Как Казахстан «диверсифицировал» экономику через институты развития

Опубликовано (обновлено )
Подготовили краткий обзор долгой истории «слезания с нефтяной иглы»

Одной из основных задач нового правительства РК глава государства назвал диверсификацию экономики. Власти пытаются реализовать индустриально-инновационную политику с начала нулевых, но пока без особых успехов. «Курсив» предлагает вспомнить историю создания, упорядочивания, преобразования и оптимизации множества институтов развития, учрежденных как раз для того, чтобы страна снизила зависимость от добычи сырья и научилась производить продукцию высоких переделов.

О том, что к концу 1990-х в экономике Казахстана стали появляться «лишние» деньги, свидетельствует, например, создание Нацфонда в 2000 году. И даже аккумулирование средств от продажи сырья и приватизационных сделок в этой суверенной копилке не мешало расти бюджету государства в целом. Дополнительным поступлениям в бюджет требовалось найти какое-то применение (желательно эффективное, но что получилось, то получилось). Тогда с высоких трибун начала звучать справедливая по сути идея о необходимости диверсификации экономики и «слезания с нефтяной иглы». Власть провозгласила соответствующий курс, обеспечила финансирование, и в стране начали активно появляться государственные (разумеется) институты развития. Не имея денег, технологий и компетенций для самостоятельной разработки крупнейших нефтяных месторождений, Казахстан располагал массой доморощенных (и не только) экономистов, финансистов и юристов, способных заниматься бумажной работой в создаваемых организациях.

Кабы не было «Казыны»

В 2001 году был образован Банк развития Казахстана (БРК), спустя два года – Инвестиционный фонд Казахстана и Национальный инновационный фонд. Создание двух последних было предусмотрено утвержденной в 2003 году Стратегией индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы (СИИР) – программным документом построения нового, процветающего Казахстана.

«Производство конкурентоспособных и экспорт­но ориентированных товаров в обрабатывающей промышленности, эффективное использование научного потенциала в развитии инновационной сферы должны стать основными приоритетами диверсификации казахстанской экономики и ее отхода от сырьевой направленности», – говорил в 2003 году Адильбек Джаксыбеков, занимавший тогда пост министра индустрии и торговли.

Каждый институт развития работал в рамках своего мандата и, как неоднократно подчеркивалось, не должен был подменять собой рыночное кредитование. Перед БРК ставилась задача дешевого длинного финансирования крупных (одно время их очень любили называть «прорывными») проектов в перерабатывающей промышленности и в сфере инфраструктуры. Коммерческим банкам, как утверждалось, такие проекты были либо неинтересны, либо неподъемны по суммам, необходимым на их реализацию.

kak-kazaxstan-«diversificiroval»-ekonomiku-cherez-instituty-razvitiya_.jpg

Исторических документов (в том числе аудированной отчетности до 2008 года) по многим казахстанским компаниям в открытом доступе нет. В отчетности Инвестиционного фонда Казахстана (ИФК) за 2008 год сказано, что цель фонда – содействие в реализации СИИР посредством осуществления инвестиций в перспективные отрасли. На практике фонд скупал доли в разных бизнесах (в том числе в ближнем зарубежье), не демонстрируя особую системность и приверженность идеям СИИР. На конец 2008 года акционерный капитал ИФК (то есть вливания государства в компанию) составлял 31 млрд тенге. Фонд владел прямыми долями (от 15 до 62% участия) в 35 компаниях. На их покупку ИФК потратил 28,7 млрд тенге, а справедливая оценочная стоимость этих активов равнялась лишь 11,6 млрд. С момента создания и до начала 2008 года ИФК возглавлял Зейнулла Какимжанов.

Национальный инновационный фонд (НИФ) был создан «для повышения общей инновационной активности в стране, в том числе содействия высокотехнологичным и наукоемким производствам». В 2005 году НИФ обзавелся дочерним АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (отвечало за ввод в эксплуатацию региональных технопарков), переданным из республиканской собственности. На конец 2007 года у НИФа появилась еще одна «дочка» – АО «Казсат», занимавшееся строи­тельством, вводом в эксплуатацию и последующей сдачей в аренду коммуникационных и вещательных спутников.

Кабы не было кризиса

Первое формальное упорядочивание институтов развития произошло в 2006 году, когда было создано АО «Фонд устойчивого развития «Казына». Его цель – «повышение и стимулирование инвестиционной и инновационной активности путем эффективного корпоративного управления институтами развития, решающими задачу диверсификации экономики». Помимо БРК, ИФК и НИФ в «Казыну» вошли АО «Фонд развития малого предпринимательства» (ныне известное как ФРП «Даму»), АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» (ЦМАИ), АО «Государственная корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ныне СК «KazakhExport») и ТОО «Казахстанский центр содействия инвестициям «Казинвест». В 2007 году «Казына» создает еще одну «дочку» – фонд фондов прямых инвестиций «Казына Капитал Менеджмент», а также преобразовывает ЦМАИ в Корпорацию по развитию и продвижению экспорта Kaznex.

Руководить «Казыной» был поставлен Кайрат Келимбетов, который до этого в течение четырех лет возглавлял министерство экономики и бюджетного планирования. Именно он считается главным идеологом того пути диверсификации через институты развития, по которому пошел Казахстан. Келимбетов активно продвигал кластерную модель развития экономики, которая воплотилась в создании специальных экономических зон (СЭЗ) в так называемых приоритетных отраслях для тех или иных регионов. Выбором этих приоритетов и регионов занимался ЦМАИ, который был образован при Минэкономики в 2003 году и затем вошел в состав «Казыны». В 2007 году в дополнение к имеющимся национальным в стране появилось семь региональных институтов развития, это социально-предпринимательские корпорации (СПК). О необходимости их создания заявил Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира».

«По мнению ведущих международных консалтинговых компаний, проводимая в стране экономическая политика, созданные институты развития, холдинги «Самрук» и «Казына», инициа­тивы по формированию конкурентоспособных кластеров, нефтехимического комплекса, созданию Регионального финансового центра в Алматы, Стратегия территориального развития, программа «30 корпоративных лидеров» создают прочную идео­логическую, организационную и правовую основу для предстоящего рывка вперед», – говорил Келимбетов в интервью СМИ в 2007 году.

По его мнению, на тот момент в стране был «создан системный механизм по диверсификации экономики: кластеры, технопарки, индустриальные и специальные экономические зоны, СПК, концессии».

«Создание такой инфраструктуры – дело не одного дня и даже года. Но сделано главное – изменилась психология общества и бизнеса, есть понимание важности эффективного использования нефтяных доходов», – заявлял чиновник.

Естественный отбор

В 2008-м разразился мировой кризис, но находившийся на волне диверсификации Казахстан накрыло штормом годом раньше. В 2007-м в стране лопается пузырь на рынке недвижимости, встают стройки, отрасль перестает возвращать кредиты местным банкам, а крупнейшие местные банки, соответственно, утрачивают способность отвечать по внешним долгам. В этих условиях для стабилизации экономики власть решила объединить весь квазигоссектор под одним крылом – Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Председателем правления ФНБ назначен Кайрат Келимбетов, его заместителем – Тимур Кулибаев.

Борьба с последствиями кризиса разделила институты развития на «важные» и «не очень». К первой категории можно отнести БРК и «Даму». БРК и в рамках антикризисной повестки продолжил поддерживать крупный бизнес, «Даму» занимается поддержкой МСБ. Не подверглись серьезным внешним реформам такие экс-«дочки» «Казыны», как KazakhExport и «Казына Капитал Менеджмент». Остальные институты прошли через целое сито преобразований.

Выживает сильнейший

ТОО «Казахстанский центр содействия инвестициям «Казинвест» в 2011 году бесследно исчезло. Согласно аудированной отчетности ФНБ, на конец 2010 года «Казинвест» полностью принадлежал ФНБ, а в течение 2011-го доля владения сократилась до нулевой. По открытой информации, президентом «Казинвеста» до 2005 года был Аскар Баталов, откуда он пересел в кресло вице-министра индустрии и торговли. Компания отвечала за формирование привлекательного имиджа Казахстана среди зарубежных инвесторов, проводила международные инвестиционные конференции.

Kaznex (бывший ЦМАИ) в 2009 году был передан из ФНБ в ведение Мининдустрии и торговли и переименован сначала в Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, а затем в нацкомпанию Kazakh Invest. С 2018 года компанией управляет Министерство иностранных дел.

НИФ перешел из ФНБ в рес­публиканскую собственность в 2010-м. Спустя два года у НИФа забрали дочернее АО «Казсат» (в 2008 году НИФ признал обесценение инвестиций в сломавшийся спутник KazSat в размере 5,3 млрд тенге) и присоединили его к Республиканскому центру космической связи (в составе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности). Сам НИФ был переименован в АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР) и уже под этой вывеской попал в «Байтерек». В 2019 году НАТР передало акимату Алматы дочернее ТОО «Технопарк «Алатау», а саму компанию пере­именовали еще раз – теперь она называется QazTech Ventures. В 2020 году у нее забрали еще одну «дочку» – АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» – и передали ее в холдинг «Зерде».

В прошлом году QazTech Ventures фактически прекратила существование как самостоятельный хозяйствующий субъект, а ее функционал и активы были переданы под управление АО «Казына Капитал Менеджмент» в качестве отдельных фондов. В 2015 году «Байтерек», проведя анализ инвестпортфеля НАТР, установил, что подавляющая доля инвестпроектов и отечественных венчурных фондов находится в кризисном состоянии. Инвестиционная деятельность компании была при­остановлена, началась реализация антикризисных мероприятий по обеспечению выхода из проектов и возврата инвестиций.

Наконец, Инвестиционный фонд Казахстана в 2013 году (то есть сразу после его включения в НУХ «Байтерек») был превращен в управляющую компанию в области реструктуризации и управления стрессовыми активами. То есть из ИФК сделали своего рода Фонд проблемных кредитов, только не для частных банков, а для проектов, которые реализовывались на средства институтов развития.

Среди этих проектов много таких, которые в свое время помпезно преподносились чиновниками как «прорывные». Например, по итогам 2014 года (выбранная «Курсивом» дата показательна с точки зрения проблемности проекта «в моменте», позднее предприятия могли быть в той или иной степени реабилитированы) в списке стрессовых находились проекты компании Silicium Kazakhstan по производству металлического кремния в Караганде и компании Biohim по производству биоэтанола в Северо-Казахстанской области. Частным инвестором (и получателем госсредств от БРК) в обоих случаях выступал российский бизнесмен Александр Сутягинский. В 2013 году его судили в Алматы за организацию покушения на убийство и приговорили к 12 годам лишения свободы, однако апелляционная коллегия изменила приговор суда первой инстанции на шестилетний условный срок.

В том же 2014 году ИФК отчитывался об «успешном ходе реализации проекта» по строительству завода по производству листового стекла в Кызылорде. В 2018 году бывший министр национальной экономики Куандык Бишимбаев был приговорен к 10 годам лишения свободы за получение крупной взятки и хищение госсредств при строительстве этого завода. Сроки запуска предприятия неоднократно откладывались. По последней информации «Байтерека», ввести завод в эксплуатацию планируется в марте текущего года.

В 2021 году «Байтерек» продал ИФК туркестанскому ТОО «D-Personnel» за 10,6 млрд тенге. Таким образом, из восьми институтов развития, некогда объединенных в фонде «Казына», в составе холдинга «Байтерек» на сегодня осталась ровно половина.

Читайте также