Бизнес продолжает кредитоваться

Опубликовано
Cпрос на кредитные продукты со стороны МСБ по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне

Несмотря на заявления об уменьшении кредитных портфелей банков, представители фининститутов отмечают, что спрос на кредитные продукты со стороны МСБ по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне. Кроме этого, некоторые банки отмечают повышение интереса со стороны бизнеса к корпоративным программам.

Согласно обзору ranking.kz, снижение кредитной активности в банках способствует развитию продуктов для корпоративных клиентов. Анализ показал, что количество предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса с августа 2014 по август 2015 года увеличилось на 14,7 тыс. В обслуживании предпринимателей акцент смещается с оказания разовых услуг на предоставление комплексных решений для юрлиц и индивидуальный подход к клиенту. В первую очередь по такому самому востребованному виду, как операционное обслуживание.

Причины и следствия

Руководитель блока «Корпоративный банк» АО ДБ «Альфа-Банк» Ербол Абдугалиев отметил, что ожидания на валютном рынке, связанные с ослаблением тенге, введение свободно плавающего курса тенге привели к тому, что казахстанские банки столкнулись с дефицитом ликвидности в национальной валюте на фоне растущего уровня долларизации депозитного портфеля банков, что привело к увеличению стоимости фондирования в тенге.

В результате интерес корпоративных клиентов к обслуживанию своих обязательств перед банками снизился. «На ухудшении кредитоспособности отражается и то, что альтернативное финансирование в долларах США, при отсутствии или недостаточности валютной выручки, а также без приемлемых и доступных инструментов хеджирования, приводит заемщиков к высокому уровню валютного риска», – отметил специалист.

Все эти факторы привели к предельно взвешенной политике БВУ в кредитовании корпоративных клиентов и спровоцировали уменьшение кредитного портфеля банков. «Нужно отметить, что в отчетности БВУ, деноминированной в тенге, на отчетные даты, следующие за введением свободно плавающего курса тенге, кредитный портфель значительно вырос благодаря ослаблению национальной валюты, в зависимости от доли кредитов, предоставленных в иностранной валюте», – добавил г-н Абдугалиев.

Но сокращение кредитного портфеля отмечают не все банки. Например, в Банке ВТБ (Казахстан) сокращение кредитного портфеля корпоративного бизнеса не наблюдается. «В банке постоянно проводится работа по рассмотрению кредитных заявок новых клиентов и качественному обслуживанию действующих. Поэтому банк не концентрируется на каком-то отдельном продукте или направлении, мы предоставляем клиентам комплексные решения по всем направлениям, в том числе совместно с розничным направлением», – отметили специалисты ВТБ.

«На сегодняшний день спрос на заемные средства у представителей МСБ по-прежнему остается высоким. Важным фактором, поддерживающим рост кредитования, является государственная поддержка экономики. Государство направляет свои средства через различные программы, что в значительной степени поддерживает кредитование предприятий МСБ в приоритетных секторах экономики», – отметили в АТФБанке.

Наращивание корпоративных услуг

Специалист Альфа-Банка отмечает рост числа клиентов, заинтересованных в предоставлении комплексных решений. «В банке существует такой показатель, как уровень вовлечения клиента в предлагаемые продукты и услуги. Стоит отметить, что в среднем данный показатель вырос по корпоративным клиентам с уровня 3,8 в 2014 году до 4,2 в 2015-м, что означает увеличение количества используемых банковских продуктов одним клиентом», – пояснил он.

В Альфа-Банке клиентам предлагается продукт факторинг как источник альтернативного либо дополнительного финансирования для корпоративных клиентов. «Посредством факторинга можно минимизировать сопутствующие валютные риски, поскольку импортер, немедленно получая оплату за отгруженный товар, может сразу расплатиться со своими зарубежными поставщиками либо приобрести иностранную валюту под предстоящие платежи по контракту. А эффективно выстроенная структура факторингового финансирования будет способствовать улучшению платежной дисциплины дебиторов», – рассказал г-н Абдугалиев.

В АТФБанке развиваются операционное обслуживание, продукты кредитования МСБ, депозиты, документарные операции, эквайринг, платежные карточки, зарплатные проекты, специальные предложения по кредитованию МСБ и другие продукты по взаимодействию с бизнесом.

«Чем выгоднее для клиента услуга, получаемая в банке, тем эффективнее и успешнее развивается его бизнес, соответственно выше уровень взаимовыгодного сотрудничества между банком и клиентом. Все это позволяет банку лучше удовлетворять потребности действующих и новых клиентов, способствует переводу их бизнеса в банк для комплексного обслуживания», – считают в АТФБанке.

«В транзакционном банкинге у АТФБанка есть особенность, которая выделяет его на рынке банковских услуг, – отделение формата «Центр обслуживания бизнеса» в городе Алматы. В настоящий момент это уникальное предложение. В его основу заложен принцип работы крупных торгово-развлекательных центров, когда посетитель, придя фактически в одно место, может получить максимальное количество услуг», – рассказали специалисты АТФ.

В центре обслуживания бизнеса помимо стандартных банковских услуг АТФБанк предлагает бесплатные юридические, бухгалтерские консультации, а также нотариальные услуги. Также в направлении операционного обслуживания АТФБанк предлагает предпринимателям МСБ услугу «Лестница привилегий».

Размер скидок на операционное обслуживание зависит от размера совокупного оборота на счетах, открытых в АТФБанке. Зависимость логична и проста: чем больше оборот денег на счетах клиента, тем больше размер предоставляемых скидок и шире перечень услуг, на которые они распространяются.

Примечательно, что клиент сам может регулировать размер скидок через размер оборотов по счетам, открытым в АТФБанке. «Схема прозрачная, все объемы определены, клиент всегда знает, на какие скидки он может рассчитывать при имеющихся объемах. Таким образом, перечень и размер скидок не зависят от решения менеджера, а определяются публично. Клиенту достаточно довести оборот до необходимого ему объема. Причем смена размера скидки происходит автоматически со сменой объемов (анализ производится каждый месяц).

Также бизнесменам банк предлагает продукт «Кредит за 4 дня», отмечая, что это один из самых быстрых кредитов для субъектов МСБ на рынке. В частности, кредит может быть использован на пополнение оборотных средств, инвестиционные цели, рефинансирование текущей задолженности в других банках. В фининституте отметили, что сейчас для клиентов продукт наиболее интересен в части пополнения оборотных средств.

«Еще один очень удобный продукт для бизнеса в линейке АТФБанка – финансирование субъектов МСБ под дебиторскую задолженность по контракту для дальнейшего исполнения данного контракта. Финансирование позволяет получить деньги своевременно, без необходимости прерывать производственный процесс», – рассказали специалисты.

В АТФБанке наблюдается повышение интереса со стороны клиентов к комплексным продуктам, которые позволяют в одном банке получать максимально возможный спектр услуг. Таким образом, услуги банка для корпоративного сектора находят хорошую обратную связь от МСБ.

Справка

По данным Национального банка, на 1 июля 2015 года займы МСБ составляли 3245 млрд, к 1 сентября цифра выросла до 3593 млрд тенге, прибавив 10,6% с начала года (на начало 2015 года – 3248 млрд тенге). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 21,4%, на 1 сентября 2014 года займы МСБ составляли 2960 млрд тенге.

Читайте также