Недвижимые облигации: зачем акиматы выпускают долговые инструменты?

Опубликовано
Игроков на рынке всего два: акиматы размещают облигации, «Байтерек» их выкупает

На казахстанской фондовой бирже появились облигации акиматов. Однако о естественном развитии рынка муниципальных бондов говорить пока не приходится. По мнению аналитиков, это лишь средство для перенаправления денег под строительство жилья.

Еще 6 июня текущего года, выступая на заседании правительства, председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Ерболат Досаев рассказал о том, что местные исполнительные органы смогут начать выпуск ценных долговых бумаг для привлечения средств под строительство кредитного и арендного жилья.

«Для возможности выпуска специальных ценных бумаг местными исполнительными органами всех областей и городов Алматы и Астаны Министерством экономики были внесены 7 апреля 2016 года соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, а также 25 апреля этого года были внесены соответствующие изменения в постановление правительства от 15 июня 2009 года. Сегодня Министерство финансов завершает согласование по проекту изменения приказа № 540 от 4 декабря 2014 года, и на этой неделе будет он зарегистрирован, после этого местные исполнительные органы смогут выпустить свои бумаги», — отметил г-н Досаев.

Он напомнил, что на эти цели дополнительно из Нацфонда выделено 67 млрд тенге для строительства кредитного жилья через местные исполнительные органы. Из них к концу текущего года планируется освоить 41,7 млрд тенге, а оставшиеся – во втором и третьем кварталах следующего года.

Вместе с тем, как отмечал ранее «Къ», на минувшей неделе на Казахстанской фондовой бирже (KASE) были выставлены облигации местных исполнительных органов 12 областей республики и Алматы. Долговые ценные бумаги были выпущены в национальной валюте сроком на 2 года. Доходность облигаций низкая и составляет 0,15%. Номинальная стоимость одной бумаги – 1 тыс. тенге.

Согласно данным KASE, самый большой объем размещений представлен из Северо-Казахстанской области – 3,4 млн облигаций. Наименьшее размещение произвел исполнительный орган Карагандинской области – 887,8 тыс. бумаг. Акимат Алматы разместил 2,9 млн облигаций, а Алматинской области – 1,6 млн бумаг. Всего акимат Алматы намерен разместить 7,1 млн облигаций.

Также известно, что размещение бумаг будет происходить в два этапа. В текущем году уже было выпущено 2,9 млн облигаций. Предполагается, что в 2017 будет выпущено 4,2 млн долговых ценных бумаг.

Казахстанцы, не раскатывайте губу!

Стоит отметить, что появление на KASE долговых ценных бумаг не осталось без внимания наиболее активных пользователей соцсетей. В частности, их заинтересовал вопрос доходности госбумаг. Вот только, как подчеркнул в комментариях «Къ» исполнительный директор АО «Асыл-Инвест» Нурлан Рахимбаев, упомянутые боны квазигосударственного сектора далеко не для каждого желающего.

«В рамках программы «Нурлы жол» выделяются деньги на строительство жилья через национальный холдинг «Байтерек». В данном случае акиматы размещают облигации, «Байтерек» выкупает. Игроков всего два. Поскольку облигация – это соглашение, согласно которому эмитент обязуется возвратить инвестору занятую сумму, спустя 2 года акиматы должны будут выкупить назад свои бумаги. Здесь главная цель – строительство кредитного и арендного жилья. Поскольку все эти процессы курируют акиматы, они и получают деньги через облигации», – пояснил эксперт.

В свою очередь директор ОФ Financial Freedom Расул Рысмамбетов в комментариях «Къ» подчеркнул, что согласно действующему законодательству ни Нацфонд, ни ЕНПФ не могут напрямую выделять деньги, скажем, тем же акиматам на строительство кредитного и арендного жилья. В результате действует уже упомянутая схема с выпуском облигаций. «Но ничего хорошего в этом нет. Одно дело, если бы средства на строительство поступали от инвесторов. И совсем другое, когда деньги выделяются из Нацфонда», – говорит финансовый аналитик.

На своей страничке в FB он предложил расклад, согласно которому акимат, выкупающий у «Байтерека» свои бонды под 0,15% годовых, должен будет выплатить 3,6–8,4 млн тенге за полученные сейчас по облигациям 1,8–4,2 млн тенге.

Ситуация, прямо скажем, так себе. Тут не надо быть гениальным математиком, чтобы видеть разницу.

Квартирный вопрос – острая проблема

Между тем, вкратце напомним: в 2009 году, будучи тогда еще председателем Агентства по жилищно-коммунальному хозяйству и делам строительства, Серик Нокин, выступая на правительственном часе в мажилисе, отмечал, что инвестиции в жилищное строительство снизились на 41%. «В 2009 году… по сравнению с 2008 годом инвестиции в жилищное строительство снизились на 41%, ввод в эксплуатацию жилья – на 7%, объем индивидуального жилищного строительства – на 12%», – отмечал, в частности, г-н Нокин.

Что ж, ни для кого не секрет, что квартирный вопрос не только портит людей, но и одномоментно является определяющим социально-психологическим фактором по уровню состояния современного общества, а эффективная жилищная политика государства – ключевым элементом системы формирования и развития человеческого капитала. Видимо, в этой связи Серик Нокин грозил удалить с рынка все недобросовестные и неквалифицированные компании. Собственно, после чего и была введена система лицензирования, где предусматривалось, что многоэтажные дома будут строить лишь компании, имеющие 2-ю категорию лицензии, с опытом работы более 5 лет, и при этом они должны иметь положительную рекомендацию построенных объектов.

Но вот вопрос, почему акиматы тратят средства на строительство социального жилья, если в тендерах на возведение зданий все равно участвуют коммерческие структуры, как-то остается за кадром. Эксперты «Къ», которым был задан данный вопрос, затруднились дать взвешенный ответ. Точно так же по-прежнему остаются открытыми и вопросы по себестоимости социального жилья, участия частных строительных организаций в тендерах, организуемых акиматами и вопрос о качестве возведенного жилья. В отечественных СМИ не раз довольно бурно обсуждались случаи, когда построенные по госпрограмме дома оказывались в аварийном состоянии.

Между тем, по данным аналитической службы Рейтингового агентства РФЦА, инвестиции в жилищное строительство стабильно растут. Среднегодовой прирост равняется 16,7%. А возрастающие объемы капитальных вложений демонстрируют важность данной отрасли в экономике и социальной отрасли Казахстана. За 11 месяцев 2015 года инвестиции составили 651,3 млрд тенге. При этом доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций занимает 15,9%, собственные средства населения – 44,6% (причем, более 35% собственных средств приходится на жителей Алматинской области), собственные средства частных застройщиков – 16,7%, кредиты банков – 8,9% и другие заемные средства – 13,9%, что, кстати, указывает на неравномерность доходов по республике в целом.

Но если уж возвращаться к вопросу о качестве новостроек, то, как отмечают аналитики РФЦА, «в совокупности, такие факторы, как сжатые сроки по программам, неквалифицированные строительные кадры, дешевые строительные материалы, коррумпированность в государственных структурах, не характеризуют вводимое жилье как качественное и безопасное». В этой связи возникает еще один немаловажный вопрос: а стоит ли такое жилье затраченных средств?

Читайте также