Пенсионную систему оживляют бюджетным стимулом

Опубликовано
Экономисты считают посыл слабым и неэффективным

Перерасчет базовой пенсии с привязкой к трудовому стажу обойдется государственному бюджету в дополнительные 270 млрд тенге с ежегодной индексацией этой суммы на 7% за счет увеличения размера прожиточного минимума, выяснил «Къ». Этот шаг позволит незначительно снизить уровень бедности среди пенсионеров, но не станет стимулом для выхода из серой зоны для самозанятых казахстанцев, уверены опрошенные «Къ» экономисты.

4 августа текущего года президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения». Одной из первостепенных целей закона станет изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты.

Главная новелла государственного акта – назначение базовой пенсии только при достижении пенсионного возраста с привязкой ее размера к стажу участия в пенсионной системе. В стаж будет включаться трудовой стаж в солидарной системе (до 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы (после 1 января 1998 года).

В случае если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет стажа размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 годах и более составит 100% от прожиточного минимума. К слову, с 1 января 2016 года размер базовой пенсии и прожиточного минимума в Казахстане составляет 11 965 и 22 859 тенге соответственно.

«Это позволит повысить размеры пенсионных выплат для пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие размеры пенсий в связи с отсутствием сведений о доходах на момент выхода на пенсию, а также законодательно установленных ограничений», — говорится в ответе Министерства здравоохранения и социального развития на запрос «Къ».

С другой стороны, эти изменения позволят «стимулировать нынешнее и будущее поколения работников к формализации трудовых отношений», говорится в пресс-релизе к закону, опубликованному на сайте adilet.zan.kz.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 года. Как уточнили в профильном министерстве, в результате перерасчета прогнозируется увеличение бюджетных расходов в 2018–2019 годах на 135,3 млрд и 291,3 млрд тенге соответственно.

Бюджет обвешивают текущими расходами

По итогам 2015 года текущие расходы республиканского бюджета приблизились к 5,84 трлн тенге. Другими словами, доля таких трат составила 78,2%. Треть от этой суммы (или 1,64 трлн тенге) – трансферты физическим лицам. Подавляющую часть этих трансфертов составляют пенсии – 1,2 трлн тенге.

Новый метод начисления базовой пенсии начнет работать с середины 2018 года и в пересчете на год составит 270,6 млрд тенге. Таким образом, нагрузка на бюджет по выплате пенсий вырастет без малого на 23%, или почти на четверть. А поскольку размеры надбавки привязаны к величине прожиточного минимума, который ежегодно индексируется на 7%, примерно на сопоставимый размер будет ежегодно расти и размер «трудовой надбавки».

По итогам января — июля текущего года доля текущих расходов в республиканском бюджете уже выросла до 82,5%, или 4,05 трлн тенге. Из этой суммы свыше 1,11 трлн тенге пришлось на трансферты физлицам, из которых почти 800 млрд тенге – пенсии.

На 1 сентября этого года налоговые поступления составили 3,82 трлн, что почти на 1 трлн тенге, или 35,1%, больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако, несмотря на рост фискальных сборов, доля налогов в доходах госбюджета продолжается оставаться невысокой – 66% против показателя годичной давности 57%.

Бюджетный пряник не для всех

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики, в стране насчитывается 8,9 млн экономически активного населения, из которых 2,3 млн и 0,4 млн человек соответственно самозанятые и безработные.

Ранее «Къ» со ссылкой на пресс-службу АО «Единый накопительный пенсионный фонд» сообщал, что по итогам 2015 года пенсионные отчисления составили 688 млрд тенге. Примечательно, что половину этой суммы сформировали 1,59 млн вкладчиков, делавших регулярные отчисления в течение года. Всего осуществляли перечисления в 2015 году лишь 64% вкладчиков (или 6,04 млн человек).Другими словами, большую часть бюджетных средств получат в большей степени лишь те вкладчики, кто делает регулярные отчисления в фонд.

Экономист, глава «Улагат Бизнес Консалт» Марат Каирленов, считает этот шаг малоэффективным.

«Получается, уже 2,7 млн человек экономически активного населения – будущих пенсионеров просто не получат эти бюджетные надбавки. Почему? Потому что у них пенсионные отчисления минимальны или вовсе отсутствуют. И в этой группе риска треть всего экономически активного населения. С нарастанием кризиса больше бизнесов в силу оптимизации расходов будут уходить в тень. И работники таких предприятий будут находиться в уязвимом положении. Формализация трудовых отношений для МСБ влечет много сопутствующих социальных обязательств. Поэтому я очень сильно сомневаюсь, что работники смогут как-то повлиять на работодателя работать в белую», — отмечает собеседник «Къ».

«Другим немаловажным вопросом будет то, насколько это выполнимо в средне- и долгосрочной перспективе с точки зрения возможностей бюджета», — продолжает Марат Каирленов.

Экономист Магбат Спанов также считает принятые меры по формализации трудовых отношений слабыми.

«Трудно говорить, что система работает, когда работодатель не желает платить. Вместо того чтобы создавать экономическую среду, которая включает в себя меры по активизации экономической деятельности, правительство старается ужесточить там, где не надо. Здесь я имею в виду и возможный переход на налог с продаж и рост налоговой нагрузки на МСБ. Это принесет пользы на 100 тенге, а проблем на 1000», — подытожил он «Къ».

Читайте также