Дальнейшее повышение базовой ставки может создать экономике РК лишние проблемы

Опубликовано
В том числе ужесточение условий кредитования и шоки со стороны спроса

Нацбанк РК в минувший понедельник в четвертый раз за последние шесть месяцев повысил базовую ставку – на этот раз на 25 б.п., до 10,25%, с коридором ±1%. В ЦБ это объясняют сохраняющимся давлением роста цен в мировой экономике, а также проинфляционными рисками внутренней конъюнк­туры. 

В Нацбанке отмечают, что, несмотря на замедление общей потребительской инфляции в декабре 2021 года до 8,4% (после 8,7% в ноябре и 8,9% в октябре), «траектория базовой инфляции указывает на неустойчивость замедления инфляционных процессов». По итогам минувшего декабря базовая инфляция (без учета цен на фрукты, овощи, энергоносители и железнодорожный транспорт) сложилась на уровне 7,97% после 8,14% в ноябре. 

Впрочем, рост предсказуемости в динамике потребительских цен все же наблюдается. Внешний фон становится более благоприятным для РК. Денежно-кредитная политика крупнейших игроков все еще остается мягкой: ФРС и ЕЦБ все еще не торопятся запускать раунды повышения ставки, несмотря на продолжающееся ускорение инфляции, ограничиваясь жесткой риторикой. Пандемия омикрона пока не привела к значительному ухудшению состояния глобальных цепочек поставок: барометр мировой торговли ВТО по-прежнему находится в желтой зоне. 

Комфортные условия для РК задает и рост мировых цен на сырье. Цены на нефть марки Brent в конце января 2022-го превышают докризисный уровень (январь 2020 года) на 38%, цены на медь – на 63%. Это означает, что профицит торгового баланса РК продолжит расти, а дефицит счета текущих операций – сокращаться. 

Еще один внешний фактор если не с позитивной, то с нейтральной динамикой – импорт. Одним из важнейших проинфляционных факторов в минувшем году был импорт цен. На пике в сентябре 2021 года годовая инфляция импортных товаров составила 13,0%, причем товары из СНГ тогда подорожали на 22,8% г/г, а из остальных стран мира – на 4,4%. Но уже к ноябрю общий показатель замедлился до 12,8%, хотя импорт из стран СНГ продолжает динамично дорожать – 23,8%. 

Основной торговый партнер РК в СНГ – Россия – с весны прошлого года перешел к ужесточению ДКП и предпринял семь раундов повышения ключевой ставки. Эффект от замедления инфляции в РФ будет благоприятно действовать и на ситуацию в Казахстане.  

На цены внутри страны будет также благоприятно влиять антиинфляционная политика правительства, в рамках которой заморожены цены на коммунальные услуги, энергоносители и созданы условия для сдерживания цен на отдельные продовольственные товары. 

В этих условиях продолжение политики высоких ставок может быть излишне жесткой мерой. Структура сбережений больше не является чрезмерно чувствительной к повышающейся ставке: в последние полгода доля тенговых и долларовых депозитов не изменилась с июля по декабрь 2021 года и составляет 65:35 в пользу тенговых вкладов. Риск кэрри-трейда также пока невелик. 

Пожалуй, главным сильным аргументом в пользу высоких ставок сейчас может быть противодействие давлению на обменный курс. К повышению базовой ставки Нацбанк прибегал и ранее – в марте 2020 года, когда на фоне падения цен на нефть произошла очередная двузначная девальвация тенге. Однако, как уже было сказано, в январе 2022 года внешний фон для РК значительно лучше. 

Реальная ставка в РК (базовая минус инфляция) по-прежнему резко положительная, тогда как в РФ, несмотря на все раунды повышения, близкая к нулю, а в развитых странах – отрицательная. 

Продолжение жесткой политики может вызвать ужесточение условий кредитования и шоки со стороны спроса. Впрочем, пока эти шоки сложно разглядеть на горизонте. Темпы роста торговли на эффекте низкой базы 2020-го по итогам января – ноября 2021 года составляют 9,7% г/г. Лишь обрабатывающая промышленность незначительно замедляется с 5,6% роста в январе – июне до 5,2% в январе – ноябре 2021 года. Да индекс деловой активности, который отслеживает Нацбанк, в последние полгода никак не может закрепиться в зоне положительных значений. 

Статистика за январь покажет, насколько потеряла в динамике экономика РК после январских событий. В краткосрочной перспективе потери ограничиваются несколькими десятыми роста ВВП, а долгосрочные – снижением инвестиций в казахстанские физические активы. 

Пока новое правительство РК не скорректировало старые подходы к стимулированию экономики, а значит, в период жесткой ДКП кабмин будет продолжать избирательно субсидировать приоритетные сектора экономики и отдельные компании. Все это приведет к укреплению и без того прочных нерыночных механизмов.

Читайте также