Старый заемщик лучше новых двух

Опубликовано
Каждый третий заемщик в стране имеет два беззалоговых кредита.

По данным аналитического центра Первого кредитного бюро #1СВAnalytics 2015 год был менее «урожайным» для многих финансово-кредитных организаций в сравнении с предыдущим 2014 годом. Объемы выдачи розничных кредитов в 2015 году сократились на 22%, сообщает пресс-служба организации.

На конец 2015 года объем ссудной задолженности розничного кредитования РК составил более 4,57 триллионов тенге, увеличившись за год на 478 млрд. тенге, или 11,7% в процентном выражении.

При этом, по оценочным данным, объемы выдачи розничных кредитов в 2015 году в сравнении с 2014 годом сократились на 22%: если в2014 году рынок банковской розницы выдал в совокупности 1,87 трлн.тенге, то в 2015 году -1,46 трлн.тенге. Вместе с тем, что с начала 2015 года рынок придерживался сдержанной консервативной кредитной политики, и это отразилось на объемах выдачи по году, отметим, что в 3 квартале 2015 года выдачи резко сократились на 7% относительно предыдущего года, в то время как в 3 квартале 2014 года наблюдался рост в 17%.

Количество заемщиков с действующими контрактами увеличилось за год на 407 тысяч человек и составило около 5 миллионов уникальных заемщиков. В отношении к количеству экономически активного населения, которое составляет8,9 млн. человек, доля населения с кредитами составила 56%.

Количество кредитных контрактов на рынке розничного кредитования достигло отметки в 7 миллионов. Структура кредитной нагрузки такова, что в среднем на 1 казахстанца приходится 1,4 кредита, то есть можно сказать, что каждый третий заемщик в стране имеет два беззалоговых кредита.

В ТОР 3 рейтинга самых популярных продуктов кредитования в 2015 году вошли — беззалоговые кредиты (объем выдач 896 млрд. тенге), ипотека (объем выдач 219 млрд.тенге) и потребительские залоговые кредиты (объем выдач 206 млрд.тенге).

В целом по всем продуктам кредитования рынок переживал спад. Отличительной особенностью ушедшего года стало увеличение рынка кредитных карт. Это единственное направление, показавшее трехпроцентный прирост в 2015 году.

Асем Нургалиева, директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро: «За 2015 год 14,5 млрд.тенге было выдано через кредитные карты, при этом количество контрактов в данном сегменте резко снизилось – почти на 23%по отношению к 2014 году. Обратная корреляция данных показателей обозначила тренд 2015 и 2016 года: управление кредитными лимитами и повторные продажи (upsale), когда банки охотнее работают со своими старыми клиентами (менее рисковыми), чем с новыми (более рисковыми). На наш взгляд данная стратегия сохранится и в других продуктах кредитования. Упреждая данный тренд, ПКБ разработало ряд инструментов для вторичных продаж, в том числе поведенческий скоринг (FCB BeScore) и скоринг склонности к кредитованию (FCB PropensityScore), которые обладают высокой разделительной силой, что является важным фактором в стратегии вторичных продаж и управлении лимитами кредитования. Для многих финансовых институтов профиль имеющихся клиентов более понятный и менее рискованный для кредитования, особенно в текущих условиях фондирования».

Читайте также