14499 просмотров
14499 просмотров

Казахстанские страховщики ждут изменений

Конфликт страховщиков и оценщиков связан с законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»

Казахстанские страховщики ждут изменений

Казахстанские страховщики ждут изменений

Со следующего года казахстанские страховщики ждут изменений, связанных с внедрением электронных полисов по обязательному страхованию ГПО автовладельцев. Также ожидается, что в рамках прозрачности страхового рынка изменения коснутся и агентской сети. Однако наиболее бурно в среде страховщиков обсуждается вопрос внесения изменений в законодательство РК, инициированный независимыми оценщиками, касающийся оценки вреда, причиненного транспортному средству.

3 октября 2016 года страховая компания «Коммеск-Өмір» провела пресс-конференцию, приуроченную к профессиональному празднику – Дню страховщика, на которой озвучила основные тренды, итоги и перспективы страхового рынка РК.

По данным компании, страховые компании (СК) Казахстана по состоянию на 1 сентября 2016 года собрали страховых премий на общую сумму 250,5 млрд тенге, что на 25% больше аналогичного периода 2015 года. Объем страховых премий по обязательному страхованию составил 63,3 млрд тенге (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составило 27%), по добровольному личному страхованию – 57,2 млрд тенге (прирост на 4%), по добровольному имущественному страхованию – 130 млрд тенге (прирост на 36%).

Объем премий страховых компаний, осуществляющих свою деятельность в поле «общее страхование», превысил 195,6 млрд тенге, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 29,6%.

В целом объем страховых выплат СК Казахстана за 8 месяцев 2016 года составил 63,6 млрд тенге - прирост на 22,6%. Положительный тренд роста премий сохранился по таким видам страхования, как обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО) автовладельцев, объем страховых премий которого составил 33 млрд тенге (прирост – 25,5%); медицинское страхование - объем премий 19 млрд тенге (прирост – 5%); страхование имущества - объем премий 64 млрд тенге (прирост – 35,3%); добровольное страхование ГПО – объем премий 29 млрд тенге (прирост – 75%).

По итогам 8 месяцев объем страховых премий компании превысил 4,6 млрд тенге, увеличение произошло на 53%. Страховые выплаты, произведенные компанией за 8 месяцев 2016 года, превысили 1,3 млрд тенге, прирост на 38,3%. Средний размер выплаты в СК по ОС ГПО ВТС составил 342 тыс. тенге, по автокаско – 374 тыс. тенге.

Страховой апгрейд

Со следующего года казахстанские страховщики ждут изменений, связанных с внедрением электронных полисов по обязательному страхованию ГПО автовладельцев. По словам представителей СК «Коммеск-Өмір», в настоящее время идет бурное обсуждение и подготовка к изменениям в законодательство страны, в том числе обсуждается вопрос скидок клиентам при осуществлении онлайн-страхования.

С одной стороны, для потребителей подобная форма страхования весьма удобна: можно получить полис, не выходя из дома в любое время суток.

«Мы предполагаем, что будет общее рыночное снижение ставок, если клиент будет оформлять полис посредством онлайн. Все страховые компании будут находиться в одной конкурентной нише. Ничего страшного в этом нет. Еще недавно мы все с опаской покупали те же авиабилеты онлайн, а сегодня это вошло в привычку. Мы надеемся на активные интернет-регионы. Это Алматы, Астана, областные центры, потому что там более развиты интернет и новые направления. Полагаю, со временем многие пользователи перейдут на онлайн-страхование. Тогда не будет необходимости преодолевать километры до ближайшего страхового агентства», - говорит председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Кроме того, для автолюбителей пропадает необходимость всюду возить с собой полис, поскольку предусматривается интеграция единой страховой базой данных с базами данных государственных органов. Данное новшество вводится в целях проверки наличия и легитимности полиса сотрудниками административной полиции.

Также ожидается, что в рамках прозрачности страхового рынка изменения коснутся и агентской сети. В частности, страховой агент должен быть указан в договоре страхования. Реестр страховых агентов–физических лиц будет вестись в единой страховой базе данных для соблюдения принципа «один агент – один страховщик». А вот при оплате страховой премии планируется снятие запрета на прием агентами наличных средств от страхователей (клиентов СК).

Ожидаются изменения и в сфере страхования туроператоров. Предполагается, что объектом обязательного страхования будет являться не гражданско-правовая ответственность туроператора или турагенства, а турист, выезжающий за рубеж. Также планируется создание корпоративного фонда по защите туристов, отчисления в который будут осуществлять туроператоры.

Конфликт продолжается

Наиболее бурно, по словам представителей СК «Коммеск-Өмір», в среде страховщиков обсуждается вопрос внесения изменений в законодательство РК, инициированный независимыми оценщиками, касающийся оценки вреда, причиненного транспортному средству.

Конфликт страховщиков и оценщиков связан с законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ГПО ВТС)». В статью 22 данного закона были внесены поправки, утвержденные нормативными правовыми актами Нацбанка РК. В результате данных поправок в обязанность страховых компаний стала входить оценка ущерба транспортному средству, нанесенного в результате ДТП.

Таким образом, по словам представителей СК «Коммеск-Өмір», с 22 апреля текущего года страховые компании начали осуществлять вверенную им деятельность. До введения данных поправок страховщики не раз били в набат, утверждая, что страховые премии компаний уменьшаются, тогда как страховые выплаты, которые кладутся на плечи страховщиков, наоборот - растут. Как не раз отмечали сотрудники страховых компаний, качество деятельности оценщиков оставляет желать лучшего, поскольку оценщики неадекватно завышали расходы на определение размера вреда, субъективно подходили к оценке ущерба и пользовались разными методиками. По словам страховщиков, не раз бывало и так, что стоимость одного и того же объекта, оцененного практически в одно и то же время разными оценщиками, могла расходиться в два, а то и в три раза, но вот доказать факт махинации было практически невозможно.

Теперь страховщики проводят оценку вреда, нанесенного транспортному средству в результате ДТП, по специальной методике, утвержденной регулятором.

Как отмечает первый заместитель председателя правления АО «СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев, в результате такого подхода ускорились страховые выплаты. При этом все страховые компании пользуются одной методикой оценки ущерба, и это благоприятно сказывается на прямом урегулировании вопроса. «Мы можем судить на примере нашей компании. По итогам 8 месяцев работы удовлетворенность страховой выплатой наших клиентов составила 92%, качеством урегулирования убытков – 94%. Средняя выплата по обязательному страхованию ГПО автовладельцев в этом году выросла порядка на 9–10%», - отмечает Владимир Акентьев.

По его словам, стремление оценщиков, потерявших возможность получения прибыли, вернуть себе монопольное право на определение размера вреда вполне понятно. «Но если оценщикам вернется монополия на определение размера вреда, то это может повлечь за собой рост страховых выплат. Это, в свою очередь, приведет к повышению тарифов на самый массовый вид автострахования и в итоге скажется на кошельке 4 млн автовладельцев – потребителей страховых услуг. Но мы не заинтересованы ни в понижении, ни в повышении. Мы заинтересованы в адекватной оценке», - говорит Владимир Акентьев.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер