Энтони Эспина: Мы имеем лучший опыт по возврату проблемной задолженности

Опубликовано
В числе позитивных факторов, повлиявших на уровень рейтингов банка, S&P отмечает новую команду управленцев и текущую модель развития бизнеса

6 сентября 2016 года Standard&Poors сообщило о присвоении АО «АТФ Банк» долгосрочного и краткосрочного кредитных рейтингов на уровне «B». По словам председателя правления банка Энтони Эспина, одним из факторов, повлиявших на положительное решение агентства, стала значительная работа нового менеджмента по возврату проблемной задолженности.

До этого момента Банк сотрудничал только с одним рейтинговым агентством – Fitch Ratings.

В числе позитивных факторов, повлиявших на уровень рейтингов банка, S&P отмечает: новую команду управленцев и текущую модель развития бизнеса; диверсифицированную базу фондирования и значительный запас ликвидности; устойчивую бизнес-позицию АТФ Банка на банковском рынке Казахстана и лидерство дочернего банка АТФ Банка – ОАО «Оптима Банк» — в Кыргызской Республике.

«В январе 2016 года агентство Fitch подтвердило АТФ Банку рейтинг на уровне «B-» с прогнозом «Стабильный». Текущая рейтинговая оценка от S&P принимает во внимание значительные усилия и действия банка, предпринятые за предыдущие годы и в течение 2016 года. Все они направлены на улучшение качества кредитного портфеля, возврат проблемной задолженности, увеличение финансовой и операционной эффективности, повышение уровня капитализации и качества структуры фондирования. Мы рады, что наш рейтинг улучшен», — отметил председатель правления АТФ Банка Энтони Эспина.

S&P также отмечает отрицательное влияние неблагоприятных рыночных и экономических условий в Казахстане, которые привели к негативному прогнозу по рейтингам Банка.

По состояниию на 1 августа 2016 года АТФ Банк занимает 5 место по размеру активов и депозитного портфеля (доля рынка 5,3% и 6,0% соответственно) и 8 место по величине кредитного портфеля (доля рынка 4,4%).

В дальнейшем Банк намерен сохранять поступательный рост и повышение доходности. В приоритетах совершентствование бизнес-процессов, повышение эффективности управления рисками, развитие филиальной сети и удаленных каналов обслуживания, а также внедрения информационных систем мирового уровня и обеспечение высокого уровня сервиса.

«Во времена, когда собственниками банка была итальянская компания Uni Credit банк потерял около 280 млрд тенге. Учитывая эти цифры, я согласен с рейтинговыми агентствами, что нужен был какой-то крупный европейский акционер для того, чтобы поддержать банк. Тогда Uni Credit докапитализировал банк и влил порядка 180 млрд тенге, а также прогарантировал определенную часть неработающего портфеля. То есть на момент перехода права владения банком казахстанскому акционеру эта гарантия составляла $631 млн», — рассказывает Энтони Эспина.

Согласно новому соглашению между Uni Credit и новыми акционерами банка было решено, что у Uni Credit было два года для того, чтобы выплатить всю эту сумму по гарантии.

По словам председателя правления банка, в течение этого времени новому менеджменту необходимо было сделать три вещи: во-первых, собрать проблемные кредиты. «В то время (на момент покупки банка – 1 мая 2013 года) NPL составляли более 50% от нашего кредитного портфеля.

Во-вторых, мы должны были ребалансировать наш баланс, потому что Uni Credit управлял банком как филиалом — основная часть фондирования в банке была от Uni Credit. Они занимали деньги в Европе в долларах и евро, конвертировали их здесь в тенге и кредитовали в тенге. В тот момент нам показалось, что у нас было слишком много этого долларового долга. В то время как активы были преимущественно в тенге.

Что мы сделали? Те деньги, которые были получены от Uni Credit (в качестве депозита), мы использовали для того, чтобы погасить свой долларовый долг. Более того, эти обязательства были очень дорогие. Мы платили 10,5% за доллары! В то время как сегодня мы платим всего 2% (ставка по долларовым депозитам – ред. «Къ»).

В-третьих, в то время когда Uni Credit покупал банк в Казахстане, регулирование было повышенным. Любая заявка на займ свыше 50 млн евро утверждалась в головном офисе в Вене. Если вы находитесь в Европе и не знаете, что такое Казахстан, то вам проще сказать «нет» клиенту. Если головной офис говорит казахстанскому менеджменту «нет», то естественно, он тоже отказывает клиенту. Это третье, что нам нужно было изменить.

Каковы результаты? Результат в том, что в первый же год до конца 2013 года мы сумели собрать $350 млн проблемных кредитов и плюс $100 млн мы получили в виде активов. С момента покупки банка и на сегодняшний день мы вернули более $1 млрд проблемных кредитов. У нас лучший опыт возврата проблемной задолженности в Казахстане», — отметил глава АТФ Банка.

Справочно:

АО «АТФ Банк» является одним из крупнейших банков Казахстана по размеру активов. Основной акционер Банка с пакетом акциий в размере 99,75% — ТОО «KNG Finance».

Читайте также