Китай, как украшение ЕБРР

Опубликовано
Вступление в ЕБРР принесет убытки Китаю, считают аналитики

Вступление в ЕБРР принесет убытки Китаю, считают аналитики. Кроме этого, сам факт участия Китая в ЕБРР скорее символичный, и едва ли можно ожидать значительных новшеств и серьезного влияния Китая на деятельность ЕБРР. В банке напротив отмечают, что такое сотрудничество позволит расширить горизонты по проектам Шелкового пути, а также увеличить объемы инвестирования в проекты стран ЕБРР.

Напомним, в конце 2015 года акционеры ЕБРР приняли решение о приеме Китая в члены Банка, и 15 января Китай стал 67 акционером Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). После завершения всех формальностей об этом было объявлено на встрече президента ЕБРР сэра Сумы Чакрабарти и премьера госсовета КНР Ли Кэцяна в Пекине 15 января.

Кроме этого, Сэр Сума упомянул об Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), с которым ЕБРР сотрудничает с самого момента его создания, обсуждая вопросы корпоративного управления и социально-экологические стандарты. Он высказал пожелание о том, чтобы после того, как новый банк начнет операционную деятельность, ЕБРР и АБИИ сотрудничали в выполнении совместных проектов.

Реанимировать Шелковый Путь

Вопросы по сотрудничеству в Центральной Азии, где ключевую роль играет Казахстан, обсуждались во время встречи президента ЕБРР сэра Сумы Чакрабарти в Пекине с премьером госсовета Китая Ли Кэцяном и главой Народного Банка Китая Чжоу Сяочуанем. Среди вопросов, которые обсуждали на круглом столе на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе президент ЕБРР сэр Сума Чакрабарти и премьер-министр Казахстана Карим Масимов, был и вопрос сотрудничества с Китаем в Казахстане, рассказали в пресс-службе ЕБРР.

В официальном ответе «Къ» представители ЕБРР добавили, что все три стороны – и правительство Казахстана, и ЕБРР, и Китай, — заинтересованы в сотрудничестве. «Речь идет в первую очередь об инфраструктурных инвестициях в рамках возрождения Шелкового Пути, но не только о них. Мы уже рассматриваем некоторые возможные проекты – пока еще рано их называть, но работа уже идет», — отмечают ЕБРР.

В ЕБРР отмечают, что сотрудничество расширит возможности для сотрудничества по проектам Шелкового Пути. «Теперь, когда Китай стал страной-членом банка, усиливаются возможности для ЕБРР и китайских компаний совершать совместные инвестиции вдоль Шелкового Пути. Инвестиции в инфраструктуру помогут усилить торговлю вдоль возрожденного Шелкового Пути», — добавили в банке.

«Страны, которые интересны Китаю, будут «прощупываться» в двустороннем режиме, на котором КНР всегда настаивало и фокусировалось исторически», — считает финансовый аналитик ANZ Banking Group Куаныш Батырбеков.

Аналитик рассказал, что ЕБРР в последнее время политизировался и постепенно сворачивает свою деятельность в России, при этом увеличивая инвестиции и влияние на Ближнем Востоке, который постепенно «демократизируется». «Я не считаю, что вступление Китая в ЕБРР как-либо повлияет на стратегию последнего в отношении РК и РФ. В частности, отношения с РК уже довольно «тёплые» и скорее всего будут развиваться в двустороннем ключе», — добавил он.

Источник инвестиций

По мнению ЕБРР, вступление Китая в ряды стран-акционеров ЕБРР – ситуация втройне выгодная и для Китая, и для ЕБРР, и для стран, где работает банк.

«Китай – важный источник инвестиций для развития экономик стран операций ЕБРР, в дополнение к традиционным источникам инвестиций. Торговый оборот между Китаем и регионом ЕБРР быстро растет. . Но потенциал для дальнейшего роста остается очень большим.», — отметили в ЕБРР.

По информации предоставленной банком, доля Китая в экспорте стран ЕБРР увеличилась 1% в 2005 году до приблизительно 5% в 2014. Импорт из Китая также растет в общем объеме импорта стран ЕБРР, от менее чем 6%в 2005 году до около 10 % в 2014.

Регион ЕБРР, в свою очередь, в 2014 году получил около 8 % китайского экспорта и 10 % импорта. Главные страны-покупатели китайского экспорта – Россия, Турция, Польша и Казахстан. Главные экспортеры в Китай, по объему продукции, — это Россия, Казахстан, Туркменистан, Монголия и Словакия, отмечают в ЕБРР.

Членство в ЕБРР повлияет на повестку внутренних экономических реформ Китая; в своем первом обращении к Совету, представитель Народного Банка Китая четко заявил, что опыт ЕБРР в переходе от центральной плановой экономики к рыночной экономике представляет особый интерес для КНР и является важным фактором в желании присоединиться к ЕБРР еще с 2007 года, когда они впервые заявили о своей заинтересованности сделать это.

Г-н Батырбеков считает, что членство Китая это скорее «символический шаг». «Китаю членство скорее принесет материальные убытки, так как придется делиться будущей прибылью от проектов АБИИ с ЕБРР, взамен на символическое признание акционером, что можно преподнести внутри Китая как западное признание Китайского коммунизма посреди разгорающегося экономического кризиса. Поэтому выгоды от членства больше политические и неосязаемые», — пояснил он.

Это подтверждается и утверждённым акционерным капиталом всего в 0.1%, поэтому ожидать значительных реформ (в том числе и для Казахстана) не стоит, подчеркнул он.

Реформа без формы

Вопреки заявлениям ЕБРР, аналитики не ожидают значительных изменений для стран-участниц ЕБРР, полагая, что вступление Китая в ЕБРР некий имиджевый ход для ЕБРР.

«В целом я не ожидаю кардинального пересмотра отношений КНР и стран, входящих в ЕБРР или активизации значительных реформ в деятельность организации. Дело в том, что Китай и ЕБРР уже достаточно продолжительное время сотрудничают по целому ряду проектов и, более того, разрабатываются планы совместной деятельности ЕБРР и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ)», — отметил финансовый аналитик ИХ "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин.

По его мнению вступление в ЕБРР нового акционера является по большей части «вопросом престижа и показателем намерений». Однако не исключает, что существует возможность дальнейшего расширение деятельности ЕБРР в Азии и открытие новых каналов для финансирования азиатских проектов (включая проект «Нового Шелкового пути»). «Таким образом, косвенно данная новость умеренно положительна и для Казахстана», — пояснил г-н Нигматуллин.

«На мой взгляд, участие Китая будет довольно формальным вследствие географической удалённости от центра принятия решений ЕБРР. При этом, можно ожидать ответного «реверанса» со стороны Китая в адрес ЕБРР через софинансирование прибыльных проектов с АБИИ, которые последний вполне мог потянуть и в одиночку», — полагает Куаныш Батырбеков.

В ЕБРР рассказали, что банк будет поддерживать интеграцию Китая в глобальную экономику, станет надежным партнером для китайских компаний, которые инвестируют в страны региона ЕБРР, подчеркнув, что партнерство между Китаем и ЕБРР будет расти по мере того, как ЕБРР будет развивать деловые контакты в Китае и отношения с китайскими компаниями с целью совместных инвестиций в страны операций ЕБРР: в страны Центральной Азии, Центральной и Юго-Восточной Европы, Южного и Восточного Средиземноморья. «Такие инвестиции могут совершаться в инфраструктуру, энергоэффективность, чистую энергетику, и в другие сектора экономики», — пояснили в пресс-службе банка.

Кроме этого, усиление взаимодействия между ЕБРР и АББИ, который только что формально открыл двери для бизнеса, позволит совершить ряд инвестиций, о некоторых из них можно будет говорить более конкретно уже в ближайшем будущем, поделились представители ЕБРР.

На заседании совета директоров ЕБРР 27 января, генеральный директор Международного департамента Народного Банка Китая Джун Жу отметила, что Китай также является переходной экономикой огромного размера, которая и по сей день прикладывает усилия по запуску рыночных механизмов, чтобы позволить рынку играть большую роль в экономике страны. В этом Китай преодолевает те же препятствия, что и многие страны операций ЕБРР, и центрально- и восточноевропейские, и центральноазиатские.

«Мы считаем, что ЕБРР и другие акционеры Банка смогут помочь советами и предложениями. Таким образом вступление в ЕБРР поможет и нам», — отметила она.

Спикер также подчеркнул, что Китай намерен занять активную позицию на международной арене. «Сейчас Китай – очень большая экономика. Международное сообщество много дало нам. Но мы же не можем только брать – мы должны и вносить свой вклад, играть более активную международную роль. Так что вступление в ЕБРР позволит Китаю не только сотрудничать с ЕБРР в двустороннем режиме, но и участвовать в проектах, поддерживаемых ЕБРР и другими акционерами, чтобы помогать странам операций ЕБРР на пути перехода к рыночной экономике. Мы видим в таком сотрудничестве большой потенциал», — заключила г-жа Джун Жу.

Читайте также