Что будет с акциями Snapchat после IPO?

Опубликовано
Аналитики считают, что акции Snap в любом случае будут торговаться "лучше рынка"

1 марта на IPO выходит Snap Inc – компания, развивающая одно из самых быстро растущих мобильных приложений — Snapchat. Аналитики инвестиционных компаний уже называют это IPO одним из самых значимых на рынке в 2017 году. Однако они по-разному оценивают перспективы ее развития.

По данным инвестиционной компании «Фридом Финанс», капитализация компании оценивается минимум в $16,2 млрд, максимум – в $18,5 млрд. Размещаемая доля – 17,3%, диапазон цены акций $14-16, дата начала торгов – 2 марта.

Snapchat (от англ. snap — моментальный снимок) — это мобильное приложение обмена сообщениями с прикрепленными фото и видео. Создано Эваном Шпигелем, Бобби Мерфи и Френком Брауном во время обучения в Стэнфордском университете.

Используя приложение, пользователь может снимать фото, записывать видео, добавлять текст и рисунки и отправлять их управляемому списку получателей. Для такой отправляемой фотографии или видео, называемых snap, пользователи задают лимит времени, обозначающий, как долго получатели смогут просматривать материал (на март 2015 он варьировался от 1 до 10 секунд), после которого он скрывается с устройства получателя, но не удаляется с сервера Snapchat. Повторно посмотреть можно только последний snap и только раз в 24 часа.

«Snap Inc – компания с армией из 165 млн очень активных и молодых пользователей и реальная угроза для господства лидеров Facebook/Instagram выходит на IPO по оценке в $18,5 млрд по верхней границе диапазона. Мы выделяем целый ряд сильных сторон компании считаем, что оценка Snap вполне может достигать уровня $30 млрд в случае, если Snap все-таки сможет стать «новым Facebook» и нарастить свою нишу на фоне демографических изменений и новых трендов на рынке», — пишут аналитики ИК «Фридом Финанс».

Они выделяют несколько ключевых фактов о Snapchat: 158 млн пользователей размещают 2,5 млрд «снэпов» в день; средний пользователь ежедневно проводит в сервисе 25–30 минут; в день насчитывается около 10 млрд просмотров видео; 30% миллениалов используют Snapchat регулярно; размещается 9 тыс. фотографий в секунду; 35% пользователей используют Snapchat, так как контент исчезает; 30% используют Snapchat, так как в нем нет их родителей.

Что касается финансовых показателей компании, то известно, что выручка за 2016 год составила $404 млн, что на 590% больше, чем в предыдущем году ($59 млн). Чистая прибыль выросла на 37%, расходы на продажи и маркетинг — на 357%.

Аналитики ИК «Фридом Финанс» считают, что предстоящее IPO будет успешным, и ожидают потенциала роста акций после IPO на 39%. По их мнению, этому могут способствовать несколько факторов. Во-первых, феноменальный рост и уникальность проекта.

«За год Snap нарастила доходы с $50 до 404 млн, по прогнозам eMarketer выручка в 2017 году достигнет уже $1 млрд. Компания отличается самым глубоким проникновением в среде молодежи — 65% аудитории США в возрасте 18–24 года использует Snapchat», — пишет директор департамента аналитики ИК «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов.

Вторая причина роста – в растущей нише. «Snapchat открыл свою нишу и начал очень быстро расти благодаря функции уничтожения сообщений, что привлекло наиболее активную аудиторию по мере того, как средний возраст пользователей Facebook приближается к 40 годам. Как следствие, интенсивность использования в Snap оказывается намного выше, чем в Facebook: Snapchat-юзеры просматривают в общей сложности 10 млрд видеопостов в день, что сопоставимо с цифрами Facebook, несмотря на огромную разницу в размере базы», — говорит аналитик.

В-третьих, по его словам, молодая аудитория – будущее интернета. К 2020 году люди, родившиеся в 1980–2000 годах, будут тратить $1,4 трлн ежегодно, что составит 30% розничных продаж в США. Это одна из ключевых демографических групп, и она уже достигает возраста покупательской активности. Именно здесь кроются будущие перспективы Snap.

«Мы намеренно оценили Snap Inc. более консервативно относительно наших первоначальных предположений ознакомительного репорта для понимания прагматичного потенциала. Оценка в $25 млрд открывает потенциал в 39% к диапазону IPO. Заложен сценарий с ростом базы до 530 млн к 2026 году (уровень Instagram), и продолжение текущего темпа роста монетизации сервиса, ARPU в 2016 году вырос на 371%, который мы постепенно замедлили», — комментирует Ерлан Абдикаримов.

Однако аналитики других инвестиционных компаний не так оптимистичны. Так, по словам аналитика Группы компаний «Финам» Леонида Делицына, эта компания могла бы быть хорошим приобретением для стратега. На его взгляд, курс акций этой компании будет напоминать скорее историю Groupon, Zynga и Twitter, чем Facebook, а размещение уместно сравнить с Facebook, поскольку оно будет вторым по величине публичным размещением американской хай-тек-компании в истории.

«В момент IPO компании Facebook мы прогнозировали существенно падение акций в течение первого полугода, но восстановление и удвоение по итогам двух лет. В реальности движения были сильнее, в первые полгода акции упали с $38 до 20, однако через два года стоили почти втрое больше, а сейчас — $133.

Однако в трех других названных мной случаях акции только падали. Стоимость акции крупнейшего онлайн-оператора Groupon упала в 7 раз, Twitter – в 2,5 раза, а практически забытой сегодня Zynga – в 3,7 раза. В принципе, все они переживали и подъемы, так что спекулянты вполне могли с ними успешно работать. Однако если бы перед IPO кто-нибудь последовал рекомендации вложиться в портфель из этих компаний на пять лет, то сейчас довольствовался бы 15–25% своих первоначальных вложений. Если акции Snapchat через пять лет в итоге тоже упадут 7 раз, то компания будет стоить около $4 млрд, сколько и предлагала Google», — комментирует собеседник «Къ».

По мнению Леонида Делицына, в первый день торгов цена акций Snapchat вполне может вырасти на 25–30%. Для роста в течение трех месяцев фундаментальных причин нет: «Snap, недавно переименовавшаяся из Snapchat и заявившая, что станет выпускать гаджеты вместо исчезающих видеосообщений, явно находится в поисках бизнес-модели. Лучше бы Snap рассказала, как будет отбирать рынок у Facebook, YouTube и мессенджеров. Видимо, плана действий нет. Ничего такого, что возбудило бы алчность в инвесторах, компания сочинить за три месяца не успеет».

По его словам, это IPO очень нужно андеррайтерам и венчурной индустрии, и они будут за него бороться, сколько хватит сил, так как для успеха последующих IPO – потенциально не менее крупных — нужно, чтобы акции Snap не падали. Поэтому их постараются поддержать до конца этого года.

По мнению аналитика eToro Михаила Мащенко, развитие компании Snap Chatn под большим вопросом.

«Facebook смог стать крупнейшим игроком, потому что является массовым продуктом, которым пользуются все. Twitter остановился в развитии: пользователи особо не увеличиваются да и монетизировать сервис в полной мере не удалось, а все потому, что он является узко ориентированной соцсетью — агрегатором новостей.

Со Snapchat та же история: им пользуются только миллениумы и что произойдет когда они вырастут из этого ресурса?», — задается вопросом аналитик.

По его словам, Instagram уже внедрил аналогичную функцию под названием «Stories feature», ей пользуются на ежедневной основе более 150 млн пользователей. Мало кто помнит, что был такой сервис как Vine, с помощью которого пользователи могли записывать короткие видео — полностью уничтожен Цукербергом, после того как он добавил возможность выкладывать видео в Instagram.

Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев считает, что в первые 1-2 месяца котировки акций будут расти, но вряд ли цены удержатся надолго в районе пиков: после некоторого размаха колебаний они стабилизируются на длительное время чуть выше средних значений — между стартовой и пиковой ценой, где откат от пиков можно оценить в качестве прикидочного расчёта с помощью классического соотношения «золотого сечения» Фибоначчи: 38,2% от роста — то есть, от разницы между пиковой ценой и стартовой ценой размещения.

«По данным Bloomberg, Snap Inc планирует IPO на сумму около 4 млрд долл, что может составлять 10-16% от капитализации компании, так что реальный спрос может превысить предложение, что способно создать при размещении бум и рост котировок. В размещении задействованы крупнейшие банки, среди них Goldman Sachs и Morgan Stanley, что ещё сильнее поддержит реноме бумаг на бирже», — пишет аналитик.

Однако эксперт советует обратить самое пристальное внимание на динамику американского IT-индекса Nasdaq, который на данный момент сильно перекуплен, и скорее переоценен. «По индексу и по многим IT-компаниям технически назрела коррекция — нужен только повод — но Snap Inc, в любом случае, будет чувствовать себя лучше рынка, и может затем расти стабильнее, чем многие давно торгующиеся на этом рынке компании», — говорит он.

При этом Петр Пушкарев считает, что фундаментально у компании отличные перспективы. Её мессенджер в России не так хорошо распространён, как Facebook или Telegram, но в США он уже популярнее, чем Twitter, и грозится вскоре обогнать Facebook. Очевидные преимущества, например – это возможность снимать видео, и самоуничтожающиеся сообщения. Первоначально его стали использовать калифорнийские школьники для скрытой от родителей переписки, затем нововведение с несохраняемыми сообщениями понравилось многим — шансы на утечку переписки третьим лицам минимальны, и сейчас среди подростков Snapchat распространён чаще, чем Facebook — с весны 2015 года рост распространённости увеличился более чем втрое, при том что по Instagram, допустим, было почти 2-кратное сокращение подростковой аудитории.

В 2012 году Facebook пытался запустить приложение-клон Smapchat, однако оно не выдержало конкуренции. Затем Facebook пытался купить компанию, но владельцы отказались её продать.

Помимо мессенджера, интересны последние разработки компании в области дополненной реальности — главная из которых, очки Spectacles, снабжённые видеокамерой, что позволяет снимать на видео изображение, находящееся в поле зрения владельца очков, и быстро передавать 10-секундные изображения на смартфон, выкладывая и пересылая друзьям. Здесь сведены воедино несколько находок. «Вы снимаете панораму всего, что видят ваши глаза, в том числе и в движении! То есть сохранить в видео файле напрямую в виде воспоминаний свои реальные впечатления. Уверен, эта техническая новинка будет пользоваться длительным спросом в самых широких кругах, учитывая вполне демократичную стоимость от 129 долларов», — считает аналитик TeleTrade.

Читайте также