банк уже использует на сегодняшний день, какой тип бизнеса у торгового предприятия и какой тип реализации будет выбран (смартфоны или кнопочные телефоны, статический или динамический QR и так далее). Со своей стороны Visa предоставляет участникам инструменты в виде SDK и API для облегчения внедрения mVisa».

Айгуль Касенова также не отрицает возникновения дополнительных расходов со стороны банков. «Внедрение любых новых технологий требует затрат со стороны банка. Поэтому однозначно со стороны банка потребуются расходы на оплату стоимости проекта непосредственно в МПС, а также расходы на технические разработки/доработки, реализацию возможных интеграционных решений в рамках проекта», — считает она.

Что касается сроков внедрения технологии mVISA в Казахстане, то пока они неизвестны.

«mVisa — это новое решения для стран региона СНГ и Юго-Восточной Европы. Мы внимательно смотрим на перспективы и потенциал внедрения данной технологии в различных странах нашего региона вместе с участниками рынка, включая банки, бизнес и регуляторов. В Украине мы презентовали технологию в конце апреля 2017 года, поэтому данную стадию можно отнести к стадии анализа, изучения и подготовки к внедрению», — отмечает Анжела Кашперук.

Но эксперт также добавляет, что в странах, где эта технология уже работает, транзакции растут в геометрической прогрессии.

Читайте также