Эксперты: на рынке страхования не все так гладко

Опубликовано
Как сегодня уверенно заявляют представители страховых компаний, несмотря на экономическую ситуацию, страховой рынок растет

Похоже, осторожные прогнозы на рынке страхования остались в прошлом. Однако эксперты страхового рынка отмечают, что на самом деле все далеко не так гладко, как кажется на первый взгляд. На рынке автострахования на фоне увеличения объема собранных премий существенно сжался уровень проникновения, а на рынке страхования ответственности туроператоров приходится придумывать новые привлекательные инструменты для потенциальных клиентов.

Как сегодня уверенно заявляют представители страховых компаний, несмотря на экономическую ситуацию, страховой рынок растет. По крайней мере, так считают сотрудники СК «Салем», решившие в начале текущей недели организовать мастер-класс для журналистов и блогеров.

«За 8 месяцев текущего года было собрано 260 млрд тенге. Это на 30% больше, чем было собрано в прошлом году (прим.: более 151 млрд тенге). Но здесь есть определенные нюансы, в течение 2014–2015 годов произошло несколько этапов девальвации. Естественно, это не могло не отразиться на страховом рынке. Так как в 2015 году потребительских спрос сильно сократился, соответственно покупательная способность также сократилась, рынок страхования физических лиц просел практически в 2 раза. В отношении юридических лиц тоже наблюдалось снижение, но не такое сильное», – отмечает финансовый директор, член правления «Салем» Азамат Керимбаев.

Эксперт ожидает, что в ближайшие 2–3 года рынок страхования будет только расти. Хотя если оценивать проникновение страхования среди населения, то эти показатели довольно низкие. На сегодняшний день объем премий от ВВП составляет менее 1%. В основном прирост объемов произошел за счет увеличения стоимости страхования.

Коротко о рынке автострахования

В целом, как отмечают аналитики журнала «Рынок страхования», особенность нынешнего роста в том, что на фоне увеличения объема собранных премий существенно сжался уровень проникновения, то есть количество заключенных договоров страхования снизилось на 32% к уровню прошлого года и стало минимальным за последние 5 лет. Количество объектов страхования также сократилось на 2,4% к итогам прошлого года и в 7,5 раза – к результатам 2012 года. С учетом того что в среднем 95% застрахованных объектов – это имущество юридических лиц, сокращение свидетельствует о снижении объемов страхования в корпоративном секторе, тем самым рост страхового рынка происходил за счет увеличения суммы премий.

По данным экспертов рынка, прирост премий составил 44,5%, чем, собственно, и увеличил среднюю стоимость договора страхования. Премии на один договор выросли с 63 до 842 тенге. В результате выходит, что рынок толкает вовсе не увеличение страховой емкости, а скорее ценовой фактор.

Взять хотя бы в качестве примера один из рыночных классов страхования – автокаско. По данным экспертов, он прибавил 10% (до 8,4 млрд тенге). Однако если говорить о количестве заключенных договоров с физическими лицами, то этот показатель, наоборот, снизился в 2,7 раза. А вот количественный уровень заключенных договоров с юридическими лицами, напротив, вырос на 11%. Причины вполне объяснимы. По словам основателя журнала «Рынок страхования» Марины Шиповаловой, люди в большинстве своем ищут, где подешевле, не особенно задумываясь о том, что в реальности добровольное страхование авто есть не что иное, как серьезный вклад в его сохранение.

Поэтому-то, несмотря на тот факт, что каско счи­тается розничным страхованием, драйвером его развития остаются банки, которые, выдавая автокредиты, требуют с заемщика полис каско. Так, «Kaspi Страхование» за первое полугодие собрала 3 млрд премий, показав динамику в 15,8%. Второй крупный игрок на рын­ке каско – СК «Евразия», занимающая 21,8% рынка. Ей удалось собрать 1,8 млрд премий. На третьей позиции компании Amanat и «Коммеск-Өмiр», они занимают лишь 6,4 и 6% рынка соответственно. Остальные участ­ники рынка значительно отстают от лидеров ренкинга.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 6 млн единиц легкового автотранспорта. Но, несмотря на сравнительно узкий рынок, который уже давно близок к насыщению, для страховщиков всегда хлебным оставалось обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС КПО ВТС).

По итогам 2015 го­да страховые организации заклю­чили 5,6 млн договоров страхо­вания по ОС ГПО ВТС, которые охватили 6,4 млн единиц авто­транспорта. Ключевым игроком рынка ОС ГПО ВТС остается «Номад Ин­шуранс» с долей в 11,3% (доля в совокупном портфеле компании – 33,8%). Согласно анализу ренкингового агентства Ranking.kz, эта компания лидирует по собранным премиям – 3,2 млрд тенге. Хотя в сравнении с прошлогодними показателями отмечен спад (минус 5,3%).

Но второй позиции «Неф­тяная страховая компания» («НСК»), занимающая 11% рынка (38% в совокупном страховом портфеле компании), показавшая по объему собранных премий в размере 2,9 млрд тенге увеличение на 24,6% к прошлогодним показателям. Кстати, выплаты по страховке у компании выросли еще значительнее – плюс 54,5%, до 1,4 млрд тенге.

Третье место у компа­нии «Казахмыс», ее портфель зани­мает 7,7% рынка (6% в совокупном портфеле страховщика). Премии «Казахмыса» увеличились в 4,2 раза, а, к примеру, у таких СК, как Standard и «Салем», – в 2 раза.

Привлекалочка для клиентов

Стоит отметить, что, так же как и банки, в условиях рыночной экономики страховые компании вынуждены придумывать все новые и новые привлекалочки для своих потенциальных клиентов. Так, к примеру, управляющий директор СК «Салем» Чингис Амиржанов рассказал о новой системе страхования казахстанцев, решивших совершить поездку за рубеж.

«В настоящий момент в стране действует система обязательного страхования туроператоров и турагентов. Для того чтобы сделать этот процесс более прозрачным, предлагается изменить схему, по которой страховка будет ориентирована не на туроператоров, а на каждого туриста отдельно. Благодаря этому финансовые организации смогут вести учет объема обязательств, так как в данный момент страховые организации не владеют информацией о количестве туристов, перед которыми мы несем обязательства. Новые поправки обеспечат более справедливый сбор премий на рынке в данном секторе», — рассказал эксперт.

По его словам, будет создан минимальный базовый пакет страхования туриста, выезжающего за пределы республики. В полис могут войти такие услуги, как получение проживания и питание за рубежом, а также перелет домой. Получается, что риски, которые ранее не покрывались страховыми компаниями, теперь будут учтены. Кроме этого, если турист захочет, в расширенный пакет добровольного полиса могут войти такие риски, как, к примеру, всевозможные медицинские услуги.

Впрочем, как подчеркнул г-н Амиржанов, все еще находится на стадии обсуждения и не закреплено законодательно.

Еще одна новинка, о которой говорили страховщики, – страховая телематика. Суть ее заключается в том, что по желанию автовладельц может обратиться к страховщикам и установить на своем авто специальный прибор, который обрабатывает показания одометра и спидометра автомобиля, а также встроенного в устройство чувствительного 3D-акселерометра. У страховых аналитиков появляется целый массив данных о манере вождения водителя: количество пройденных километров, время суток, резкое торможение или ускорение, виражи на поворотах. Таким образом рассчитывается страховая премия. Итог таков: исходя из стиля вождения автомобиля, клиенты получают обоснованную скидку на каско. Чем спокойнее едешь, тем больше скидка (до 40%).

Продолжение следует…

Читайте также