«Къ» спроецировал характер будущих поправок в бюджет страны

Опубликовано (обновлено )
По данным Аналитического центра «е-Минфин», на 1 июля текущего года налоговые поступления в государственный бюджет составили более 2,82 трлн тенге

14 июня премьер-министр Казахстана на селекторном заседании Кабмина поручил профильным ведомствам к осени текущего года подготовить проект уточнений в бюджет. «Къ», изучив исполнение поступлений в казну по итогам I полугодия текущего года, попытался спроецировать характер будущих поправок в главный финансовый документ страны.

Девальвация сэкономила трансферт

По данным Аналитического центра «е-Минфин», на 1 июля текущего года налоговые поступления в государственный бюджет составили более 2,82 трлн тенге. Это на 18,2% (или на 430,6 млрд тенге) больше плана по доходам и на 40% (на 806 млрд тенге) превышает сбор годичной давности.

Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, основной рост поступлений пришелся за счет НДС (381 млрд тенге, или в 2,2 раза), КПН (176,7 млрд тенге, или в 1,3 раза), налог на международную торговлю и внешние операции (86,7 млрд тенге, или в 1,2 раза), а также поступлений за использование природных ресурсов (почти 54 млрд тенге, или в 1,5 раза).

Причем в структуре НДС наибольший прирост пришелся за счет товаров, работ и услуг внутреннего производства – «плюс» 279,4 млрд тенге или более чем в 17 раз. Тогда как поступления по НДС на импорт упали по сравнению с I полугодием 2015 года на 80,7 млрд тенге, то есть на треть.

Основную часть фискальных поступлений (64,2%) в госбюджет и республиканский бюджет (91,4%) в первой половине текущего года формировали 3 вида налога – КПН (699,8 млрд тенге), НДС (686,2 млрд тенге) и налог на международную торговлю и внешние операции (428,5 млрд тенге). Основу последнего, к слову, составляют экспортная таможенная пошлина на сырую нефть и в меньшей степени другие платежи.

Другими словами, доля этих налогов в доходах госбюджета на 1 июля 2016 года составила 44%, а в республиканском, куда они и поступают и вовсе – 54,5%. Таким образом, исполнение налоговых поступлений в республиканскую казну были перевыполнены почти на 20% или на 321,8 млрд тенге.

Это напрямую отразилось на размерах трансферта в бюджет из Нацфонда. За январь-июнь этого года из нефтяного фонда пришел общий транш в размере 1,17 трлн тенге. Это почти на треть (390,5 млрд тенге) меньше запланированного и почти вдвое меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года – на 800,6 млрд тенге. Добавим, что доходы Нацфонда на 1 июня 2016 года составили 547,6 млрд тенге, а активы фонда под управлением Нацбанка увеличились на $2 млрд. За счет чего идет финансирование бюджета остается пока под вопросом.

Неналоговые поступления выросли за отчетный период в 2,5 раза, до 217,6 млрд тенге, что косвенно указывает на растущий финансовый гнет. В структуре таких поступлений основной рост идет за счет прочих неналоговых поступлений, а именно по статье – «другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением организаций нефтяного сектора». По итогам января-мая этого года он принес почти 90 млрд тенге, что в 19,5 раз больше объема годичной давности.

В результате исполнение доходной части госбюджета составило 4,13 трлн тенге или 104,4% («плюс» 172,3 млрд тенге). Республиканский бюджет перевыполнил план по доходам на 1,3% до 3,34 трлн тенге, местные бюджеты – в 1,4 раза, до 2,66 трлн тенге. Основной причиной перевыполнения стало опережающее финансирование через трансферты из «центра», что вероятно, связано с электоральной компанией в Парламент — в 1,6 раз («плюс» 644 млрд тенге), до 1,76 трлн тенге.

Региональный срез

Далеко не последнее влияние на перевыполнение бюджетной кассы оказала девальвация тенге. На это косвенно указывает данные Комитета государственных доходов по налоговым и другим поступлениям в региональном аспекте за январь-май текущего года (более свежие данные пока отсутствуют).

Так, тройкой лидеров по приросту доходов госбюджета стали города Астана («плюс» 192,3 млрд тенге, в 1,7 раз г/г) и Алматы («плюс» 161,1 млрд тенге, в 1,6 раз г/г), а также Атырауская область («плюс» 185 млрд тенге, в 2,4 раза г/г).

В относительном выражении неплохую динамику продемонстрировали также Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области – в 1,75 («плюс» 46 млрд тенге) и в 1,5 раза (41,6 млрд тенге) соответственно.

«Проседание» доходов по сравнению с аналогичным периодом прошло года, не зафиксировано ни по одному региону. Однако наименьший вклад в дело наращивания госдоходов показали Алматинская и Карагандинская области – на 1,7% («плюс» 1,7 млрд тенге) и 2,7% («плюс» 2,4 млрд тенге) соответственно.

Несмотря на перевыполнение плана по трансфертам из республиканского бюджета в структуре доходов местных бюджетов, общие статданные указывают на продолжение тенденции бюджетной децентрализации регионов и независимости от «центра». Об этом говорит соотношение доли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов («независимость региона») и «самодостаточности регионов» (соотношение всех налоговых поступлений области к доходной части местного бюджета).

В целом, независимость регионов по итогам января-мая текущего года показывает рост до 46,3%, что является очередным шагом на пути к финансовой независимости от центра. Этому в немалой степени способствуют антикризисные шаги правительства по стимулированию занятости.

Поступления по индивидуальному подоходному и социальному налогам на 1 июня 2016 года составили почти 600 млрд тенге, что на 16% больше объема годичной давности. Кроме того, эти налоги формируют 22,4% всех доходов, а также 71,1% всех налоговых поступлений регионов.

Среди регионов процесс децентрализации «двигали» Астана, Алматы, Актюбинская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области.

Причем, эти тенденции являются прямым следствием повышения самодостаточности регионов. Все обозначенные выше регионы, а также Павлодарская, Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская области за 5 месяцев текущего года нарастили этот показатель.

К числу де-факто самодостаточных регионов почти присоединилась Восточно-Казахстанская область. Обратный процесс демонстрирует Карагандинская область, где падает общее поступление по налогам, но продолжается крен в сторону наращивания роста доли «местных налогов».

Хочешь мира, готовься к войне

Расходная часть государственного бюджета на 1 июня 2016 года составила 3,57 трлн тенге, что на 16,2% (или почти на 0,5 трлн тенге) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, процент исполнения финансирования составил всего 38,1%. В свою очередь, чистое бюджетное кредитование регионов выросло в 1,4 раза к годичному уровню до 103 млрд тенге.

В динамике основных расходов в лидеры неожиданно вырвалась оборона – 177,5 млрд тенге. К слову, это в 1,4 раза больше, чем в январе-мае 2015 года. Это самый динамичный прирост среди основных статей госрасходов.

В числе лидеров по расходам стали образование (649,7 млрд тенге, +20% г/г), госуслуги общего характера (250,3 млрд тенге, +17,5% г/г), здравоохранение (425,5 млрд тенге, +16,9% г/г), а также соцобеспечение (822 млрд тенге, +13,2%).

Недофинансированным оставались сектор ЖКХ (105,1 млрд тенге, «минус» 21% г/г), сельское хозяйство (82,1 млрд тенге, «минус» 20% г/г), транспорт (177,7 млрд тенге, «минус» 3%), а также расходы, связанные с общественным порядком (196,8 млрд тенге, «минус» 0,7%).

Стоит отметить двукратный рост стоимости обслуживания госдолга – 217,5 млрд тенге. Дефицит государственного и республиканского бюджета вырос в 4 и 7 раз к аналогичному периоду прошлого года и составил 271,5 млрд тенге и 489 млрд тенге соответственно.

Капзатраты бюджета на минимуме

В структуре расходов государственной казны доля текущих затрат по итогам января-мая этого года составила 3,24 трлн тенге, что на 20,2% или 545 млрд тенге больше, чем годом ранее. В рост затрат входит размер вознаграждения (отдельно, без учета тела займа) по госдолгу (+110 млрд тенге), другие текущие затраты (+102,7 млрд тенге), зарплата и выплаты (+100 млрд тенге), а также социальные обязательства (+97 млрд тенге).

В свою очередь, объем капзатрат сократился на 10% или 36 млрд тенге до 326,6 млрд тенге. В результате доля текущих затрат в госрасходах на начало июня 2016 года составила 82,4% против 76,7% годом ранее. Из них почти 44% — прямые социальные обязательства государства (зарплаты, пенсии и так далее). Доля капзатрат в госбюджете на начало июня опустилась почти на 6 процентных пунктов до 17,6%.

Читайте также